Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Акценты государственного задания

05 декабря 2014 23:22

Иллюстрация с сайта  www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Совершенствованию механизмов финансирования научных исследований, и прежде всего системы государственного задания вузам, был посвящён семинар, организованный Учебным центром подготовки руководителей НИУ ВШЭ с участием Департамента науки и технологий Минобрнауки России.

Все программы и мероприятия министерства, по словам директора Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергея Салихова, направлены на выполнение показателей развития науки и технологий, зафиксированных в майских, 2012 года, указах Президента России. Один из них – доведение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, до 2,44% к 2015 году. Другой – увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП к 2015 году. Третий – повышение средней заработной платы преподавателей и научных сотрудников, которая к 2018 году должна составить 200% по отношению к средней зарплате региона, где они работают. Четвёртый показатель – увеличение финансирования государственных научных фондов (РФФИ и РГНФ) до 25 миллиардов рублей к 2018 году.

Правовой ландшафт

Нормативно-правовая база, регулирующая сферу науки, затачивается под создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок. "Её ландшафт резко изменился в 2014 году", – сказал Сергей Салихов, перечислив нововведения. Комиссия Правительства России по законопроектной деятельности одобрила разработанный Минобрнауки проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Он предусматривает новые требования к центрам коллективного пользования, равно как и единые требования к фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Постановлением Правительства в этом году введена в действие Федеральная система мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, имеющая отношение и к вузовской науке. Второе чтение в Госдуме прошли поправки в Трудовой кодекс, регулирующие приём на работу, проверку на соответствие должности и увольнение научных работников, в том числе работающих в вузах, руководителей научных организаций и их заместителей.

Изменился механизм управления интеллектуальной собственностью, в котором учтены интересы авторов РИД.

Минобрнауки подготовило предложения по уточнению приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утверждаются указом Президента России раз в четыре года).

Прорабатываются изменения в нормативные правовые акты, связанные с экспертизой программ и проектов Российской академией наук. Экспертная функция РАН предполагает анализ отчётов о фундаментальных и поисковых исследованиях, которые проводятся научными институтами и вузами (отчёты представляются в Единую государственную информационную систему учёта результатов НИОКР).

Наряду с этим в 2014 году введены новые правила формирования государственного задания вузам в сфере науки.

От единого заказа-наряда к госзаданию

Переход к системе государственного задания, начавшийся в 2012 году, был непростым – не всем поначалу удалось осознать разницу между задачами научного коллектива вуза и задачами, которые решаются по поручению учредителя организации – Минобрнауки, отметил Сергей Салихов. Распланированная до 2020 года система госзадания связана, по его словам, со стратегиями развития университетов, с поддержкой министерством лучших из них (включая вхождение в мировые рейтинги вузов), усилением мобильности научных кадров.

Одно из направлений финансирования в рамках государственного задания адресовано ведущим вузовским исследователям. В начале 2014 года вместе с Советом по науке министерство выбрало на конкурсной основе 258 учёных, которые в течение трёх лет должны создать в вузах сильные научные коллективы, и утвердило для них постоянные ставки, вчетверо превышающие среднюю зарплату в регионе. В следующем году будет объявлен второй конкурс, получивший с лёгкой руки министра Дмитрия Ливанова название "Федеральные профессора". По его итогам будет отобрано более 100 ведущих исследователей.

Поддержка вузовской научной инфраструктуры: межкафедральных лабораторий, центров коллективного пользования, инженерно-технического персонала, выполняющего исследования на дорогостоящем оборудовании, – суть второй составляющей госзадания. До 2020 года планируется профинансировать 500–700 проектов такого рода.

В 2015 году в рамках базовой части госзадания впервые вводится программа мобильности молодых учёных, которая предусматривает выделение грантов Минобрнауки на трёхлетнюю стажировку молодых исследователей в выбранных ими университетах. При этом вуз должен вложить и свои средства, сопоставимые с размером госзадания. Планируется поддержать госзаданием и начинающих исследователей высшей квалификации – постдоков.

А вот количество вузов, участвующих в базовой части государственного задания, будет постепенно сокращаться – с 300 в 2013 году до 100 в 2017-м. С 2015 года базовая часть отменят для тех вузов, объём госзадания которых (исходя из анализа результативности научно-технической деятельности – количества публикаций, патентной активности, объёма хоздоговорных и прочих работ), не превышает 5 миллионов рублей.

Также постепенно будет меняться пропорция между базовой и проектной частями государственного задания – в сторону роста проектной части (сейчас пропорция между ними – 50 на 50).

Увеличение общего объёма финансирования вдвое – с 4 миллиардов рублей в 2013 году до 8 миллиардов рублей в 2014-м – позволило дополнительно поддержать 684 проекта, сообщил директор департамента Минобрнауки. Однако часть из них, по предварительным оценкам, будет прекращена, поскольку заложенные показатели некоторыми вузами не достигаются. Окончательные цифры станут известны после анализа вузовских отчётов за 2014 год. Освободившиеся из проектной части госзадания средства направят на поддержку лабораторий, созданных по правительственному постановлению № 220, и лабораторий, которые будут заниматься исследованиями в интересах оборонно-промышленного комплекса и импортозамещения.

Конкурсный срез

Об особенностях и основных итогах конкурса на 2014–2016 годы, прошедшего в рамках проектной части государственного задания, рассказал заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Александр Ладный. На конкурс поступило 1818 заявок от 222 вузов; наибольшее их количество (100) подал Южный федеральный университет. Победителями признаны 684 заявки от 153 организаций, более половины из которых относятся к ведущим вузам. Общий объём конкурсного финансирования проектной части составил 3,2 миллиарда рублей.

Самый высокий конкурс был по гуманитарным и социальным наукам. При этом качество заявок, оцениваемых по 100-балльной системе, оказалось существенно выше у представителей технических и естественных наук.

Одним из результатов выполнения государственного задания должен стать рост публикационной активности. Благодаря восьмимиллиардному финансированию, по словам заместителя директора Департамента науки и технологий Минобрнауки, в высокорейтинговых научных журналах будут опубликованы, по меньшей мере, 1300 статей в течение трёх лет.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы