Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 декабря 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Бюджетный дисбаланс беспокоит чиновников

22 сентября 2014 23:42

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Фото с сайта www.economy.gov.ru
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Фото с сайта www.economy.gov.ru
Реалистичность проекта бюджета-2015 вызывает большие сомнения у министров, которые его только что утвердили. Высокие бюджетные риски стали главной темой комментариев руководителей экономического блока правительства на инвестфоруме в Сочи. Для пополнения казны предлагают поднять пенсионный возраст, объединить фонды социального и медстрахования, а также разрешить регионам вводить разнообразные местные сборы, которые должны заменить неутвержденный налог с продаж.

В пятницу глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев заявил, что не считает принятый проект бюджета на ближайшую трехлетку сбалансированным, так как расходы на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше расходов на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду.

"Это абсолютный дисбаланс. Дисбаланс между задачами развития страны, нации, каждого отдельного человека и ресурсным их обеспечением. И это состояние все больше ухудшается", – цитирует слова главы МЭР Интерфакс.

По словам министра, выбор сегодня находится даже не между хорошей и плохой политикой, а "между плохой и очень плохой". "Проблема не в том, что у нас много или мало расходов, а в том, что эти расходы некачественные – это непроизводительные расходы", – рассуждает Улюкаев.

По мнению главы МЭР, государство сейчас находится в состоянии одновременного наложения трех кризисов: структурного, геополитического и снижающейся стадии обычного делового цикла. "Поэтому умеренное фискальное стимулирование нужно, умеренное монетарное стимулирование нужно", – добавляет Улюкаев. Однако нужно не просто бюджетное стимулирование, а решение определенных инфраструктурных проблем, в том числе и тех, которые касаются транспорта, энергетики и коммуникаций, резюмирует министр экономического развития.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, сегодня некорректно ставить вопрос выбора между сбалансированностью бюджета или ускорением экономического роста. "При профицитном бюджете до кризиса 2008–2009 годов были самые высокие темпы экономического роста. Бюджет – всего лишь один из элементов внутреннего спроса, инструмент налоговой политики", – считает глава Минфина.

При этом глава ведомства заявляет, что в долгосрочной перспективе бюджет страны может столкнуться с проблемами в доходной части. В первую очередь, по словам Силуанова, это может быть связано с сокращением доходов от нефтегазового сектора. "Хочу сказать, что вообще у нас, если сделать прогноз бюджета на долгосрочную перспективу, проблемы с доходами, потому что нефтегазовый сектор все меньше будет давать нам налогов. Старые месторождения будут закрываться, а новые – имеют льготы. Кроме того, добыча нефти и газа будет сокращаться, что приведет к меньшей налоговой отдаче от этой структуры", – цитирует министра "Прайм".

Оптимизировать бюджетные расходы будущего года в Минфине предлагают за счет пересмотра расходов на социальную политику и национальную оборону. "Нужен жесткий аудит расходов. Резервы у нас есть, они есть в блоке Ольги Юрьевны (вице-премьер Голодец. – "НГ") – социальные расходы. Мы неоднократно говорили о необходимости более адресно подходить к социальным расходам. Огромные трансферты Пенсионному фонду, пенсионной системе надо сокращать, это наш источник для инфраструктуры. Оборонные расходы тоже настолько затрудняют маневр в бюджете, что их со временем нужно оптимизировать и долю сокращать", – заключил министр финансов.

При этом в правительстве, очевидно, решили, что только за счет пристального аудита расходов дефицит бюджета значительно сократить не удастся. Правительство уже утвердило отмену порога зарплат, сверх которого не уплачиваются взносы в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС). Теперь же глава Минфина предлагает объединить ФОМС с Фондом социального страхования (ФСС). Причина, по словам Силуанова, в том, что у ФСС остаются неизрасходованные деньги. "Мы говорим о необходимости концептуально подойти к дальнейшему функционированию и обязательствам ФОМС, потому что при подготовке бюджета на 2015-2017 годы они собираются увеличивать свои расходные обязательства, собираются заниматься субсидированием процентных ставок по инвестициям ФСС при оборудовании рабочих мест, они ищут применение тем деньгам, которые скапливаются у них в бюджете, и увеличивают перечень своих обязательств", – передает слова Силуанова "Финмаркет".

Министр добавил, что в федеральный бюджет из ФСС заберут около 55 млрд руб. (из 160 млрд руб. на счету), мотивировав это тем, что сам фонд израсходовать свои остатки на счетах не в состоянии.

Касательно значительных трансфертов в пенсионную систему – в Минфине также предлагают ряд новшеств для возможной оптимизации расходов. В частности, глава ведомства предлагает вновь вернуться к обсуждению вопроса о повышении пенсионного возраста. "Сможем ли мы дальше балансировать бюджет при постоянно возрастающих обязательствах? Сможем ли мы дальше также сокращать наши расходные обязательства – вот какая задача стоит перед правительством. Хотя именно это надо делать, у нас большие расходы и большие ресурсы, большие возможности в пенсионном законодательстве... Сейчас вот не ставим вопрос о пенсионном возрасте, но нужно ставить. Это сократит нам значительные ресурсы внутри расходов бюджета, и сможем их направить либо на инфраструктуру, либо можем сократить налоги. Это тоже выбор, который мы будем обсуждать", – передает слова Силуанова "Прайм".

Ранее Минфин предлагал отказаться от фиксированной выплаты к будущей пенсии для балансировки бюджета. "Мы предлагаем, чтобы все вступающие в пенсионную систему с 1 января 2015 года не получали фиксированную выплату к страховой пенсии", – заявлял во вторник замминистра финансов Алексей Лавров. По расчетам ведомства, такая мера позволила бы бюджету получить в следующем году дополнительные 30,5 млрд руб., в 2016 году – 96 млрд и в 2017 году – 169,9 млрд руб. Однако предложение Минфина раскритиковала вице-премьер Ольга Голодец, которая назвала это предложение "антиконституционным". В результате правительством был одобрен бюджет без этой нормы. Правда, Антон Силуанов предполагает все же вернуться к этой дискуссии.

Также в пятницу глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил, что одним из шагов пенсионной реформы станет возможность уплаты тарифов за тех граждан, которые выходят на пенсию досрочно с вредных производств, не из средств ПФР, а за счет собственных средств работодателей. "Мы готовим соответствующее предложение – считаем, что нужно подключить государственное софинансирование. Это снизит нагрузку на Пенсионный фонд, простимулирует предпринимателей модернизировать рабочие места", – считает Дроздов.

Но эту идею главы ПФР критикует глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. "Ставить пенсию досрочников в зависимость от какого-нибудь Дерипаски или Ходорковского – или кому еще будут принадлежать компании, где работают люди на вредных производствах, – государство не должно. Наш комитет подобных предложений не поддержит", – сообщил он. По мнению Исаева, пенсии "досрочников" должны остаться в зоне ответственности государства, но при этом возможно создание дополнительных условий стимулирования этого сегмента со стороны работодателей. "Если эти стимулы покажут себя в течение длительного периода времени, тогда можно будет обсуждать тему, чтобы передать эти дополнительные стимулы системам НПФ", – резюмирует он.

Подобные решения правительства по изменениям в налоговой и пенсионной системах сильно ухудшают и без того не лучший инвестиционный климат в стране, уверен глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. "У нас четвертое фундаментальное изменение налогообложения нефтяной сферы за 5 лет. О каких инвестициях, когда фундаментально меняется система, можно говорить? Такое ощущение, что люди, принимающие решение, считают, что количество сумасшедших среди крупного бизнеса возрастает, – это не так!" – приводят слова Макарова РИА Новости. По его мнению, такие решения властей убивают остатки доверия населения как к пенсионной, так и к налоговой системам.

Решение же о продлении моратория на пенсионные накопления в следующем году было принято в качестве альтернативы повышению налогов, заявил в субботу вице-премьер Аркадий Дворкович. "Приоритеты должны быть отданы не новым налогам, а администрированию существующих", – передает его слова "Прайм".

Действительно, согласно утвержденному проекту бюджета, региональный налог с продаж правительством пока не введен. Однако, выступая на инвестфоруме в Сочи, премьер-министр Дмитрий Медведев фактически предложил заменить его рядом дополнительных региональных сборов. "Чтобы увеличить собственную налоговую базу местного самоуправления, регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов – за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы", – рассказал он.

По мнению же директора региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Натальи Зубаревич, ни возможный региональный сбор, ни даже налог с продаж серьезно помочь региональным бюджетам не в состоянии. "Региональные сборы – это ничтожная сумма. То же и с налогом с продаж – он может быть значим только для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург", – пояснила она.

Самое важное, по мнению Зубаревич, это то, как поведет себя федеральный Центр по отношению к региональным бюджетам. "В 2014 году трансферты региональным бюджетам увеличивали, а в 2013 году нет – и регионы "легли", – уточняет Зубаревич. Сбалансированными же региональные бюджеты будут только тогда, когда не нужно будет повышать заработную плату бюджетникам и значительно будет увеличен налог на прибыль, резюмирует Наталья Зубаревич.

О сбалансированности федерального бюджета говорить пока рано, считает завкафедрой административного и финансового права Российского экономического университета им. Плеханова (РЭУ) Анатолий Селюков. "Дисбаланс региональных бюджетов – это серьезный недостаток всей нашей бюджетной системы", – соглашается он с позицией Зубаревич.

По мнению Селюкова, сейчас налоговая нагрузка в стране вполне достаточна, "просто необходимо разумно использовать эти средства". "Деньги из наших резервных фондов уходят в зарубежные активы, хотя нужно было бы использовать их здесь", – замечает завкафедрой. В сложившихся условиях российскому бизнесу фактически не выжить, так как предприниматели должны иметь четкое представление о налоговой политике государства хотя бы на ближайшие 3–4 года, заключает Селюков.

Ольга Соловьева

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы