|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Бюджетный сюрприз для малоимущих03 марта 2015 23:47
Правительство хочет отменить в этом году действие 24 федеральных законов, которые определяют правила индексации пособий, выплат и зарплат с учетом прогнозного уровня инфляции. Соответствующий законопроект правительство внесло на рассмотрение в Госдуму. В официальной базе законопроектов этот документ появился в субботу утром. Законопроект распространяется на выплаты, которые полагаются чернобыльцам, инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза и РФ, Героям Социалистического Труда, почетным донорам, гражданам, имеющим детей, учащимся на каждом уровне профессионального образования. Кроме того, он затрагивает различные страховые и иные выплаты, которые полагаются в случае гибели или ранения военнослужащих, сотрудников полиции. Также он касается материнского капитала, государственной компенсации расходов на похороны, накопительного взноса в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Наконец, законопроект распространяется на денежное довольствие военнослужащих, на оклады государственных гражданских служащих, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, судей, сотрудников органов внутренних дел. Список обширный, и, за некоторыми исключениями, в нем в основном социально уязвимые категории граждан. Судя по пояснительной записке, всем этим гражданам в 2015 году выплаты будут увеличены на специально определенную добавку, величина которой будет установлена в процессе пересмотра бюджета. Авторы законопроекта уверяют, что их новации направлены на обеспечение возможности безусловного выполнения в 2015 году всех государственных обязательств. В конце прошлого года правительство разработало крайне нереалистичный бюджет, и теперь чиновники вынуждены его переделывать. Например, в бюджете прописан нереалистичный прогнозный уровень инфляции: в 2015 году рост цен якобы составит всего 5,5%. Однако уже сейчас инфляция в России в годовом выражении превысила 16%. И если проиндексировать пособия, выплаты и зарплаты на 5,5%, то доходы граждан в реальном выражении заметно снизятся. А значит, теоретически законодательная новация правительства может изменить ситуацию к лучшему. Допустим, власти могут установить, что в этом году выплаты гражданам будут увеличены на фактический уровень инфляции, то есть как минимум на 16%. Но это – идеальный вариант. Точно так же не исключено, что власти пропишут для разных категорий граждан разные размеры увеличения пособий, и тогда можно будет говорить о неравномерном и несправедливом распределении бюджетных средств между нуждающимися. Минфин уже анонсировал сокращение расходов в федеральном бюджете на 10%. Как говорил министр финансов Антон Силуанов, под сокращение попадут все статьи, кроме оборонных. При этом власти утверждали, что от своих социальных обязательств государство вроде бы не отказывается, однако оно будет менять подход к распределению бюджетных средств. Ранее президент Владимир Путин объявил, что бессмысленно размазывать государственную помощь тонким слоем по всему пирогу, ее нужно оказывать адресно: "Именно нуждающимся – тем людям, которым без поддержки действительно тяжело". Кому тяжелее без поддержки: ветерану или чернобыльцу, многодетной матери или студенту? Кто будет определять? Еще одна опасность кроется в создании прецедента – то есть во внедрении практики отмены ежегодной индексации тех или иных выплат с учетом инфляции. Если депутаты одобрят законопроект, то правительство вполне сможет рассчитывать на успех подобных новаций и в следующем году. И чиновники, прикрываясь разговорами о сложной экономической ситуации, могут решить и дальше отменять ежегодную индексацию на уровень инфляции и опять установят некий новый размер для увеличения пособий. При этом власти вполне могут сделать размер уже меньше не только фактической, но и прогнозной инфляции. Чтобы приблизить индексацию пособий и зарплат к фактическому уровню инфляции, вовсе не обязательно отменять действие 24 уже существующих законов. Достаточно просто изменить одну цифру в бюджетном законе – а именно прогнозный уровень инфляции – и тогда индексация будет адекватной росту цен без изменения всех действующих правил. Рациональное звено в предложениях правительства есть, полагают некоторые эксперты. Глава практики трудового права юридической фирмы CMS Валерий Федореев обращает внимание, что не во всех 24 федеральных законах установлена индексация выплат именно на прогнозный уровень инфляции. Иногда в законодательстве вообще не уточняется, на какую именно инфляцию должна опираться индексация. Например, такой ясности нет со стипендиальным фондом. Поэтому новация правительства позволит избежать путаницы, будут установлены единые правила, предполагает Федореев. Прогнозировать инфляцию крайне сложно, замечает адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев. Поэтому, по его словам, власти, видимо, хотят "более точно рассчитать коэффициенты индексации, а главное – предусмотреть соответствующие расходы в государственном бюджете". "Чтобы не только повысить размеры выплат, но и фактически их выплатить", – говорит Соничев. Однако есть эксперты, которые довольно скептически отнеслись к законодательной инициативе правительства. "Цель авторов законопроекта очевидна: экономия бюджетных средств в период нестабильной экономической ситуации, – поясняет адвокат Андрей Безрядов. – Какой критерий будет заложен для индексации в законе о бюджете, как он будет соотноситься с фактическими изменениями в экономике – неизвестно". Эксперт считает, что в законопроекте "прослеживается завуалированный отказ государства от части взятых на себя социальных обязательств". "Неизвестно, какими критериями будет руководствоваться правительство при установлении размера разовой индексации в этом году. Вряд ли стоит ожидать, что ее размер будет выше или хотя бы на уровне действительной инфляции. Ведь в таком случае не проще было бы правительству просто по итогам года увеличить процент прогнозируемой инфляции, чтобы сравнять данный показатель с действительной инфляцией, а не искать иные пути", – отмечает адвокат Владимир Постанюк. "По моему мнению, размер разовой индексации не превысит 8%, что будет существенно ниже фактической инфляции, а значит, и реальный уровень дохода населения будет отставать от темпов роста цен", – добавляет руководитель управления правового консалтинга компании "ФинЭкспертиза" Виктор Демидов. Наконец, часть экспертов указали, что в законопроекте можно увидеть расхождение с требованиями Конституции РФ, в которой записано: "В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". "Социально уязвимые группы граждан будут подавать в Конституционный суд, ссылаясь именно на это противоречие", – прогнозирует председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст. "Здесь можно говорить о прецеденте, однако делать поспешные выводы рано. Хотя есть риск, что многие предусмотренные льготы попросту исчезнут в будущем на основании созданного прецедента", – добавляет Мария Баст. "Инициатива еще не принята, поэтому считаю, что до прецедента она пока не доросла. Хотя опасность прекращения индексации действительно есть, что видно на примере с выплатами военнослужащим", – уточняет Антон Соничев. Юрист напомнил, что "военнослужащие с 2012 года не видят никаких индексаций": "После общего повышения окладов в 2012 году была заложена и ежегодная индексация, но уже в 2013 году ее приостановили. В 2014 году приостановление продлили еще на год, и неизвестно, ограничатся ли законодатели только этими тремя годами". Другими словами, власти уже имеют опыт многоразового продления закона, который изначально отменял индексацию только на один год.
Анастасия Башкатова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |