Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Facebook и его деревянные солдаты

01 июля 2014 17:54

Логотип с сайта www.facebook.com
Логотип с сайта www.facebook.com
В американских СМИ появилась новость о том, что социальная сеть Facebook провела негласный эксперимент над своими пользователями с целью исследования возможности управлять их эмоциями с помощью целенаправленной фильтрации сообщений друзей.

Новость сразу же вызывает ассоциации с широко известной в нашей стране сказкой.

Неприметный и не особенно удачливый плотник Урфин Джюс случайно получил волшебный порошок, с помощью которого можно оживлять неодушевленные предметы. Эту удивительную возможность он использовал для того, чтобы настрогать армию деревянных солдат, безропотно выполняющих все приказы бывшего плотника. Послушные дуболомы в итоге едва не обеспечили хозяину диктаторскую власть над целой страной, хотя им самим этого, естественно, нужно не было. Потому что им вообще ничего не было нужно. Они же были деревянными.

Как заплеталась сеть

Следите за датами. В 2003 году ничем особым не приметный студент Марк Цукерберг придумал интернет-ресурс, на котором попарно размещались фотографии его соучеников по университету для сравнения их внешней привлекательности.

Изначально эта затея была не более, чем игрушкой. Однако для ее создания Цукерберг взломал университетскую базу данных с информацией о студентах. Администрации учебного заведения это, разумеется, не понравилось, и Цукерберг оказался на грани исключения.

И тут, похоже, появился волшебный порошок. Проштрафившегося студента не только не исключили, но и позволили работать над сетью. Более того, в 2004 году сеть, получившая название Thefacebook, распространилась уже на несколько американских университетов. Сложно предположить, что это произошло без одобрения их руководителей, которым было прекрасно известно о первоначальном скандале вокруг нее.

В том же году Цукерберг знакомится с неким Шоном Паркером. Именно Паркер, по словам самого Цукерберга, первым увидел "настоящий потенциал" Facebook и привлек инвесторов для него. И дело чудесным образом пошло: сначала в соцсеть вложилась платежная система PayPal, затем уже сам Microsoft инвестировал в нее 140 миллионов долларов.

Конечно, все это можно объяснять прозорливостью первых инвесторов, отдавших миллионы долларов за тогда совсем еще не очевидный бизнес. А можно дать и другое объяснение.

Например, можно вспомнить, кто такой Паркер. Парень в молодости увлекался хакерством. Как многие хакеры-любители, был пойман на этом занятии и, чтобы избежать наказания, пошел на сотрудничество с Центральным разведовательным управлением (ЦРУ) США.

Примечательно что, как только инвесторы "поверили" в Facebook, и там в 2005 году появились реальные деньги, Паркер ушел из компании. Однако, как говорят, до сих пор продолжает "быть вовлеченным" в развитие соцсети.

Как это работает

То, что через Facebook можно так или иначе отследить активность пользователей, ни для кого, наверное, уже не секрет. Видимо, даже самые невнимательные заметили, что, заходя на какой-нибудь совсем посторонний для соцсети сайт, зарегистрированный пользователь Facebook может увидеть свое имя среди посетителей, хотя сам он при входе на этот сайт себя никак не обозначал.

Из этого следует, что интернет-ресурс, содержащей форму ссылок на него в соцсети, получает данные о посещающих его пользователях Facebook. А соцсеть, естественно, видит, что, когда и как часто посещают ее пользователи в интернете.

Но это далеко не всё.

Самое главное, то, ради чего Facebook создавался и ради чего в его развитие вложили сотни миллионов долларов на "стадии личинки", — это сбор персональных данных пользователей, анализ их активности в самой соцсети и связей между ними.

Это совершенно бесценные возможности для политических, экономических и военных аналитиков, как принято деликатно называть сотрудников разведывательных служб, не занимающихся полевыми операциями.

Такая работа тем плодотворнее, чем больше массив анализируемых данных, то есть, чем больше у соцсети пользователей Поэтому неудивительно, что Facebook с самого начала активно продвигался ведущими американскими СМИ, а в Голливуде даже сняли о нем фильм и дали ему несколько "Оскаров".

Это все не новость. Новость в том, что в последнее время Facebook не только не скрывает, но и как будто бы нарочно демонстрирует свои методы слежки за пользователями.

Помимо утечки с экспериментом про управление эмоциями, которая, конечно, не случайна, был еще один похожий случай в текущем году.

В феврале, ко Дню святого Валентина, Facebook на несколько дней запустил шуточный сервис подбора наиболее подходящих пользователю партнеров среди его друзей.

Обратившие внимание на то, как именно работал этот сервис, могли увидеть в его статусной строке отражение этапов анализа. После нажатия кнопки "искать" там последовательно появлялись сообщения: анализировались данные друзей, их "лайки", перепосты, переписка и так далее.

Вряд ли алгоритм был разработан специально для этого сервиса. Просто праздничный интерфейс приделали к уже существующей системе анализа и на несколько дней открыли ее механизм для всех.

Это случай показал всем, кто этим как-то заинтересовался, насколько блестящий инструмент наблюдения и анализа представляет собою Facebook, и какие сложные алгоритмы и огромные вычислительные мощности он использует.

Кроме того, ставшее сегодня известным экспериментальное подтверждение возможности не просто следить за пользователями, в влиять на их поведение, говорит о том, что сам Facebook стал местом, где оживляют волшебным порошком виртуальную армию до этого неодушевленных аккаунтов. Зарегистрировавшись в соцсети, сотни миллионов людей получают возможность двигаться и говорить в виртуальности. Причем не как попало, а так, как нужно обладателям фляги с порошком.

Кто все это разработал и создал? Говорят, Цукерберг со товарищи. Да, идея, похоже его.

Но Джюс, хотя и выстрогал дуболомов, не придумал волшебного порошка.

Зачем "светить" слежку

Почему же Facebook раз за разом стал "открываться", показывать, как он используется для откровенной слежки за своими обитателями?

На наш взгляд, главный смысл — показать заинтересованным структурам, что знание о слежке никак не отражается на масштабе использования сети и не влияет на полноту и ценность получаемых с ее помощью данных, как и на эффект от проводимых в сети кампаний.

Такая уверенность жизненно необходима для Facebook. Если его ценность как инструмента анализа и воздействия на активных пользователей окажется под сомнением, странно блестящая экономическая история компании может пойти другим путем.

Действительно, Facebook разместил акции на бирже в мае 2012 года по цене, которая означала, что его полная биржевая стоимость составляет 104 миллиарда долларов. Однако буквально на следующий день стало известно, что представленные компанией на бирже данные о себе сомнительны. В результате цена акций упала на 13 процентов. Затем акции продолжили падение и в течение года моментами дешевели до двух раз против цены размещения.

Но тут опять волшебный порошок: подоспел "Оскар" за фильм, затем все западные СМИ день и ночь рассказывали о том, как Facebook стал чуть ли не ведущим фактором арабских революции в Алжире и Египте. В общем, о компании весь год только и говорили.

Цена акций после этого пошла на поправку.

И сегодня Facebook представляет собой настоящее экономическое чудо, из серии "то, чего на белом свете вообще не может быть".

По итогам 2013 года выручка Facebook составила 7,87 миллиарда долларов, а чистая прибыль — 1,5 миллиарда долларов. При этом цена акций на бирже — более 50 долларов за бумагу, что означает капитализацию (полную биржевую стоимость компании) в размере более 130 миллиардов долларов.

Другими словами, мультипликатор (отношение стоимости к финансовому показателю) по прибыли равен почти 90 единицам, а по выручке — более 16 единиц. То есть, компанию оценивают в 90 раз дороже того, что она зарабатывает в год.

Очень она кому-то нужна. Как волшебный порошок для оживления виртуальных дуболомов, не иначе.

Поэтому все энтузиасты селфи, каррент мудов, опинионов и лайков — улыбайтесь, на вас смотрят.

Игорь Агапов

источник: Lenta.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы