Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

От индустриального общества к постиндустриальному

19 июня 2007 11:03

изображение с сайта petrenko.com.ua
изображение с сайта petrenko.com.ua
Одной из самых любопытных для анализа тем является новый тип общества – принципиально отличающийся от того, с которым мы, как правило, имеем дело в реальности – общество постиндустриальные. Оно характеризуется новыми принципами обустройства общества, структуры сознания, методов управления в экономике и т.д. Среди прочего следует заметить, что постиндустриальное общество – это тот идеальный тип общества, к которому должно стремиться буржуазное общество в своем линейном развитии.

Прежде всего, нужно остановиться на самом понятии "постиндустриального общества" и понять, так сказать, откуда оно есть пошло. Как известно, в каждой идеологической системе, под вывеской которой всеобъемлюще функционирует общество, существую свои стереотипы, стимулы, общественные правила, мораль и свое представление о порядке. Соответственно, и в каждой идеологической системе должна существовать своя теория развития социального организма. Если с точки зрения марксистской идеологии генезис общества начинается с разделения труда и далее развивается за счет совершенствования базисных отношений. Начиная с первобытного общества, далее мы переходим к рабовладельческому – феодальному – капиталистическому. И, разумеется, высшей стадией развития социума является коммунизм (или социализм, что подлинно вернее). В буржуазном же обществе так называемый прогресс общества происходит на иных основаниях, и этому, кстати, поспособствовал многоуважаемый ученый Тоффлер, который поделил стадии развития на землевладельческое, индустриальное и высшую стадию – постиндустриальную. И сейчас уже, когда либерализм окончательно победил во всем мире (а если еще не во всем, то это дело времени), для каждого общества и государства самым безупречным типом общества представляется американское, поскольку оно уже достигло того состояния, когда постиндустриальное общество полностью воплотилось на практике.

Итак, чем обусловливается постиндустриальное общество? Каковы его признаки? Главным образом, постиндустриальное общество – это открытое общество, информационное общество, сервильное общество и общество изобилия. Каждое следует рассмотреть детально в отдельности.

Открытое общество – это, безусловно, ярлык, который был произведен страной-гегемоном в современном мире. Иными словами, страны, которые не поддерживают экономическую политику или не реформирующие свою экономическую систему называются закрытыми, когда как страны и общества, поддерживающие во всех экономических сферах США и тесно сотрудничающих с ними, именуются открытыми. Если рассмотреть внутреннюю составляющую открытого общества, то главным фактором его будет являться либерализация экономики. То есть необходимо сделать экономическое пространство как можно более свободным, а значит открытым внешнему миру. Здесь кроется подвох. С одной стороны, свобода дает конкуренцию как важный стимул развития общества, экономики и т.п. Но, с другой стороны, мы встречаемся с такой ситуацией, когда конкуренция не ведется на равных условиях, как и не велась она никогда. Начиная с того момента, когда первые поселенцы совершенно справедливо ( в соответствии с правилами конкуренции) вытеснили индейцев с их родных территорий, используя порох против лука, установившаяся американская нация не перестала пользоваться другими приемами. Так и по сей день ведется конкурентная борьба, в которой побеждает изначально сильнейший, каким является Америка. Таким образом, открытое общество – это результат глобализации, идущей с одной стороны (эксплуататора) и направленной на другую (эксплуатируемую). Но об этом ниже.

Информационное общество характеризуется высоким развитием информационных структур, которыми пронизано все общество. Информация теперь передается с невиданной доселе скорости, она становится не только средством, но и порой целью повседневной жизни индивида. Опять же, существуют как преимущества такого общества, так и его пороки. В первом случае мы сталкиваемся с тем социальным состоянием, когда существует полная и тотальная открытость информации и свободный доступ к ней. Появляются громадные возможности для личностного роста, накопления интеллектуального капитала, каждодневного пополнения различных знаний. При помощи информации человек действительно может ощущать себя свободным от давления государственной машины, так как государство уже не будет иметь таких рычагов давления и манипуляции народом при помощи навязывания определенных ценностей посредством пропаганды. Темную же сторону этой медали образует такое понятие как "общество массового потребления", о котором написано немалое количество литературы. Именно информационное общество формирует массы, массовую культуру и всеобщее потребление (впрочем, потребление образует и общество изобилия, о котором речь пойдет ниже). А массовая культура, как мы понимаем, не есть элитарная, и более того, толкает человечество к культурной деградации и духовной катастрофе. СМИ формируют общественные стереотипы, моду и многое другое, диктуемое, прежде всего, рейтингом. А рейтинг – это проявление отнюдь не высоких потребностей. Отсюда и все бичи общества, не способного творить что-либо новое, а способное потреблять готовый продукт. И что самое ужасное, нет мотивации к духовному росту, так как это не пропагандируется в СМИ. Информация навязывает самые животные, низменные, похотливые потребности и благополучно предоставляет их массам. А массы, подверженные всеми самому низкому, начинают диктовать свои условия в обществе и управлять им. Мы сталкиваемся с типичным примером диктатуры массы над отдельно взятым человеком, и при том, что человек целиком и полностью обезличивается, усредняется, картина такого общества не вызывает, прямо сказать, никакого оптимизма.

Сервильное общество предполагает такое общественное состояние, когда исчезает пролетариат как класс и на замену ему приходит другой класс – обслуживающий. Люди теперь будут трудиться, прикладывая не физические усилия, а умственные. Здесь наблюдается воспроизводство главного для буржуазного общества лозунга – воцарение как можно более комфортного для человека мира. Оно и видно, человек действительно чувствует гораздо лучше себя, нежели в обществе индустриальном. Ему открывается более широкий горизонт для творческой самореализации и внутреннего прогресса, но все это, как мы уже знаем, не достигается по вышеописанным причинам.

Общество изобилия является самым лакомым кусочком для человечества. Вернее сказать, для материальной составляющей человечества, построенного на принципах протестантской этики и фактически стремящихся при жизни построить царство небесное (а что ждет их после смерти? Вряд ли спасение). Что мы имеем ввиду? В высокоразвитом постиндустриальном обществе существует изобилие выбора – товаров, информации и др. На полках супермаркетов перед вами существует огромный выбор продукта, причем различных сортов. Реализуется ваша заветная мечта, где не существует никакого дефицита. В общем, материальная идиллия.

Но во всем этом существует и жирный минус. Например, распад традиционного общества, его самобытности, культурных, религиозных особенностей и многого другого. Исчезает институт семьи как таковой. К слову сказать, этот процесс описывает Ф. Фукуяма, где говорит про кризис нюклеарной семьи. Дело в том, что когда в центре всего встает человек, его вкусы и желания, интересы других постепенно начинают забываться. Семья рушиться, так как человек создает семью для своего удовольствия, руководствуясь утилитарными принципами. Отсюда и насущная проблема деторождения. Люди сделали процесс воспроизводства детей как средство достижения личного материального удовольствия, а не как процесс как таковой – собственно, для продолжения рода. Но это не единственная проблема постиндустриализма.

Можно сказать, если пользоваться терминами марксистской идеологии, в постиндустриальном обществе к власти приходит новый класс, сформированный этим обществом и взявший власть в руки естественным путем – класс карьеристов, менеджеров, пиар-технологов и т.д. Они в своей массе не генерируют новых ценностей, а лишь транслируют их. Другими словами можно сказать, что на место творческой элиты приходит элита исполнительная, конформистская. И само собой разумеется, что правящий класс пытается как можно больше наплодить себе подобных дабы общество функционировало более естественным путем. Отсюда берет свои корни социальное аниматорство, групповая психология, менеджерские корпоративные игры и прочие технико-исполнительные процедуры. На первый план выходит не образованный вообще человек, а узкоспециализируемый в свой области. И результатом этого становится умственная ограниченность личности, не способной к масштабной рефлексии. А ограниченность ведет опять же к тому, что человек перестает задумываться, а лишь живет в комфортном, удобным для себя мире и потребляет всевозможные товары, благодаря рогу изобилия.

Из всего сказанного, можно прийти к важному выводу: постиндустриальное общество, как пик развития буржуазного общества, в котором главной ценностью является индивид, в реальности воспитывает индивидуалиста, способного действовать согласно своей выгоде и пользе, но не воспитывает индивидуальности, которая могла бы выйти за границу массового, серого по своей сути, человека. А это уже не такая впечатляющая перспектива, к которой следует стремиться. Поэтому еще не раз следует подумать власть имущим нашей страны перед выбором модели будущего развития страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Никулин Николай Львович

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы