Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Факультет ненужных вещей?

25 февраля 2015 23:52

Фото с сайта www.priamurka.ru
Фото с сайта www.priamurka.ru
Дальневосточный гуманитарный университет: гимн истфака как экспонат музея

О подготовке учительских кадров, которая в Приамурье начиналась еще в дореволюционную пору, рассказали мне в музее гуманитарного университета. Постановление Совета народных комиссаров СССР о создании в Хабаровске педагогического института, принятое в 1934 году, я увидел на стене в рамочке.

В последнюю четверть века у него, как и других учебных заведений страны, поменялось название. Институт стал университетом, определение "педагогический" уступило место дефиниции "гуманитарный". Впрочем, большинство хабаровчан продолжает воспринимать его как пед, и в этом усеченном словце нет уничижения, а есть любовь к незабвенным учителям, которую хранит в сердце каждый из нас.

Паровоз стал прицепом

В 1938 году в еще недостроенных корпусах института начались занятия на трех факультетах — историческом, филологическом, физическом. Похоже, функционирование вуза всегда включало то, что сегодня именуется оптимизацией и реструктуризацией. К примеру, истфак трансформировался в историко-филологический факультет, потом в историко-английский. Список всех его названий, обретенных в разные годы, сохранила бумага, которую мне показали в музее. Правда, в ней отсутствует теперешнее наименование, но я увидел в этом здравый смысл. Ведь прежде истфак был паровозом, а теперь впервые за свою историю оказался прицепом.

Как выражался Остап Бендер, слабонервных прошу удалиться. Факультет востоковедения и истории — так именуется новообразование, в котором очутились остатки истфака. Того самого, что пополнял ряды почетных граждан Хабаровска, где учились будущие ректоры вузов страны. В том числе Валентин Романов, который два десятка лет возглавлял сегодняшний Дальневосточный гуманитарный университет.

Что происходит? В стране небывалый подъем патриотизма, президент говорит о национальном единении, возобновлена деятельность Российского исторического общества, а в старейшем вузе края прекращает существование истфак. Его гимн — "Пусть идут года, /Будем вместе мы на века, /И любимый наш истфак…" — покоится в музейной папке.

Бакалавры и магистры

Заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории Валерий Тимошенко — выпускник истфака 1983 года. Сфера его научных интересов — государства Южно-Тихоокеанского региона. Доктор исторических наук, доцент, он полагает, что разгрома истфака не было, а случившееся с прежде заглавным факультетом вуза — результат непродуманного реформирования высшего образования.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, в которой провозглашен курс на создание единого европейского пространства высшего образования. Отечественные вузы по команде из Москвы были вынуждены переходить на подготовку бакалавров и магистров.

— Бакалавриат предполагает четырехлетнее обучение, а у нас диплом учителя истории вручался после пяти лет учения, — объясняет Тимошенко. — Что значит уменьшение продолжительности учебы? Курс лекций по новой истории, которую я преподаю, сократился с двадцати восьми лекций до восьми…

Отсюда урезание профессорско-преподавательского состава, слияние кафедр и факультетов. Но ведь есть магистратура, куда вправе поступать завершивший учебу бакалавр!

— В ушедшем году одиннадцать выпускников нашей кафедры изъявили желание продолжить учебу в магистратуре, — продолжает Валерий Николаевич. — Что предложил им родной вуз? Во-первых, платное обучение, во-вторых, заочное. И наши ребята отправились во Владивосток. В Дальневосточном федеральном университете магистратура по нашему профилю бесплатная и очная…

Вывод напрашивается сам: федеральное министерство образования обеспечивает приоритет федеральных университетов за счет других. Конечно, нескончаемые корпуса, возведенные на Русском острове к саммиту азиатско-тихоокеанского сотрудничества, нужно заполнять, но без пренебрежения интересами региональных вузов.

Школе историки нужны

Тимошенко возглавляет, можно сказать, объединенную кафедру, ведь десятилетиями исторический факультет включал в себя кафедру отечественной истории и кафедру всеобщей истории. При сокращении числа лекций и практических занятий объединять — значит резать по живому. За бортом объединенной кафедры оказались доктор исторических наук Елена Аурилене, доктор педагогических наук Ольга Стрелова, доктор исторических наук Юрий Ципкин. Они продолжают жить и преподавать в Хабаровске, но вузу, где они состоялись как ученые и педагоги, не нужны.

Может, потому объединенная кафедра не смогла противостоять ликвидации истфака, что в последние годы она лишилась профессуры, с которой не могли не считаться на любом уровне?

Хотя внешне ничего не изменилось. Университет продолжает подготовку учителей истории и обществоведения. Правда, набор сокращен вдвое. Неужели нет спроса на педагогов этого профиля?

— Школам Хабаровска они очень нужны. Немало учителей пенсионного возраста — им требуется смена. Принято решение о преподавании обществознания с пятого класса, и это требует укрепления педагогического состава, — говорит начальник предметно-методической лаборатории муниципального центра развития образования Ирина Пушкарева.

Как оказалось, ведущий специалист лаборатории по сопровождению истории, обществознания, права Анна Прокудина — выпускница истфака 2013 года.

— Кто из сокурсников не устроился по специальности? — спросил я.

— Из шестнадцати человек выпуска большинство предпочли школу, — услышал в ответ. — Среди других мест трудоустройства — архив, музей, библиотека. В коммерцию никто не пошел…

Не грех поучиться у соседей

Поразительный факт сообщили мне в центре развития образования: Дальневосточный гуманитарный университет свернул подготовку учителей географии, которых в Хабаровске небывалый дефицит.

— Порядка десяти лет назад прекратили обучение, потом возобновили, однако вынуждены были отказаться, поскольку почти не сохранилось преподавателей этого профиля. А мы теперь ждем не дождемся географов из Амурского гуманитарно-педагогического университета. Выражаясь проще, — из Комсомольского-на-Амуре педа, где подготовку географов не прекращали, — было сказано мне.

Похоже, в пору "болонизации" и прочих либеральных новаций хабаровский пед, ставший Дальневосточным гуманитарным университетом, вознамерился отказаться от своего изначального предназначения. Развернул подготовку менеджеров, пиарщиков, специалистов по молодежной и социальной работе, что вряд ли имеет какое-либо отношение к учительству.

В соседних вузах к рыночной вольнице отнеслись более сдержанно. В Амурском гуманитарно-педагогическом университете специалистов по молодежной работе готовят на факультете истории и юриспруденции, где это направление, как и правовое, призвано подкрепить традиционное. Там же в состав факультета введена бывшая кафедра истории КПСС и марксистско-ленинской философии, чему в советское время учили всех, от физиков до физруков. Понятно, что она сменила название, как и аналогичная кафедра в Дальневосточном гуманитарном, преподаватели которой читают такие дисциплины, как история России, история Дальнего Востока. Иначе говоря, если не идентичные, то схожие с теми, что по профилю кафедры отечественной и всеобщей истории.

Кстати, в Приамурском университете имени Шолом-Алейхема на одну кафедру возложены и общевузовские предметы, и специальные, с расчетом на будущих историков. Может, Дальневосточному гуманитарному университету следовало бы пойти по пути биробиджанцев, и такая оптимизация помогла бы сохранить истфак?

Правая рука не ведает, что делает левая?

В первую февральскую неделю обнародовано решение федерального министерства образования и науки о присоединение Дальневосточного государственного гуманитарного университета к Тихоокеанскому государственному университету. Или, возвращаясь к прежним понятиям, педа к политену. Первый еще в 2012 году упомянутым министерством был признан неэффективным вузом, что привело к отставке ректора Михаила Костенко. Его сменил ненадолго Александр Левинталь, прежде трудившийся на первых должностях в краевом правительстве и полпредстве.

— По распоряжению губернатора была создана группа для разработки программы развития университета и представления ее в межведомственную комиссию в Москве. На заседании рабочей группы программа, изложенная Левинталем, созданная при участии профессорско-преподавательского состава, была одобрена. Но почему она не была представлена в межведомственную комиссию? — задается вопросом Светлана Машовец, в недавнем прошлом первый проректор.

Два года коллектив университета пребывал в состоянии неопределенности. В декабре ушедшего года, в ответ на обращение к полпреду Юрию Трутневу, был получен ответ из столицы. "В настоящий момент документов на реорганизацию ДВГГУ в Минобрнауки России не поступало", — сообщала замдиректора департамента высшего образования Ирина Мосичева. А 5 февраля межведомственная комиссия при министерстве приняла решение о реорганизации Дальневосточного гуманитарного.

— Когда ликвидируется вуз, по меньшей мере наивно искать виновных в закрытии факультета, — с печалью итожит Машовец.

Проценты и акценты

По словам Юрия Прохоренко, который был утвержден и. о. ректора Дальневосточного гуманитарного, будучи проректором Тихоокеанского университета, сожалеть об утраченном надо было раньше. Ведь вуз считается педагогическим, когда на профильную подготовку приходится 60 процентов учебного времени. В Дальневосточном гуманитарном такая подготовка занимает 40 процентов учебного времени.

— Чтобы нам снова стать педагогическим вузом, надо в течение года набрать три с половиной тысячи студентов на педагогические специальности, пригласить преподавателей. Кроме того, на все новые дисциплины получить лицензии. Это нереально, — заключил Прохоренко на профсоюзном собрании.

Выходит, прощай пед, а с ним и ты, истфак?

— Не хочу обижать выпускников других факультетов, но я полагаю, что многие из них согласятся со мной, что истфак готовил элиту, — высказывается историк и публицист, лауреат премии правительства Хабаровского края, выпускник истфака 1976 года Владимир Иванов-Ардашев. — Не все оставались в школе, я готов назвать десятки фамилий учителей истории, которые оказались востребованными в органах власти, как местных, так и региональных. Для меня ясно, что с ликвидацией истфака мыслящих людей там убавится…

К доценту Тимошенко недавно пришел попрощаться бывший студент. Он сказал, что едет защищать Донбасс. Осознанно и надолго. Видно, нужным вещам учили его на истфаке…

Михаил Карпач

источник: Приамурские ведомости

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы