Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 6 ноября 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Математический язык социальной реальности

08 ноября 2014 01:30

Доктор социологических наук, руководитель сектора социальной мобильности института социологии РАН Михаил Черныш. Фото с сайта www.strf.ru
Доктор социологических наук, руководитель сектора социальной мобильности института социологии РАН Михаил Черныш. Фото с сайта www.strf.ru
Уже без малого столетие бытует шутка, что существует всего три вида лжи – ложь, наглая ложь и статистика. Что характерно, эту мысль приписывают политикам и журналистам, но никак не ученым. Доктор социологических наук, руководитель сектора социальной мобильности института социологии РАН Михаил Черныш рассказал, чем вызвано такое отношение к статистике, и можно ли верить социологической статистике и исследованиям.

Откуда же все-таки пошла шутка про ложь, наглую ложь и статистику?

– Так, как правило, говорят о государственной статистике, которая опирается на ряд формальных показателей, которые не всегда отражают социальную реальность в полной мере. Но помимо статистики – данных, которые собирают государственные и муниципальные органы, – есть статистика как наука. Теория вероятности, прикладная статистика – это те инструменты, которыми пользуются самые разные научные дисциплины, в том числе, социология.

Как получить репрезентативные результаты именно в социологии?

– Мы пользуемся общими принципами математической статистики, а именно теорией вероятности. А теория вероятности гласит, что каждый индивидуальный объект генеральной совокупности должен иметь равную вероятность попадания в выборку. Главное, чтобы на каждом этапе мы соблюли этот священный для социологов принцип отбора.

Но при этом надо понимать, что результаты во многом зависят от теоретической схемы, которая задана для подготовки исследования, из которой мы исходим. Эта схема строится на некоей социальной парадигме. Это достаточно сложная теоретическая конструкция, выработка которой предшествует исследованию.

Зависит ли применяемый метод от задачи конкретного исследования?

– Да, безусловно, и в очень значительной степени. Выборка всегда подстраивается под цели исследования.

Если мы хотим знать структуру российского общества или структуру господствующих представлений, нам нужна общероссийская выборка. Но, предположим, мы исследуем молодежь, тогда нам нужна другая выборка, и мы ставим вопрос фильтра, в котором отображён возраст респондента. Аналогично происходит с любой другой группой.

Иногда бывают так называемые целевые группы. Если у нас нет информации по этой группе и нам не на что ориентироваться. Например, мы не знаем, где и как найти владельцев определенной марки автомобилей или автомобиля вообще, мы можем их отбирать на автозаправках, а вот сами автозаправки в этом случае будут отобраны случайным образом. И на автозаправке водители будут отбираться с определенным временным интервалом с тем, чтобы мы получили более или менее репрезентативную выборку.

В каких исследованиях может использоваться та или иная выборка? Можете привести примеры?

– Та же выборка автовладельцев чаще интересна маркетологам. Для того чтобы торговать машинами, покрышками бензином необходимо знать, что представляют собой автовладельцы, какими машинами владеют, сколько этим машинам лет.

Нас же, ученых, интере6сует проблема жизни, например, среднего класса России. Это социальная группа с высокими стандартами жизни, высоким образованием, и мы должны задавать вопросы-фильтры, такие как уровень образования, место работы, профессия, доход. В этом случае на выходе мы получаем искомую группу.

Если сравнивать социологические исследования в России и за рубежом, можно ли говорить о кардинальных различиях?

– Все-таки социология – это наука, и как всякая наука она интернациональна. В любой стране, конечно, есть свои школы, свои подходы. Но все мы, где бы мы ни работали, ориентируемся на общие идеи и одних классиков социологии.

Но мы очень сильно различаемся объектом исследований. Если ученый занимается Россией, то у него меньше интерес к изучению американского общества. У каждого есть свой собственный объект, но при этом каждый его изучает одними и теми же методами.

Поэтому у нас такая проблема с научными журналами. Опубликовать статью о России, о российских проблемах в иностранном журнале непросто, потому что у них свой объект, свой интерес. Это не физика, где адронный коллайдер и в Африке адронный коллайдер, и статьи по экспериментам, проведенным с его помощью, будут интересны во всех странах мира.

Тем не менее эти различия преодолеваются в рамках сравнительных исследований, таковых тоже довольно много. Сейчас есть стандартные продукты, такие как Европейское социальное исследование и Мировое исследование ценностей. Есть двух и трехсторонние исследования, мы, например, проводили совместную работу с Китаем. Это было сравнение двух городов – Санкт-Петербурга и Шанхая. Нам помогает общность корней, общность происхождения социологии, общность методов, которые мы используем, и мы можем договориться по сюжету и проводить сравнительные исследования.

Болохова Ксения

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы