|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Интернет-полиция заработает с 1 августа01 июля 2014 18:12
Минкомсвязи подготовило проект постановления правительства "О порядке осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет, связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях". Документ, предоставляющий Роскомнадзору права, по сути дела, правоохранительного органа, должен вступить в силу с 1 августа. Таким образом, именно эту дату в дальнейшем можно будет считать днем рождения в России своего рода интернет-полиции. Напомним, что именно с первого числа последнего летнего месяца в нашей стране начинает действовать "закон 5 мая", или, как он определяется формально, закон № 97-ФЗ. Как уже писала "НГ" (см. номер от 19.06.14), как раз 5 мая президент Владимир Путин поставил свою одобряющую подпись под предложениями о резком ужесточении государственной политики в отношении Всемирной сети. В ней были выделены некие "организаторы распространения информации", которым было предписано уведомлять соответствующее ведомство – Роскомнадзор – о своем появлении и начале деятельности, а также хранить не менее полугода весь проходящий через них трафик вместе с данными о каждом пользователе. Кто это такие – "организаторы распространения информации", закон определяет весьма обтекаемо и оттого почти всеобъемлюще: "Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет". Нетрудно понять, что подразумеваются и почтовые программы, и соцсети, и форумы, и даже графические и звуковые редакторы – любой ресурс, которым пользуется хотя бы еще несколько человек, кроме создателя или владельца. Понятно, что держать эту огромную массу под неусыпным контролем государству будет непросто. Роскомнадзор в своих кадровых и организационных ресурсах ограничен, а потому ему в помощь предполагается направлять сотрудников ФСБ и МВД, ради беспрепятственной оперативно-разыскной деятельности которых "закон 5 мая" и принимался. Поэтому-то проект постановления правительства о проведении Роскомнадзором контрольных мероприятий и составлен пока в достаточно общих выражениях и представляет собой, судя по всему, заготовку, которая будет улучшаться по мере правоприменительной практики. Сейчас же в бумаге прописано, что право контроля принадлежит как центральному аппарату ведомства, так и его территориальным подразделениям. Мероприятия смогут назначать руководители этих структур, их заместители и другие чиновники, уполномоченные своими начальниками. Делаем вывод: любой работник Роскомнадзора, даже не слишком образованный и опытный, может быть направлен на "проверку выполнения организаторами распространения информации установленных требований". Именно такую цель контрольных действий и определяет постановление правительства. А повод для их проведения – обращения из ФСБ или МВД. Дальше в тексте перечислены такие действия уполномоченного чиновника, которые похожи на некие следственные мероприятия: изучение документов, направление "подследственным" указаний о предоставлении необходимых ему сведений, документирование фактов реальной деятельности пресловутых "организаторов", получение о них установочных данных сначала из открытых источников, а потом – своего рода оперативными путями от провайдеров и операторов связи. Реальные же оперативно-разыскные действия предполагается проводить так: "В случае необходимости проведения мероприятия, связанного с установлением личности организатора распространения информации или его представителя, посещением объектов, принадлежащих физическим или юридическим лицам, к проведению проверки могут привлекаться уполномоченные сотрудники органов внутренних дел". Кстати, в составе Роскомнадзора есть почти секретная радиочастотная служба, которая – все по тому же "закону 5 мая" – держит на узлах операторов связи средства технического контроля, позволяющие узнавать содержание передаваемых через Сеть сообщений. При необходимости ее тоже будут привлекать к работе с "организаторами распространения информации". А завершаться любая проверка Роскомнадзора должна будет рапортом чиновника своему руководителю, на основании которого он и станет предпринимать меры. Например, блокировать неисполняющий закон интернет-ресурс или назначать ему штраф. Если тот просто не уведомил контору о начале своей деятельности, то его владелец-гражданин расстанется с 1–3 тыс. руб., должностное лицо пострадает от 10 до 30 тыс., а юрлицу можно будет выписать уже 100–300 тыс. Отказ от хранения трафика обходится дороже: для обычных граждан – в 3–5 тыс., для руководящих – в 30–50 тыс., а для компаний – в 300–500 тыс. Такие же кары ожидают и тех, кто пытается отказаться от различных средств технического контроля, то есть как бы станет отнекиваться от сотрудничества с властью. Есть в проекте постановления правительства и отдельный пункт, связанный как раз с подписанным вчера президентом законом об установлении наказания за экстремизм в Интернете той же строгости, что и в СМИ. Роскомнадзор в случае выявления своими проверками правонарушений уголовного характера обязан будет уведомлять об этом соответствующие правоохранительные органы.
Иван Родин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |