|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
"Ужасный диагноз не был поставлен"31 октября 2014 23:44
Игорь Федюкин не был и не мог быть обычным бюрократом. До того, как начать трудиться на чиновничьем поприще, он окончил магистратуру Центрально-европейского университета в Будапеште и получил степень Ph.D в Университете Северной Каролины (США). Его представления о том, каким следует быть научным и образовательным структурам, окрашены личным опытом. Весной 2012-го, когда формировался медведевский кабинет, Федюкин согласился стать заместителем Дмитрия Ливанова, нового министра образования и науки. Он разделял модернизаторские иллюзии, которые циркулировали в этом правительстве на ранней стадии его работы. Год спустя Федюкину пришлось подать в отставку. Его деятельность во главе комиссии, расследовавшей фальсификации при присуждении ученых степеней, вызвала такой взрыв гнева на самых разных уровнях государственной и научной иерархии, что другого выбора просто не оставалось. — В атмосфере ультраконсервативной истерии может ли вообще существовать наука? Когда лженаука получает равные с ней права. Когда в перворазрядном университете рядом работают ученый и лжеученый. И оба уважаемые. И никого не смущает, что лжеученого не гонят. Может ли наука так жить – с разрушенной этикой, с глубоко аморальным фундаментом? Когда ей свыше так и говорят: ты не должна очищаться, должна жить вместе с лженаукой. — Знаете, когда Дмитрий Ливанов и его замы, включая и меня, пришли в министерство, мы исходили именно из той установки, которую вы воспроизвели – что есть настоящие ученые, которые производят качественную науку, признаваемую на международном уровне, и есть ненастоящие. Лжеученые. И мы будем делать реформу, ориентированную на настоящих ученых. И они увидят, что являются выгодоприобретателями этих реформ, и они их поддержат. — Что липовые доктора перестанут быть докторами? Перестанут называть себя учеными? — Ну, на это, конечно, никто не надеялся. Но я лично почему-то предполагал, что настоящие ученые эти изменения поддержат. А оказалось, что нет. "Ученые не отделяют себя от лжеученых" Оказалось, что огромная часть, если не большинство, наших ученых существует в какой-то промежуточной зоне между этими двумя полюсами. Люди, которых я лично знаю, и которые производят в своей области научный продукт международного качества, зачастую не отделяют себя от лжеученых. Или не готовы себя им противопоставить. Особенно когда эти лжеученые являются руководителями их организаций. — Еще бы. — Им проще поддержать лжеученого — руководителя организации, с которым они привыкли работать, чем рисковать какими-то изменениями. Очень часто они не готовы даже морально осудить научно неэтичное поведение. — Даже приватно? На кухне? — Они зачастую готовы занять позицию: я знаю, что он такой-то сякой-то, но его разоблачение принесет больше вреда, чем пользы. — Кому? — Нашей корпорации. Нашей отрасли. Нашей дисциплине. Нашей организации. Науке в целом. Вот вы разоблачаете жуликов, а теперь все будут считать, что все ученые – жулики. "Вот я-то настоящий доктор наук, – говорит настоящий доктор, — а теперь будут считать, что все доктора жулики". Был характерный пример. Я наблюдал спор между ученым и его оппонентами. Этот ученый считается достаточно продвинутым, современным, европейского уровня. А спор был из-за того, что в неком журнале, издающемся организацией, где он работает, было напечатано нечто, находящееся за пределами добра и зла в смысле качества. И он достаточно воинственно осуждал тех, кто критиковал этот журнал: вы, мол, шельмуете нашу организацию. Ему: организация должна отвечать за то, что она издает. А он: нет, не должна! А дальше выяснилось, что его имя значится среди членов редколлегии этого журнала, и когда ему ткнули этим в нос, он заявил: а что я — помню, что ли, все журналы, где состою в редколлегии? Вот такие установки, которые идут совершенно вразрез с идеальными представлениями о настоящем ученом. Это с одной стороны. А с другой — его статьи печатаются в международных журналах, и он выдает продукт, который признается качественным. — Из того, что вы рассказываете, вроде бы вытекает вывод, что для нашей науки или хотя бы для многих ее учреждений пройдена точка невозврата. Если серьезные профессионалы и в самом деле защищают лжеученых, то это значит, что они слились духовно. Если сметану смешать сами знаете с чем, так ведь получится вовсе не полусметана. — Для многих научных организаций и целых дисциплин точка невозврата пройдена давно. Более того — очевидно, что многие дисциплины у нас перестали существовать как дисциплины, как корпорации с едиными стандартами. Они распались на небольшие фрагменты, среди которых сохраняются отдельные островки качества. Но они существуют, будучи вписанными в международную науку. А не в российскую. В их дисциплине единого научного поля у нас в стране уже не существует. — Допустим, вы правы. Если это действительно так, то не проще ли вообще распустить такую науку, демобилизовать ее, и пусть на ее месте рождается другая? — В идеальной ситуации лучше было делать greenfield projects (проекты с нуля), а не возиться со всеми этими федеральными и научно-исследовательскими университетами, пытаясь абсолютно недостаточными финансовыми вливаниями перемолоть сорокатысячные гиганты. — А смотрите, что вышло реально. У Сколково, типичного проекта, начатого с нуля, репутация потемкинской деревни. У нашего родного Петербургского университета после того, как его "перемололи" и сделали в него немалые вливания, репутация бюрократизированного монстра, к которому страшно подступиться. Вот два полюса. Реконструкция готового – причем не какого-нибудь, а второго в стране вуза. И сотворение нового силами самых высокопоставленных наших прогрессистов. Почему не блещет ни то, ни другое? — Если говорить про научно-образовательные реформы, то у нас сейчас уникальная ситуация. Раньше развитие образования и науки состояло в том, что мы все расширяли. Есть один университет, мы строим еще три. У нас мало кадров — мы их покупаем, привлекаем, расширяем обучение. А сейчас мы уже не можем расширять — потому что некуда. У нас огромное количество номинально научных кадров, и мы должны каким-то образом это количество сокращать. И по экономическим соображениям, поскольку не можем содержать столько научных работников. И по соображениям качества. Это очень нетривиальная работа, потому что связана с гигантским перераспределением статусов. Ведь большому числу людей, имеющих статус, признанный обществом, надо сказать: вы на самом деле этим статусом не обладаете. В вашей терминологии: вы — лжеученые. Как это сделать? Само научное сообщество этого сделать не может. Не может из себя исторгнуть половину. Даже не берется. Значит, надо сделать это извне. И в 2012-м был модернизационный порыв, который воплотился в том числе в министерстве Дмитрия Ливанова и в его команде. "Академии не стало хуже" У нас было видение того, какими должны стать наши наука и высшее образование. Мы считали, что реальность надо подтаскивать к этому видению. Вопреки сопротивлению самих живущих в этой отрасли. — Такой подход типичен для модернизаторов сверху. — Да, конечно (улыбается). Брить бороды, резать кафтаны и железной рукой загонять их в светлое будущее. — И почему же не заладилось? Помешали все эти бородатые, не захотели, чтобы им бороды поотрывали? — Так ведь и бритые тоже не захотели, вот в чем дело (смеется)… — А может, проблема в том, что за такую работу взялась наша государственная машина — вызывающая ужас, не внушающая никому доверия? Ей ли наводить порядок в науке? — Конечно, вы правы — в том смысле, что реформаторские попытки внешнего воздействия у нас зашли в тупик. Взять, к примеру, любой ведущий американский университет. Он нанимает сильных сотрудников и увольняет слабых не оттого, что ему министерство послало какую-то разнарядку публикационной активности, а потому что есть внутреннее представление о том, что такое хорошо или плохо. Кроме того, западные вузы существуют в конкурентной среде, в которой, если они будут год за годом нанимать своих племянников, то окажутся на задворках своей профессии. И задача, в конечном счете, именно в создании такой конкурентной среды, системы самоподдерживающихся стандартов качества: без этого любые попытки задавать внешние критерии будут выливаться в профанацию. Это с одной стороны. А с другой — проблема еще и в том, что по-настоящему, на политическом уровне, на уровне президента и премьера, диагноз системе, во всей его нелицеприятной ужасности, так и не был поставлен. Не был произнесен. Не хватило политической воли. — На то, чтобы поставить "эффективных менеджеров" руководить Академией наук, политической воли хватило. Которые так же способны руководить наукой, как и торговой точкой, бензоколонкой или мусороперерабатывающим заводом. — Эффективные менеджеры, если вы имеете в виду Михаила Котюкова и его команду в ФАНО (Федеральное агентство научных организаций), все-таки поставлены руководить не наукой, а научным имуществом. В самом факте таких назначений я не вижу ничего несовместимого с развитием науки. — Это соответствует мировой практике? Чтобы президент Обама назначал своих друзей и знакомых начальствовать в Стэнфорд, в Массачусетский технологический? — Нет, не так. Их назначили руководить имуществом. Финансами. — У нас человек, который руководит финансами, безусловно руководит и учеными. Они ходят к нему кланяться, он их начальник. — Глубоко убежден, что те коллеги, которые сейчас руководят ФАНО, они уж во всяком случае – и я это очень мягко еще говорю – не уступают по профессиональным и человеческим качествам тем господам, которые на самом деле руководили имуществом и финансами Академии наук. Я вас уверяю. — Понимаю, что судьба РАН решалась в высочайших сферах. Но все же именно ливановское Минобрнауки сделало первые шаги по разгрому Академии наук в форме ее преобразования. Вам не жалко РАН? Неужели она стала лучше? — Она не стала хуже. Я глубоко убежден, что без серьезных преобразований Академия нежизнеспособна. Удается ли провести те преобразования, которые, как мне кажется, нужны, — это вопрос открытый. Но без них она была обречена на умирание. Я лично предложил бы несколько другую схему перестройки РАН. Но и нынешняя схема мне не кажется априорно вредной. Другое дело, что она реализуется в условиях очень сильных политических, бюрократических и финансовых ограничений. — По-моему, правительство 12-го года, правительство Дмитрия Анатольевича Медведева, тем только и занималось, что подлаживалось под все эти налагаемые на него ограничения. Оно не осуществило даже минимум из заявленных целей. Это неудачное правительство, и когда его уволят, не будет причин лить по нему слезы. Работа Минобрнауки – часть работы этого правительства. Вы и сегодня считаете деятельность "своего" ведомства удачной? — Мы старались! (смеется) Не скажу ничего нового, но на протяжении первого года работы этого правительства происходило изменение соотношения политического, или управленческого, веса между правительством и администрацией президента. Роль правительства в управленческой системе России уменьшалась. На протяжении первого года – полутора попытки правительства проводить какую-то политику шли параллельно с нащупыванием новых форм сосуществования разных центров принятия решений. Предположения о задачах, роли и полномочиях министерств, с которыми это правительство начинало, сильно отличались от той управленческой системы, которая была выстроена к лету 13-го года. — А не пора ли сказать: сегодня государственная власть взялась за демодернизацию страны? Ведет ее в прошлое, в архаику? — Скорее, она просто ничего не делает. Cознательная модернизация – это когда государство подтягивает общество к некоторому идеалу. Эта модель может быть устремлена в будущее, а может и куда-то еще. Сейчас такого нет. Нет попытки изменить общество. "Работать можно даже сейчас" Скорее, государство говорит гражданам: вы хорошие — такие как вы есть. С вашими трениками, с вашим пивом и шашлыками, с вашими анекдотами. И вам не нужно становиться другими. Плюньте в глаза тем, кто говорит вам, что вы не совершенны, не прекрасны. [b]— Но, сверх того он еще им говорит: вы лучше всех, а вокруг враги, которые хуже вас. А западные соседи, или, как они говорят, — "партнеры", навязывают свои неправильные установки, от которых надо освободиться./b] — Пока, во всяком случае, это не воплотилось в social engineering. — Хорошо, говорить о демодернизации – забегать вперед. Но уж деградацией-то все это можно назвать? Деградацией общественной морали. Представлений об окружающем мире. Структур управления. Судебной системы. Это было заметно и раньше, но в нынешнем году резко ускорилось. А наука — она что, исключением каким-то может быть? Ей тоже положено деградировать. — Когда слышу такое, сразу начинаю думать: а какими данными я могу все это подтвердить? Все-таки наука — это такая инертная среда. И сказать, что я прямо вижу, что у нас именно в 2014 году научная среда деградировала… — …А вектор разве не виден? — Не могу сказать, что пока что-то принципиально изменилось. Но, конечно, есть огромные риски. Риски того, что окончательно будет потерян шанс на реализацию тех мер, с помощью которых, как мне казалось, можно было остановить негативные процессы, которые шли в системе образования и науки. По моим ощущениям, в этом году резко выросло число наших выпускников, которые стараются всеми правдами и неправдами уехать в аспирантуру за рубеж. Очевидно, что это будет касаться и заслуженных ученых, и тех, кто раздумывал, приехать ли на работу к нам. Парадоксально, но охотнее даже и до сих пор к нам едут работать иностранцы. Потому что у молодого россиянина после аспирантуры на Западе чувство, что возвращение — это путешествие без обратного билета. Что это пожизненно. А американцу, европейцу проще. У него в кармане лежит его паспорт. Сядет в самолет — и улетит. Конечно, нарастающий бюджетный кризис ставит крест на целом ряде программ развития. Однако есть и другая вещь – работа над улучшением институциональной среды в образовании и науке. Такой среды, которая людей постоянно подталкивает к повышению стандартов. Можно создать исправно работающий университет, в котором не будет кумовства и халтуры даже и без нобелевских лауреатов. — И именно таков сейчас наш средний университет. — Я сказал: можно создать. — А, в том смысле, что мечтать не запретишь. — Нет. В том смысле, что работу по созданию такой институциональной среды можно проводить даже сейчас, когда в силу нарастающих финансовых ограничений мы не сможем привлекать и рискуем терять топовых исследователей. — Вы оптимист. Все еще надеетесь, что нынешняя система как-то вырулит на верную траекторию? — Я не считаю, что поезд уже ушел. Теоретически, необходимые решения еще можно принять и реализовать. И, разумеется, для начала надо признать, что в новых условиях реализовывать те планы и программы, которые разрабатывались 3-4 года, невозможно. Другое дело, что необходимой для этого политической воли, очевидно, нет. — Если бы вы знали, как все обернется, вы бы пошли работать в правительство? — Конечно, да. — Считаете, что все же смогли сделать полезное дело? — Это был уникальный личный опыт.
Беседовал Сергей Шелин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |