Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Производителям электронных учебников готовят богатое будущее

20 марта 2015 23:30

Фото с сайта www.kazanfirst.ru
Фото с сайта www.kazanfirst.ru
В ближайшей перспективе российские школы смогут учить детей не только по традиционным учебным пособиям, но и используя современные технологии – электронные учебники. Министерство образования и науки РФ в начале февраля уже известило регионы о такой возможности, и школы смогут выбрать, какой формат учебников они будут использовать – бумажный или электронный.

Пока переход на электронную форму учебников не является обязательным, у школы есть право выбора. Однако тенденция перехода на электронные образовательные ресурсы, по-видимому, установилась окончательно. Этому предшествовало изменение Федерального перечня учебников, вернее, критериев, по которым издательство имеет право находиться в перечне. Теперь для появления учебника в перечне нужна не только рекомендация Научно-методического совета при Минобрнауки РФ, но и наличие у него электронной версии. В итоге рынок электронных учебников из потенциально перспективного уже скоро станет быстроприбыльным.

Это поняли и игроки рынка традиционных бумажных учебников. Они уже активно переводят свой продукт в электронную форму. Например, в издательстве "Просвещение" "НГ" сообщили, что к январю 2015 года были подготовлены и представлены на экспертизу электронные версии 415 учебников по всем предметам с 1 по 11 классы, входящим от издательства в Федеральный перечень учебников. "К концу апреля или в начале мая будет сформирован новый перечень учебников, и мы узнаем, какие будут доступны 1 сентября всем ученикам страны", – отметил представитель издательства.

В издательстве "Вентана-Граф" отмечают, что подготовка к выпуску электронных учебников не потребовала серьезной перестройки компании. "У нас был в издательстве отдел, который занимался выпуском электронной продукции, это было работающее самостоятельное подразделение. У нас выпускались и аудиоприложения, и электронные образовательные ресурсы для работы дома и в классе. Потому нам было достаточно перестроить некоторые внутренние процессы", – сообщили в компании.

Внедрение электронных учебников должно подстегнуть также компании, занимающиеся разработкой продуктов в сфере электронного образования и обеспечивающих доступ к электронному образовательному контенту. Такие фирмы начали развиваться задолго до изменения подхода к формированию Федерального перечня учебников.

В частности, компания "Орфограф" по договору с "Ростелекомом" на два года получила исключительные права на платформу "Дай 5!", через которую школьники могут загружать на планшеты учебники и дополнительные материалы. Гендиректор компании Рубен Акопов пока сдержанно оценивает ситуацию с использованием электронных учебников. "Конечно, многие классы уже укомплектованы интерактивными досками, а старшеклассники иногда могут похвастаться купленными за родительские деньги планшетами. Но все-таки и не все доски очень часто используются как замена обыкновенным меловым или маркерным доскам, и на планшеты старшеклассники закачивают легко доступные пиратские аналоги бумажных учебников в формате PDF. Системных, понятных и доступных как преподавателям, так и учащимся и их родителям решений пока нет. Контент зачастую незначительно уходит от привычных PDF-версий бумажных учебников", – отмечает бизнесмен.

Как рассказал Нукри Башарули, гендиректор компании "Азбука" – федеральной системы дистрибуции электронных учебников, сейчас проекты апробации учебников на основе разработанной компанией технологии реализуются во многих регионах. Это, в частности, Татарстан, Ульяновская, Ивановская, Московская области, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Екатеринбург.

Кроме того, темой электронных учебников активно занимается группа компаний "ЛАНИТ". Она очень заинтересовала главу "ЛАНИТа" Георгия Генса несколько лет назад, и в 2011 году он купил канадскую компанию Evident Point. Правда, как сообщил “НГ” вице-президент по инновационным проектам группы компаний "ЛАНИТ" Дмитрий Изместьев, разработанный канадцами продукт Active Textbook не снискал в России такую же востребованность, как за рубежом – в Канаде, США и Великобритании. В "ЛАНИТе" уклончиво говорят о результатах внедрения Active Textbook в отечественном образовании. "В России электронные учебники появились совсем недавно, поэтому пока все внедрения происходят на уровне пилотных проектов, и говорить о них еще рано", – пояснил Изместьев. Неясно, означает ли эта формулировка, что продвижение Active TextBook в России пока идет не слишком успешно. Однако, как можно понять, интереса к бизнесу в сфере электронного образования Генс не потерял и сделал ставку на российского партнера – Александра Кондакова. Он доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. В прошлом был высокопоставленным федеральным чиновником в сфере образования, однако в последние годы его карьера складывалась не столь успешно. В 2012 году он покинул пост генерального директора издательства "Просвещение", а менее года назад оставил и аналогичную должность в издательстве "Дрофа".

Получив значительный опыт и связи сначала в федеральном Министерстве образования, а потом и в издательствах, Кондаков занялся бизнесом, став соучредителем ООО "Мобильное электронное образование" (МЭО) – компании, занимающейся разработкой и поставкой системных программных решений, образовательных услуг и сервисов. Происходило это не без поддержки со стороны "ЛАНИТ": по данным ЕГРЮЛ, на 75% "МЭО" принадлежит ЗАО "ЛАНИТ ХОЛДИНГ", а доля самого Кондакова – 25%, при этом он называется председателем совета директоров компании.

Пикантность ситуации в том, что Кондаков, являясь бизнесменом, одновременно в ряде регионов выступает в качестве эксперта в разработках программ развития образования. Участники рынка высказывают подозрения, не является ли целью этой работы подгонка этих программ под продукты, разработанные “МЭО” и "ЛАНИТ". Если это так, то эта удобная многоходовка может сработать в этом году сразу в двух регионах – в Дагестане и Татарстане. Во всяком случае, в Дагестане Кондаков вошел в состав экспертной группы по созданию программы развития образования республики до 2020 года, а в Татарстане стал научным руководителем разработки аналогичной стратегии до 2030 года.

Кондаков в этом проблем не видит. "Здесь нет конфликта интересов, потому что мы поставляем средства обучения, учебное оборудование, и никакого отношения к поставкам электронных учебников не имеем", – сказал он "НГ", отказавшись от дальнейших комментариев на эту тему.

Но слова Кондакова о том, что ведение бизнеса и участие в экспертных советах в регионах не является конфликтом интересов, сложно признать верными. Например, в презентации в Татарстане в рамках проекта "Образование 3.0" он представил образовательное решение, состоящее как и из оборудования, так и из пособий. А между тем, в близком Кондакову холдинге есть и поставочные компании, и компании, занимающиеся обеспечением доступа к электронным учебникам (Active Textbook).

Кроме того, добавим, что в структуре "ЛАНИТ" появилась новая компания – ООО "ЛАНИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ". Между тем еще две недели назад эта фирма называлась ООО "ДПИ", что совпадает с брендом компании, выполнившей несколько лет назад скандальные поставки дорогой американской продукции Apple во все московские школы.

Как бы то ни было, еще один ключевой вопрос – готовы ли школы к переходу на электронные учебники. "Школы в основном готовы к внедрению электронных учебников в том смысле, что они знают о том, что это планируется организовать. В зависимости от региона (в крупных городах больше, в небольших – меньше), но учителя продвинулись и уже используют электронные ресурсы в своей работе", – считают в издательстве "Вентана-Граф".

Башарули приводит данные опросов, согласно которым 100% школьников и большинство учителей положительно относятся к использованию электронных учебников, а 75% школьников считают, что с электронными учебниками учиться стало интереснее. По его словам, на 50% повышается информативность и эффективность урока и снижается время, затраченное на поиск информации. “Классы, в которых применяются электронные учебники, на 30-60% лучше усваивают знания, в них вырастает успеваемость и самоорганизация учеников", – говорит руководитель "Азбуки".

"Мы считаем, что в течение 3-5 лет по мере накопления опыта и развития технологий произойдет смена 2-3 версий контента и информационных систем, в которых он используется, – прогнозирует глава компании "Орфограф" Рубен Акопов. – Количество перешедших на использование преимущественно цифрового контента учащихся и преподавателей может достичь 20-30%".

Сами педагоги надеются на более глубокое развитие этого направления. Директор ГАУ "Московский центр качества образования" Алексей Рытов полагает, что от введения электронных учебников выиграют и учителя, и ученики, но только в том случае, если это будет системный продукт. "Все понимают, что мы обязаны переходить на новый уровень, – говорит педагог. – Любой ребенок с ранних лет уже пользуется гаджетами, и естественно, что электронные учебники для него понятны и нужны. Другое дело, что педагогическое сообщество сейчас и опытным путем, и путем контактов с производителями должно прийти к тому, чтобы электронный учебник не стал обыкновенной бумажной книгой, перенесенной в планшет. Есть хорошие концептуальные разработки, например, "Просвещения", где учебник – это все в одном месте. Тут и текст, и иллюстрации, и ссылки, и энциклопедия – залез в учебник и добрался до всех знаний. Но готового концепта пока нет".

Директор Московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что электронные учебники создают большие возможности для работы учителей. "В их структуре могут быть не только сами учебники, но и рабочие тетради, и видеоматериалы разных опытов. У меня при школе есть два специфических отделения – одно при онкологическом центре, где учителя обучают онкологических больных, второе – Российской детской клинической больнице, где месяцами, иногда годами лежат дети. В силу гигиенических причин во многих отделениях бумажные книги там использовать нельзя, а электронные учебники, планшеты, можно. К тому же другое поколение растет – цифровое, эти дети уже давно с планшетами работают. Можно посыпать голову пеплом, говорить, что это плохо или вредно, но изменить это нельзя. Это общий тренд. Но предстоит большой этап обучения и переобучения учителей. В Москве он уже активно идет, есть и недовольные – есть же и пожилые люди, которые даже включить планшет не умеют, но потихоньку осваивают".

Директор Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко считает, что сейчас только начинается длительный процесс создания учебно-методических комплексов нового типа. "В них будут гармонично дополнять друг друга бумажная книга и электронная среда, в которую ребенок сможет заходить, брать задачи, общаться с учителем", – пояснил он. Ященко уверен, что традиционный "бумажный" учебник сохранится, но станет принципиально иным, лишится ряда функций, которыми он сейчас перегружен.

Владимир Кузьмин

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы