Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

ИНИОН: в защиту "бедной архитектуры"

03 марта 2015 23:41

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
После катастрофического пожара в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) на юго-западе Москвы перед ФАНО, городскими властями и общественностью, помимо вопроса о дальнейшей судьбе библиотечных фондов, встал и другой – о будущем самого здания.

Многие специалисты выступают за его восстановление — и именно в прежнем виде, по проекту середины 1960-х годов. Несмотря на то, что здание вроде бы относится к "бетонным модернистским коробкам", мастера и ценители архитектуры терпеливо разъясняют, что не все так просто: они убеждены, что "бедная архитектура" имеет свои шедевры, в списке которых ИНИОН — среди первых.

Позиции сторонников "шестидесятнического" ИНИОНа неслабы. На их стороне и научный авторитет — еще 17 февраля более 50 уважаемых представителей архитектурно-градостроительных кругов обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой о воссоздании здания. Среди подписавшихся — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, президент Российской академии архитектурных и строительных наук Александр Кузьмин, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов и многие другие.

На их стороне и общественность: по крайней мере, в социальных сетях за несколько дней собрано более 10 тысяч подписей, которые сегодня организаторы акции планировали передать в приемную главы правительства.

Так или иначе, "инионисты" сочли необходимым высказать свою позицию на пресс-конференции в "Росбалте". На встрече с журналистами не было таких величин, как главный архитектор Москвы, но в нем участвовали люди авторитетные и глубоко знающие тему.

Действительно, ИНИОН — не Храм Христа Спасителя, не Сухарева башня и даже не Военторг. Для многих людей это — одна из "бетонных коробок", вроде тех, которыми застроена большая часть городской территории и в которых живут абсолютное большинство москвичей. Не следует забывать, что и до пожара 30-31 января инфраструктура здания выглядела не лучшим образом: в частности, большой пруд перед корпусом на Нахимовском проспекте уже давно "пересох", так что слухи, будто эту бетонную яму "кавказцы хотели арендовать под торговые ларьки", выглядят, по крайней мере, правдоподобно.

Многие жители района вокруг метро "Профсоюзная" на Юго-Западе с ностальгией вспоминают времена расцвета советской науки, когда не только они сами были молоды, но и сам "научный" район, который считался одним из лучших в столице. А уж институтский комплекс просто радовал глаз и освежал атмосферу своим обширным водоемом с шеренгой фонтанов.

Купаться, правда, здесь было нельзя. Устройство пруда имело практические цели. Как рассказала доцент Московского архитектурного института Анна Броновицкая, водоем предназначался для охлаждения мощных компьютеров (по-тогдашнему ЭВМ), которые должны были в изобилии размещаться в окрестных институтах. Электронно-вычислительный потенциал на деле оказался не столь мощным, но пруд пришелся очень к месту.

Самое главное — весь Юго-Запад изначально, в начале 1960-х, был задуман как некий новый центр Москвы, дополнительный к историческому. И, как убеждена Броновицкая, "замысел этот был достаточно цельный". "Это целый кластер научных институций, которые архитектурой своей воплощали передовой характер советской науки", — отметила архитектор.

Особенно удался, по ее мнению, весь комплекс у станции метро "Профсоюзная", состоящий из "подчеркнуто-горизонтального" ИНИОНа с его прудом и "двойной вертикальной пластины" Центрального экономико-математического института, "расчерченной на клеточки" и украшенной огромным стилизованным "ухом".

"Архитектура недавнего прошлого практически всегда переживает период отрицания, — подчеркнула Анна Броновицкая. — Она людям кажется некрасивой, неинтересной, не имеющей ценности. Обычно в это время происходят большие потери. Но сейчас советский модернизм 1950-60-х привлекает огромное внимание. В Вене, Стамбуле и Сан-Паулу проходили выставки, в Москве планируются выставки до 2020 года. И в этот момент потерять одно из наиболее выдающихся зданий особенно обидно".

Район и сейчас выглядит совсем неплохо, применительно к реальным обстоятельствам нашей жизни. Не так уж много там и "точечных застроек", поскольку именно здесь общественности удалось мобилизоваться и отстоять много зелени, о чем напомнила депутат совета муниципального округа Гагаринский Елена Русакова. Она находилась в центре деятельности по сбору подписей в социальной сети.

"Обычные москвичи на улице были в ужасе, — рассказала депутат. — Люди устали постоянно терять дорогие сердцу места, уголки Москвы и значимые объекты. Первая реакция была: как бы это не стало поводом для сноса и коммерческой застройки. Упорные слухи об этом ходили даже до пожара".

Тему развил вице-президент РААСН и председатель совета академии по охране наследия Александр Кудрявцев. Он напомнил о временах, когда те места — Черемушки — были чистой воды окраиной, и вдруг там "появляется столичного масштаба комплекс, в котором достаточно роскошно компонуется пространство внешнее и внутреннее".

Творцы проекта ИНИОНа Яков Белопольский, Ефим Вулых и молодой тогда Лев Мисожников, по оценке Кудрявцева, являлись лидерами советской архитектуры своего времени. Белопольский помогал знаменитому скульптору Евгению Вучетичу возводить монументы в берлинском Трептов-парке и на Мамаевом кургане в Волгограде. Вулых спроектировал один из лучших видов советских жилых домов — его кирпичные 14-этажки, "башни Вулыха" (в данном случае молва предпочитает склонять фамилию на "ых") известны своим относительно благообразным внешним видом и внутренним комфортом.

"В ИНИОН увидишь отблески всех кумиров", — отметил вице-президент РААСН. Он напомнил о влиянии таких авторитетов модернистской архитектуры, как Алвар Аалто (финская архитектура особенно очаровывала советских коллег своей близостью к природе), Пол Рудольф и Луис Кан.

"Мы можем потерять уважение к тому пласту архитектуры, который оказался очень хрупким и уходит, потому что те, кто принимает решения, рассматривает его как "бедную архитектуру", — подчеркнул Кудрявцев. — Там не было денег на то, чтобы устроить колонны, капителии, украсить наличниками, еще и золота поддать. Но это произведение достаточно легкое для восприятия, оно было хорошо принято москвичами".

Как сообщили "Росбалту" в пресс-службе Федерального агентства научных организаций (ФАНО), ИНИОН планируется восстанавливать, и на своем исконном месте. О конкретных же архитектурных проектах говорить пока рано, отметили в пресс-службе. Действительно, после разрушительного пожара прошел всего месяц, и сначала необходимо решить судьбу библиотечных фондов.

Леонид Смирнов

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы