|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Не кликом единым01 сентября 2014 22:29
Если верить столичным чиновникам, то совсем скоро в образовательных учреждениях должны появиться современные лингафонные кабинеты и пресс-центры, интерактивные доски и столы, 3D-принтеры и цифровые лаборатории. Образовательный центр №548 "Царицыно" — одна из школ, в которых активно внедряются новые технологии. По словам директора Ефима Рачевского, сегодня в школе используются серверные и облачные технологии, есть внутрикорпоративная сеть и два сайта — официальный и неофициальный. Интерактивные доски давно стали привычной вещью — их в школе очень много. Не в новинку ученикам "Царицыно" и электронные учебники. "Все эти технологии и устройства позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, — говорит директор. — Главная беда современных учителей — нехватка времени. Если по старинке обходиться доской и мелом, то 40 минут не хватит на все и всех. А еще не будем забывать, что человек запоминает 10 процентов из того, что он слышит, 25 процентов из того, что он видит, и примерно 70 процентов из того, что он делает сам. Так вот, интерактивные технологии позволяют сочетать вербальную информацию с визуальной и при этом лично участвовать в процессе". Старший научный сотрудник Федерального института развития образования Михаил Зайдфодим согласен, что информационные технологии стали неотъемлемой частью успешного образовательного процесса, но уверен, что их применение — важное, но далеко не главное условие. Кроме компьютеров и интерактивных досок, по его мнению, школьники должны иметь возможность использовать в учебном процессе и робототехнические комплексы, и лабораторное оборудование — как цифровое, так и традиционное. "Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает проектный подход к созданию интеллектуальной образовательной среды, — говорит Михаил Зайдфодим. — Любой комплекс учебного оборудования должен включать в себя все, что необходимо и для уроков, и для внеурочной деятельности. Это и средства информационно-коммуникационных технологий, и классическое учебное оборудование". Такой подход, по мнению нашего собеседника, позволяет школьникам на практике применять полученные умения. Выполняя учебные проекты, они создают материальные и интеллектуальные продукты и участвуют, таким образом, в развитии информационно-образовательной среды своей школы. Идея, в сущности, не нова. В советские времена мальчики на уроках труда вытачивали на токарных станках скалки и вырезали лобзиками разделочные доски, которые затем с успехом использовались девочками на уроках домоводства. По мнению Михаила Зайдфодима, этот опыт весьма ценен, а современные технологии позволяют поднять его на новый уровень. Например, старшеклассники на уроке информатики могут создать 3D-модель деталей из набора "Математические кораблики", а учащиеся девятых классов изготовят их на специальных станках. Ученики, выбравшие гуманитарный профиль, могли бы провести среди родителей исследование на предмет их удовлетворенности качеством услуг, воспользовавшись самостоятельно созданным интернет-опросом Google. А школьники, углубленно изучающие математику, могут проанализировать результаты исследования с помощью современного статистического программного обеспечения и помочь сформулировать достоверные выводы. Новые технологии позволяют также синхронизировать учебные курсы. "В курсе химии, например, учащиеся проходят тему "Атом. Молекула. Химический элемент", а потом еще раз изучают этот материал в курсе физики по теме "Строение атомов. Протон. Нейтрон", — объясняет Михаил Зайдфодим. — А почему бы не проводить интегрированные лабораторные работы по изучению строения вещества, используя материалы из курсов физики и химии? На таких занятиях можно с успехом использовать такое оборудование как атомно-силовой микроскоп и наборы для моделирования молекул". Преподаватель информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и замдиректора Центра образования №1811 Мария Муранова рассказала, что их школа работает с информационными технологиями с 1988 года. Сегодня на каждой парте стоит минимум по одному компьютеру, причем 200 из них — это MacBook. На вопрос, что заставило школу покупать столь дорогостоящее оборудование, замдиректора ответила, что десять лет назад только этот производитель был готов работать с российскими школами. Михаил Зайдфодим пояснил, что программные продукты, поставляемые в комплекте с операционной системой MacOS и самим компьютером, соответствовали требованиям нового образовательного стандарта для начальной школы. Это отчасти оправдывало явную дороговизну "яблочных" решений. Но сегодня на рынке появилось много альтернативных решений. В частности, Acer, Lenovo и Samsung, по мнению нашего собеседника, хорошо справляются с суровыми условиями эксплуатации в школах и позволяют учителям использовать практически любые программные продукты. Новые технологии не обходят стороной и начальную школу. Даже в младших классах образовательного центра "Измайлово" используются электронные учебники по математике, информатике и литературному чтению. По словам Марии Мурановой, такие учебники хороши тем, что позволяют одновременно изучать новый материал, выполнять практические задания и при этом учитель в любой момент может проверить работу и что-то подсказать. Если ученик болеет, он также может выполнить любое задание дистанционно и получить отметку. Помимо предмета ИКТ в третьем и четвертом классах преподают видеотехнологии. Ученики сами пишут сценарии, снимают фильмы, монтируют их и озвучивают с помощью компьютерных программ. Между тем психологи предупреждают об опасности чрезмерного увлечения компьютерными технологиями и электронными гаджетами. Такой перекос в образовательном процессе может лишить школьника опыта, который необходим для полного и адекватного понимания окружающего мира. Доктор психологических наук, завкафедрой психфака МГУ, профессор Александр Асмолов признает, что плюсы информационных технологий очевидны. По его словам, потому их применение и предусмотрено образовательным стандартом, что они позволяют поднять учебный процесс на новый, более качественный уровень. Однако, по мнению Асмолова, в этой работе очень важно соблюсти баланс компьютерных и классических технологий и внимательно следить за тем, какие именно программы попадают к детям. "Выстраивая инновационные подходы к образованию, важно соблюсти принцип опережающего контента, — говорит Асмолов. — Сначала появляются новые образовательные решения, новая образовательная политика, и только потом новая технологическая политика. Если мы предлагаем инновационные решения, связанные с ИКТ в образовании, они должны вписываться в логику государственных образовательных стандартов. Не следует поклоняться каким-то определенным технологиям и делать из них фетиш". Он привел пример электронных учебников, которые в большинстве случаев представляют собой цифровую версию классического учебника с добавлением некоторых интерактивных функций, вроде выполнения заданий. "Вместо использования уникальных ресурсов облачных технологий и гиперпространств разработчики предлагают детям оцифрованную книжку, ограничивая их в применении широких возможностей ИКТ". Существуют и психологические риски чрезмерного вовлечения детей в компьютерные технологии. "Возникает эффект отлета от действительности, — продолжает Александр Асмолов. — Ребенок уходит в виртуальную реальность, и вопрос в том, как он вернется в реальность физическую, к своим социальным связям. Дорога в виртуальную реальность может оказаться дорогой в один конец. Этот риск надо обязательно учитывать". Чтобы этого не происходило, профессор предлагает соблюсти в образовательном процессе баланс между компьютерными и классическими технологиями. И, к примеру, сделать упор на образовательные проекты, выполняя которые ученик работает не только с компьютерными программами, но и с физическими объектами, создавая что-то собственными руками. С мнением психолога согласен и Михаил Зайдфодим. По его словам, даже в старших классах компьютерные технологии не должны замещать иные инструменты образовательного процесса. Не говоря уже о начальной школе. "В начальной школе образовательная среда должна формировать универсальные учебные действия, подчиненные формуле "научить учиться", — отмечает Зайдфодим. — Поэтому на данном этапе очень важно развивать межпредметную деятельность, изучая предметы естественно-научного цикла, моделирование, конструирование, робототехнику". К слову, робототехника приобретает все большую популярность как школьная дисциплина, пусть пока во внеклассной программе и как часть других учебных предметов. Сегодня производители предлагают робототехнические комплексы для всех возрастов. Конструктор теперь не просто набор пластиковых деталей, из которых можно построить замок с принцессой. Сегодня он позволяет собирать программируемых роботов, причем некоторые конфигурации вполне по силам ученикам младших классов. Помимо привычного покупателю LEGO Education на рынке появились более дешевые и не уступающие ему по функционалу робототехнические комплексы других производителей (Fishertechnic, VEX, Robotis Bioloid и российский "Технолаб"). По словам Михаила Зайдфодима, российские школьники регулярно успешно выступают на Всемирных соревнованиях по робототехнике. "Как мне кажется, это результат того, что робототехника вышла за пределы кружков в дворцах творчества и стала неотъемлемой частью учебного процесса, — говорит наш эксперт. — Тут мы можем объединить и курс программирования, и исследовательскую деятельность, и участие в инженерных конкурсах". Многие производители робототехнических комплексов сейчас предлагают совмещать свои решения с цифровыми лабораториями. По словам Зайдфодима, такой подход объединит и информационные технологии, и инженерные дисциплины, и естественно-научные. В результате дети получат знания сразу из нескольких учебных областей, что наверняка поможет им в понимании целостной и единой картины мира.
Роман Уколов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |