|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Один на всех01 августа 2014 23:28
По данным газеты "Известия", разработкой концепции учебников скоро займется рабочая группа при министерстве образования, в которую входят представители президентской администрации, Минкульта, Российской академии наук (РАН), а также филологи, учителя и составители учебников. Предполагается, что первым в среднюю школу попадет единый учебник истории. На написание учебного пособия уйдет от полутора до двух лет, но внедрять в жизнь эти стандарты будут начиная со следующего учебного года. Новая концепция преподавания истории уже готова, теперь на ее базе составят задания ЕГЭ и другие экзаменационные материалы. До тех пор пока не появится универсальный учебник, в школах будут использовать имеющиеся, подпадающие под новую концепцию, издания. К слову, утверждал подготовленную историками концепцию российский президент. В ее основе, по мнению Владимира Путина, должна была лежать объективность и непредвзятость вместе с любовью к Родине. По мнению президента, у россиян имеются проблемы с объективной оценкой поступков предков — вольно или невольно их заслуги преуменьшаются. "Объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет", — наставлял президент. "Главное — концепция подразумевает многофакторный подход: на ход истории влияют очень многие обстоятельства, она никогда не бывает черно-белой. Воспитательная функция будет реализована через показ всех спектров жизни страны: не только грандиозных побед, но и трагедий", — заявил в ходе презентации руководитель рабочей группы по созданию концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В соответствии с концепцией, в курсе истории России "татаро-монгольское иго" будет заменено "ордынским игом", а Октябрьскую и Февральскую революции объединят в Великую российскую революцию. Перемены ждут и курс литературы. Его планируется привести в соответствие с концепцией единого учебника истории, чтобы убрать встречающиеся там нестыковки. Например, сейчас школьники проходят "Войну и мир" Льва Толстого раньше, чем Отечественную войну 1812 года. С инициативой написания единого учебника литературы два года назад выступил председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. "На сегодняшний день мы имеем опасное разнообразие учебников, которые имеют малое отношение к исследованиям литературы", — заявил Павел Пожигайло в беседе с корреспондентом "Ленты.ру". Среди всего многообразия, представленного в школьных библиотеках, есть идеологизированные, субъективные учебники, иногда выражающие крайне агрессивные позиции. Несмотря на наличие выбора, ученики пользуются единственным пособием, и таким образом им навязывается точка зрения автора. А вот учебника, который был бы "объективен к писателям и их позиции", нет. Поэтому представитель Общественной палаты ратует за создание линейки единых учебников, где не навязывается точка зрения, кто хороший, кто плохой. В этих учебниках параллельно будут рассматриваться Островский и Достоевский, Пушкин и Лермонтов, чтобы ученик увидел разные позиции. По замыслу Петра Пожигайло, учебник должен быть глубоким, интересным и побуждающим к творчеству. "Мы, фактически, сегодня проходим целину. Никто никогда не создавал подобный учебник", — поделился он. По мнению инициаторов, этот учебник должен еще и воспитывать. "У молодого человека возникает миллион вопросов: как я должен относиться к Родине? К другому человеку? И на уроках литературы не напрямую, а на примере произведений можно этому научить. Многие писатели, будь то Бальзак или Пушкин, в своих произведениях говорили про смысл человеческой жизни, отвечали, что такое человек. На уроках литературы вместе с задачами передачи школьникам художественного мироощущения человек усваивает поведенческие образцы", — считает он. Концепция такого учебника, по словам Петра Пожигайло, готова на 80 процентов, и над ней работали 40 специалистов со всей России. 28 из них, как подчеркивает собеседник "Ленты.ру", — доктора наук и профессора. Однако до появления учебника должно пройти около трех лет. Еще предстоит выработать методологию и программу, и только после этого можно будет браться за написание. Однако в целом у большинства преподавателей и экспертов идея единых учебников вызывает недоумение. "С образовательной точки зрения никаких единых учебников не бывает. Бывает единственный учебник, как в советское время. Но для этого нужно иметь представление о литературе как о чем-то идеологически монолитном, неизменном, неживом — как о кладбище цитат. Это представление о литературе давно умерло", — рассказал литературовед, автор нескольких учебников Александр Архангельский. Такой учебник, по мнению литературоведа, не нужен, если не было принято решение "по факту уничтожить статью Конституции, запрещающую единую идеологию в стране", и если у властей нет задачи использовать литературу и историю в качестве "дымовой завесы" для формирования единой идеологии. "Это вопрос политики и нашего будущего, а не школьного образования, — подчеркивает он. — Это борьба за политическое влияние и связанный с ней бизнес. Если у вас одновременно действует 15-20 линий учебников, то тиражи у вас ограничены. А если у вас 3 версии единого учебника (общеобразовательный, сложный и для национальных школ), то посчитайте прибыль. Идеологизированный патриотизм всегда приводит к коррупции", — полагает Александр Архангельский. Также он удивлен, что идею единых учебников поручено лоббировать людям, не занимающихся образованием. Ирина Яровая, выступившая с этой инициативой, возглавляет комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Учитель русского языка и литературы московской школы номер 57 Сергей Волков, тем временем, считает, что появление новомодного учебника по литературе будет иметь меньшее влияние, нежели учебник истории. На уроках литературы читают не учебники, а художественные тексты, и именно они являются "объектом изучения, внимания и центром Вселенной". "В этом смысле озабоченные озимые депутаты и хоровые зажигательные дирижеры могут на деньги президентских грантов сочинять что угодно — не заработает, не пригодится, будет лежать в уголку неразрезанным", — писал учитель Волков на своей странице в Facebook. "Настоящие кнопки все равно в руках у учителей. Даже если все школы будут завалены единым учебником по самое не могу, эти кнопки отобрать у нас невозможно. Пока наш рот не залепят глиной", — добавил он. Научный руководитель института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский согласен, что унификацией проблему качества образования решить нельзя. "Дети плохо знают литературный язык не потому, что учебники плохие, а потому что ситуация с языком и литературой принципиально изменилась за последние 50 лет. Появился интернет, общество стало открытым, масс-медиа, субкультуры разные… Соперничество с литературой очень сильное", — объяснил он. Языковая проблема стоит еще острее: правильный литературный русский язык мешает успешной социализации.
"Если ты хочешь построить карьеру, быть успешным, иметь высокую зарплату — тебе надо общаться с людьми, которые принимают решения, на их языке, а это далеко не тот язык, который преподают в школе. В этом смысле проблема гораздо сложнее, и ее решить таким простым кавалерийским способом, сделав один учебник, нельзя", — убежден Александр Адамский.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |