|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Зарплатам бюджетников майские указы не писаны30 сентября 2014 23:37
Вчера – накануне внесения проекта бюджета в Госдуму – министр финансов Антон Силуанов предупредил, что следующий год для российской экономики будет непростым. Перед страной стоят серьезные риски, связанные прежде всего с геополитическим фактором. Это риски значительного снижения цены на нефть, невозможности занимать на внутреннем и внешнем рынках, отсутствия ожидаемых доходов от приватизации. Да и сама российская экономика должна постараться, чтобы достичь даже тех скромных показателей роста, которые сейчас заложены в бюджете: в 2014 году правительство ожидало получить рост ВВП на 0,5% к 2013-му, в 2015-м – на 1,2% год к году, к 2017 году рост должен разогнаться уже до 3% в год. Как пояснил Антон Силуанов, главный принцип сверстанного на ближайшую трехлетку бюджета – налоговая нагрузка в целом не повышается, за исключением некоторых точечных корректировок. Далее последовал внушительный список точечных решений: дополнительный налог в виде акцизов по газу, повышение лесного и водного налогов, налога на дивиденды, акцизов на табак, внедрение со следующего года налога на интернет-торговлю, предоставление регионам права вводить разнообразные сборы и т.д. Весь этот список стал, в частности, альтернативой повышению налога на добавленную стоимость. Также пока что в бюджете не заложено увеличение пенсионного возраста. Однако чиновники Минфина не оставляют этой идеи. Они постоянно заявляют, что к этой непопулярной мере придется вернуться. Также планирует Минфин вернуться и к отвергнутому правительством предложению отменить базовую часть пенсии работающим пенсионерам – хотя бы тем из них, которые получают высокие зарплаты. Но если не повышать налоги и если учитывать все существующие риски, то откуда тогда брать ресурсы? Такой вопрос стоял перед Минфином. Ответом стало временное и частичное перераспределение средств из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) в пользу федерального бюджета, а также серьезная оптимизация расходов. В частности, в 2015–2016 годах часть средств ФОМС будет, по выражению Антона Силуанова, централизована – то есть передана в бюджет. В 2015 году централизуют 140 млрд руб., в 2016-м – 130 млрд руб. Кроме того, в 2015 году в бюджет разово перенаправят 55 млрд руб. из ФСС. Одновременно с этим власти повышают ставку страховых взносов для высоких зарплат – свыше 624 тыс. руб. в год. Теперь для всех предприятий ставка страховых взносов составит 5,1%. Наиболее заметно это станет, по словам министра, для высокооплачиваемых отраслей – нефтегазовой сферы, финансового сектора, госслужбы. Экономить же в Минфине предлагают на некоторых видах субсидий, на оборонных расходах – их значительный объем перенесут с 2017 года на 2018-й, а также на зарплатах бюджетников. "По расходам мы отказались от целого ряда ранее принятых решений, – пояснил министр. – Отказались от реализации "дорожных карт" по повышению зарплат бюджетникам. В следующем году будем в своих расчетах закладывать объемы госзадания, исходя из роста зарплат на уровень инфляции, то есть на 5,5%, а не исходя из тех "дорожных карт", которые раньше были утверждены, – там индексация 10–15%". Заметим, что уже сейчас инфляция на самом деле приближается к 8%, так что в бюджете заложен явно заниженный показатель роста цен. Получается, в реальном выражении зарплаты снизятся. Сначала министр подчеркнул, что пауза в росте зарплат делается даже не столько ради экономии бюджетных средств, сколько для того, чтобы не раздувать издержки в экономике. Ведь зарплаты в коммерческой сфере растут вслед за бюджетным сектором, отсюда – негативный эффект для экономики, опасность разгона инфляции, существенная нагрузка на предприятия, которым приходится повышать оплату труда в ущерб в том числе инвестиционной активности. "В последнее время мы очень здорово разогнали зарплаты бюджетников, чтобы вписаться в тренд, в задачу по повышению зарплат к 2017 году. Но мы считаем, что в 2015 году можно немного остановить эти темпы роста зарплат, чтобы дать передышку бюджетам субъектов и федеральному бюджету, а главное – чтобы не создавать дополнительных негативных стимулов в экономике", – пояснил Антон Силуанов. Затем министр все же озвучил цену вопроса. Пауза в индексации принесет консолидированному бюджету около 120 млрд руб.: 33 млрд руб. – федеральному бюджету, примерно 90 млрд руб. – региональным бюджетам. В Минфине уверяют, что на реализации майских указов президента, в которых прописано увеличение зарплат бюджетников до 100 или 200% от средней по региону к 2018 году, такая временная – всего на один год принятая – мера не повлияет. Зарплаты доведут до утвержденных на 2018 год целей, просто более медленными темпами. Правда, в этот тезис верится с трудом. Сейчас Минфин объясняет паузу в индексации неблагоприятными экономическими условиями, тем, что экономика растет медленнее, чем хотелось и планировалось, соответственно она меньше генерирует доходов. Но что делать, если экономика и в 2015 году будет расти медленнее, чем заложено в прогнозах, и в 2016-м, и в 2017-м? На этот вопрос у Минфина не оказалось ответа, в ведомстве его переадресовали в другое министерство, которое должно обеспечивать экономический рост, – в Минэкономразвития. О том, что не только 2015 год будет для страны непростым, но и последующие несколько лет тоже, заявил вчера Михаил Касьянов, который ранее занимал пост главы правительства, а также некоторое время возглавлял Министерство финансов. В интервью немецкому журналу Focus он заявил, что "если санкции будут оставаться в действии, а цены на нефть продолжат падение, то финансовые резервы России закончатся через полгода". По его мнению, ускорение инфляции и падение рубля продолжатся, и уже через год случится настоящий финансовый коллапс. В Минфине критической отметкой для бюджета сейчас считают цену на нефть 90 долл. за барр. В то же время в прогнозные расчеты заложена цена 100 долл. за барр., хотя сегодня она уже опустилась до 93–95 долл. В Минфине допускают, что если нефть станет дешевле 90 долл., придется вносить в бюджет существенные корректировки. Какие именно – пока не ясно. Все эти факторы заставляют задуматься о возможности точного исполнения майских указов президента Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам. Между тем в Минфине утверждают, что ни единого отклонения от графика исполнения майских указов они не допустят. Но тут возникает явное противоречие. Выходит, что майские указы одинаково успешно исполняются при росте зарплат бюджетников и на 5, и на 15%? Одновременно снижать и повышать расходы на одних и тех же бюджетников – трудновыполнимый арифметический фокус.
Анастасия Башкатова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |