|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Женщина на борту: проблемы и смысл25 сентября 2014 22:10
К настоящему моменту в космос слетало 57 женщин. Но статистика грустная: из них 44 астронавтки из США, 2 из Канады, Китая и Японии, по одной из Франции, Великобритании, Индии и Южной Кореи и только трое из России/СССР. Почему так мало российских женщин, на ваш взгляд, летало в космос? Потому что космос – это сфера военных, а у нас и в армии женщины – на второстепенных ролях. Военные считают, что наши женщины неспособны к тяжелой работе. Они могут стирать, готовить, но война и космос – не женское дело. На передний край идут мужики. Работа тяжелая, опасная, чего там делать женщине? Единственное, в чем женщины иногда опережали мужчин на войне – в снайперском искусстве. Зенитчицы еще были. Зенитчицы – они же не на переднем крае. И медсестры. Да. Кстати говоря, на переднем крае медсестра – это большая редкость. Обычно с поля боя раненых уносили мужчины, – медбрат, санитар, – а вот уже лечение… В армиях многих других стран женщины воют наравне с мужчинами: в Израиле, в США, они выполняют много боевой работы. Чем вызвана такая разница в подходах? Наша армия устроена очень некомфортно, в расчете на крепкого, неприхотливого солдата. Почему наши автоматы и прочее вооружение покупают во всех странах? Недавно американцы купили наши вертолеты для того, чтобы подарить их афганскому правительству. Спрашивается, почему американцы не отдали им свои? "А наши слишком сложные, афганцы их не освоят, а ваши вертолеты, грубо говоря, на дурака рассчитаны", и всё в армии так – дешево и просто. Я читал воспоминания наших танкистов, которые во время Второй мировой войны впервые встретились с американцами и сели в их танки, так они были ошарашены. "Да тут уютней, чем в легковом автомобиле, какой-то тканью всё обито, какие-то чайнички… А в нашем танке – голое железо, жестянка всякая". То же самое и в космонавтике: на наших пилотируемых кораблях не было нужного для полета женщины комфорта и надежности, все делалось в расчете на то, что есть мужик, что он выкрутится, починит, не сдрейфит. Действительно, сколько было неприятностей в космосе, которые удалось преодолеть только потому, что летали мужики, тренированные, боевые, прошедшие огонь и воду. Выкручивались, тушили пожары. Правильно ли я понимаю, что наше начальство думает, что женщины не справятся с этой работой? Да, полагаю, что наше начальство так и думает: раз в космосе то неприятности, то серьезные катастрофы, то если там еще будут дамы, которые забьются в угол, будет только хуже. Ведь что делает женщина при внезапной опасности? Она замирает, это ее естественная реакция. Это инстинктивная реакция женщины, независимо от того, как она подготовлена. А что делает мужчина? Мужчина – охотник, он тут же решает, что делать, как опасности противостоять. Его взгляд всегда направлен на врага. Мужчины с этой опасностью встречаются уже более десяти тысяч лет. А женщинам главное спрятаться и сохранить ребенка. В случае опасности женщины часто приседают. Это тоже нормально: в траве, где угодно, – оп! и тебя не видно. Есть еще одна физиологическая реакция – прикинуться мертвым. Так, есть некоторые животные, которые в минуту опасности становятся "разлагающимся трупом", скунсы или кто еще. И вот этот обморок у женщин – это отчасти тоже защитная реакция, упасть, притвориться мертвой. Мертвую плоть хищник может и не тронет… Вам скажут, что в космос посылают не любых женщин, падающих в обморок, а прошедших довольно строгий отбор, парашютную подготовку... Конечно! Но у всех в памяти печальный опыт полета Валентины Терешковой. Очевидцы пишут, что тогда Королев сказал: "Всё! Женщина в космосе – в первый и в последний раз, и чтобы баб вообще не было на старте". Примерно так. Это он точно сказал или это легенда? Похоже, что не легенда. Судя по рассказам, С.П. Королев к Валентине Терешковой хорошо относился, по сути, сам ее и выбрал, так же как и Юрия Гагарина. С первым космонавтом он попал в точку, ведь не то, чтобы Гагарин был суперпилотом. Но он прежде всего был очень симпатичным человеком. И Терешкова, хотя ее конкурентками были тренированные дамочки, была такой русской натурой, красивой женщиной. Алексей Леонов в одном из интервью сказал, что, возможно, кто-то из других женщин-кандидаток мог бы лучше слетать, но общественной работой эти 50 лет никто лучше нее не смог бы заниматься. Возможно, что он прав. Как вам кажется, наша космонавтика что-то потеряла от того, что летало всего три женщины? И может быть, скоро полетит четвертая… А что она могла приобрести, если бы летало больше женщин? Но почему у американцев столько женщин-астронавток? Они же прагматичны, они не просто так посылают женщин. У них это – социальная политика. У них летают не только женщины, но и афроамериканцы, и выходцы из стран Азии и Южной Америки, там пропорция соблюдается всегда. Посмотрите на экипажи Шаттлов, там во многих случаях был афроамериканец, выходец из Азии и женщина. А так, если было судить только из голого расчета, из необходимости, то думаю, что такого количества женщин на орбите, наверное, бы не было. На мой взгляд, присутствие женщины в космосе создает лишь дополнительные проблемы. Как напоминание о том, что космос – это не прогулка и женщины рискуют не меньше, чем мужчины. За время полетов в США погибло четыре женщины-астронавта. 28 января 1986 года во время старта "Челленджера" экипаж погиб на 73-й секунде полёта. 1 февраля 2003 года весь экипаж погиб во время посадки шаттла "Колумбия". Как вы относитесь к идее отправить на Марс супружескую пару или мужчину и женщину? Не могу себе представить существование супругов в таких напряженных в физическом и особенно психологическом смысле условиях. Если муж любит свою жену, то он ее не возьмет в полет на Марс при высокой вероятности вернуться на Землю с раком. Ведь при таких дозах радиации шанс получить рак молочной железы весьма высок. Если же муж не любит свою жену, то провести с ней полтора-два года в таком маленьком космическом аппарате... – это будет испытание, достойное пера фантастов. Полет в космос, тем более, длительный – это очень большое испытание для психики человека, тем более для психики малосовместимой – мужской и женской, когда у людей столь разные потребности и разные темпераменты. В советское время, когда планировались первые космические экспедиции, психологи из Института медико-биологических проблем думали, как сформировать экипаж для полета на Марс. Однако идея, что надо послать двух мужчин и двух женщин или трех мужчин и трех женщин (больше шести членов экипажа не помещалось тогда в корабль), у психологов не проходила. Психологи считали весьма вероятным, что в условиях напряженной космической жизни одна из трех пар переругается. В результате появится два претендента – мужчина и женщина – на то, чтобы разбить две другие пары. Начался бы всеобщий космический скандал и нервотрепка. Тогда была выработана иная стратегия: если экипаж, скажем, из шести человек, то в нем должно быть пять мужчин и одна женщина. С одной стороны, в таком мужском коллективе никто на нее не будет претендовать, с другой – ее присутствие будет поддерживать мужчин в тонусе, всё-таки дама на борту, опускаться нельзя. Таковы были рекомендации профессиональных психологов в конце 70-х годов, когда полет на Марс казался осуществимым.
Я думаю, что и сейчас эти рекомендации не потеряли смысл, но задача пилотируемого полета на Марс вообще, в любом составе, супругов или друзей или коллег, мне кажется пока очень сомнительной. Этот полет не нужен ни с технической, ни с научной точек зрения. В ближайшие десятилетия на Марсе будут эффективно работать роботы.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |