|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Путин договорился с Южной Осетией19 марта 2015 23:29
Впрочем, во время встречи двух президентов ничто не говорило о том, что делегация из Южной Осетии недовольна долгим ожиданием. Владимир Путин, в свою очередь, выступил с протокольной, но достаточно теплой речью. "Мы сегодня сделаем еще один шаг не только в направлении совершенствования договорно-правовой базы в наших отношениях с Южной Осетией, но и в развитии наших интеграционных процессов, в развитии наших союзнических отношений, подпишем договор о союзничестве и интеграции", — сказал российский президент. Между тем никакой интриги не было уже с конца февраля, когда пресс-служба российского правительства опубликовала текст договора. Согласно установленной процедуре, тексты международного договора, которые, как правило, разрабатываются с участием Министерства иностранных дел, должны быть одобрены правительством и от его имени направлены в Кремль. После подписания международного договора он должен быть ратифицирован парламентом, то есть включен в корпус национального законодательства. Особой процедуры ратификации российская Конституция не предусматривает и она проходит в форме принятия обычного федерального закона, так что в итоге через какое-то время договор с Южной Осетией вновь вернется в Кремль на подпись президенту. Вступит в силу документ только после обмена ратификационными грамотами. Стоит отметить, что правительство далеко не всегда публикует тексты международных договоров до их подписания. Интересным также представляется и то, что постановление кабинета о представлении президенту текста договора было принято 23 февраля — в официальный выходной день, когда подписавший документ Дмитрий Медведев, как и всякий государственный служащий, вообще-то, работать не должен. Вполне вероятно, что столь странная история с российско-югоосетинским договором связана с множеством споров, которые велись вокруг него еще на этапе разработки. Даже вероятный перенос подписания документа некоторые объясняли необходимостью срочного изменения текста договора. Южную Осетию и до российско-грузинской войны сложно было назвать самостоятельным государством: ее безопасность обеспечивалась присутствием российских миротворцев, а экономика крошечной тогда еще непризнанной республики жила за счет удачного расположения между двумя государствами, иными словами, контрабандой. После войны 2008 года граница с Грузией была перекрыта и республика полностью оказалась на обеспечении российского бюджета, часть денег даже проводилась через существовавшее тогда Министерство регионального развития. В таких условиях естественно, что в открытую велись разговоры о включении республики в состав Федерации. Избран был, однако, другой сценарий: с Южной Осетией, как и с Абхазией, был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в стране развернулось национальное строительство с созданием всевозможных министерств и ведомств по российскому образцу, на территории республики была размещена военная база, но собственные вооруженные силы формально сохранялись. В 2014 году Россия решила устроить ревизию отношений с двумя закавказскими республиками, существование которых, формально, из европейских государств признает только Москва. Чем было вызвано это решение, до конца непонятно. "Близкие к Кремлю источники" сообщали в беседах с журналистами, что необходимость усиления позиций России в Абхазии и Южной Осетии вызвана событиями на Украине и ставшим оттого еще более вероятным вступления Грузии в НАТО. Как бы то ни было, было принято решение подписать новые договоры. Первой оказалась Абхазия: 24 ноября президент Владимир Путин подписал со своим абхазским коллегой Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Суть договора была понятна изначально: Россия обязуется обеспечивать жизнь Абхазии и берет на себя обязательства по ее защите от вероятных нападений. Детали, однако, пришлось согласовывать довольно долго. Так, например, в одном из предварительных вариантов предусматривалось, что Россия будет платить своим гражданам-пенсионерам в Абхазии пенсии не меньше, чем получают в соседнем Южном федеральном округе. В итоговом тексте оказалось, что жителям Абхазии будут выплачиваться пенсии, "сопоставимые" с ЮФО. В конечном варианте договора прописано, что действие Объединенной группировки войск, которая состоит из вооруженных сил Абхазии и России, начинается после того, как обе стороны примут согласованное решение о наличии опасности агрессии. В первом варианте договора было записано, что Россия самостоятельно определяет, есть угроза агрессии для Абхазии или нет. Вокруг будущего договора между Южной Осетией и Россией также разразились нешуточные споры. В самой республике можно было, очень условно, выделить две партии — сторонников полной интеграции с Россией и, в идеале, вхождения в состав Федерации, и сторонников сохранения независимости. Сторонником фактического присоединения Южной Осетии к России является спикер парламента республики Анатолий Бибилов, чья партия "Единая Осетия" набрала большинство на выборах летом 2014 года. Он по этому вопросу находится в оппозиции к президенту Леониду Тибилову. Сторонник президента, министр иностранных дел республики Давид Санакоев, предлагал сохранить Южной Осетии армию, милицию и таможню. Члены партии "Единая Осетия" пригрозили провалить ратификацию договора, если будет подписан вариант Санакоева — но политического кризиса, аналогичного тому, что летом 2014 года произошел в Абхазии, удалось избежать. В итоге Южная Осетия отказывается от права на контроль над собственной таможенной территорией. "Таможенные органы Республики Южная Осетия интегрируются с таможенными органами Российской Федерации путем применения законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле", — говорится договоре. Южная Осетия фактически отказывается от своей армии. В договоре сказано, что именно Россия обеспечивает оборону и безопасность Южной Осетии, в том числе защиту границы. А "отдельные подразделения Вооруженных Сил" Южной Осетии в будущем войдут в состав Вооруженных сил России. Россия также обязуется обеспечивать своим гражданам в Южной Осетии уровень пенсий, сопоставимый с Северо-Кавказским федеральным округом, создает за свой счет систему социального и медицинского страхования. Фактически гражданство Южной Осетии сливается с российским гражданством: Москва обязалась "принять дополнительные меры" для того, чтобы упростить местным жителям процедуру получения российского гражданства. Перед Южной Осетией Москва дополнительно обязуется: позволить гражданам ЮО получать российский паспорт, не отказываясь от своего гражданства, а также позволить россиянам, которые обладают еще и осетинским гражданством, занимать посты на госслужбе. Решение подписать российско-югоосетинский договор уже раскритиковали в Европе. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, то есть фактически министр иностранных дел ЕС Федерика Могерини заявила, что договор — "еще один шаг, противоречащий усилиям по укреплению безопасности и стабильности в регионе". "Этот "договор", который включает упоминания о передаче власти в некоторых сферах, явно нарушает суверенитет и территориальную целостность Грузии, принципы международного права и международные обязательства, взятые Российской Федерацией, в том числе соглашение от 12 августа 2008 года и меры по его имплементации от 8 сентября 2008 года, и не имеет никаких законных оснований", — заявила Могерини. Также новый договор не собираются признавать и в Вашингтоне. Официальный Тбилиси также высказал недовольство действиями Москвы. "Российская сторона повела себя, мягко говоря, очень неконструктивно и анонсировала на 18 марта, в основной день переговоров, подписание т.н. интеграционного договора с Цхинвали. Мы считаем, что это не случайность, это целенаправленная провокация, рассчитанная на то, чтобы еще больше осложнить этот конкретный раунд Женевских переговоров и вообще подорвать этот формат переговоров", — заявил заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Дондуа. Как раз 18 марта в Женеве запланирован очередной раунд дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье. Между тем тема подписания договора между Москвой и Цхинвали явно будет широко обсуждаться в Грузии — 21 марта в Тбилиси пройдет крупная демонстрация оппозиционного "Единого национального движения". Главное требование демонстрантов — отставка правительства в связи с обесцениванием лари. За последние четыре месяца грузинская национальная валюта упала с привычного уровня 1,75 лари за доллар до примерно 2,2 лари. Вдобавок правящая коалиция "Грузинская мечта" потеряла большинство в некоторых муниципальных собраниях, так что сейчас лишние аргументированные претензии могут плохо сказаться на устойчивости правительства. Так что последствия подписания договора между Россией и Южной Осетией могут проявиться в самых неожиданных местах.
Илья Карпюк
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |