Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Мы хотим знать, что люди делают с информационными технологиями"

06 июня 2007 19:57

изображение с сайта tmkin.ru
изображение с сайта tmkin.ru
В Евросоюзе под инновациями понимают совсем не то, что в России

Обследования инноваций проводятся в России ежегодно, начиная с 1994 года и в соответствии с международной практикой. Хотя сама Россия в современной инновационной экономике стоит только в начале того пути, по которому в Европейском Союзе идут уже давно, у нашей статистики инноваций и информационных технологий есть признанные достижения. Тем не менее, доклады итальянских статистиков, выступавших на научном семинаре серии "Научно-техническая и инновационная политика", организованном 31 мая Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ) и Международным научно-образовательным Форсайт-центром под руководством проректора Леонида Гохберга в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ, оказались интересными не только для специалистов.

Справка OPEC: Джулио Перани – личность в статистике науки и инноваций более чем известная. Он – один из ключевых экспертов, определяющих методологию и принципы организации статистических исследований науки, техники и инноваций в объединенной Европе. Доклад Джулио Перани был посвящен методологии учета инноваций, ее развитию и трансформации в 1990-2000-е годы.

Справка OPEC: Джероламо Джунгато отвечает за сектор информационных технологий в Итальянской службе статистики.

Джероламо Джунгато начал с истории статистических исследований информационных технологий – первая программа обследований, посвященная электронной коммерции, была запущена в Италии еще в 1999 году, а с 2003 года в Италии, как и в других странах ЕС, проводятся совместные обследования, координируемые Евростатом. Основные заказчики стандартные – национальные ведомства, Еврокомиссия. Активными пользователями статистических данных стали и бизнес-ассоциации.

Что же представляет собой современная статистика информационных технологий в Италии? Как сообщил г-н Джунгато, работа сейчас ведется по трем направлениям: оцениваются "e-readiness, e-intensity и e-impact" (готовность жить в информационном обществе, интенсивность использования технологий и вклад технологий в развитие общества и экономики). Такой подход достаточно нов. Всего лишь несколько лет назад исследователи просто старались узнать, есть ли в организациях коммуникационная сеть, сколько установлено компьютеров и т.п. Ныне ситуация изменилась: "Мы хотим знать, что люди делают с помощью информационных технологий, и к чему это приводит", – пояснил Джероламо Джунгато.

Кого и как изучает итальянская статистика информационных технологий

Прежде всего, собираются данные об использовании информационных технологий в частных компаниях (с численностью более 10 сотрудников), а также в общественном секторе – в центральных и местных органах власти. Данных по частным лицам и мелким предприятиям практически нет, и это серьезное упущение выборки, признает Джунгато.

Опросник присылается по почте в компании, отобранные по методу стратифицированной случайной выборки (весь массив делится на непересекающиеся группы, из каждой случайным образом выбираются адресаты). Опросный лист включает множество пунктов. Например, нужно указать, число рабочих мест, оснащенных компьютерами, для каких целей используются компьютеры, есть ли интранет и экстранет, на какой скорости доступен интернет, используются ли системы онлайн-заказов, платежей, электронные программы управления логистикой и производством.

Наряду с вопросами о внедрении систем управления ресурсами предприятия (ERP), систем взаимодействия с клиентами (CRM) и прочих бизнес-систем, в опросниках есть и такие пункты: "пользуетесь ли вы программным обеспечением с открытым исходным кодом?", а также "используете ли вы информационные технологии для обучения?". В последние годы особо актуальной стала компьютерная безопасность, и это также отражается в собираемой статистике.

Словом, постановка целей и широта охвата впечатляют. Но в то же время и порождают ряд проблем:

• сама суть IT подразумевает постоянные нововведения, которые необходимо отражать в опросах – это ведет к проблемам с временными сопоставлениями;
• из-за жестких требований к срокам, предъявляемых Евростатом, работать приходится в ускоренном режиме;
• чтобы получить ответы на все вопросы, обычно требуется опрашивать более одного респондента в каждой компании;
• в секторе информационных технологий действует огромное количество посредников, и установить реальные объемы транзакций и потоков информации зачастую проблематично;
• статистику "портит" игнорирование сектора малых (до 10 сотрудников) предприятий.

Объяснив задачи и методологию проводимых исследований, г-н Джунгато вкратце обрисовал основные итоги опросов 2004-2006 годов, демонстрирующие небезынтересную динамику использования информационных технологий в Италии:

• резко выросло число сайтов, используемых компаниями для целей электронной коммерции;
• увеличилась почти до 100% доля компаний, использующих широкополосные каналы для доступа в Интернет;
• уменьшилось число работающих удаленно (при том, что в ЕС их доля неуклонно растет);
• сократились электронные продажи (это тоже наблюдается только в Италии);
• серьезно обострились проблемы с безопасностью;
• всего 28% занятых используют компьютер для выхода в Интернет (что заметно ниже среднеевропейского показателя);
• 76% крупных и 47% мелких фирм используют Интернет для подачи отчетов в госучреждения, и по этому показателю Италия опережает Европу в целом.

Руководящее и направляющие

Доклад Джулио Перани был посвящен методологии учета инноваций, ее развитию и трансформации в 1990-2000-е годы.

Помахав перед аудиторией небольшой книжечкой, г-н Перани сообщил, что про нее-то он и собирается рассказывать. Книжечка эта – так называемое "Руководство Осло" (РО, Oslo Manual), вернее, уже его третья редакция, датированная 2005 годом. Именно этот документ, по замыслу его авторов лежит в основе современной статистики инноваций OЭСР и Евростата. "Что главное для статистики инноваций? – Спросил Джулио Перани и сам же ответил, – Правильное определение предмета". РО как раз и представляет собой попытку концептуально нового определения инноваций.

Потребность в общеевропейской статистике научных исследований и разработок возникла довольно давно – в 1960-е годы, тогда же появилось первое пособие для проведения соответствующих статистических обследований, так называемое "Руководство Фраскати". Текст "Руководства Осло" – его далекий потомок, рожденный к жизни пониманием той роли, которую в экономическом развитии стали играть инновации.

Первое РО было составлено в 1992 году и заложило основы статистики технологических инноваций. Уже тогда был закреплен принцип, который потом будет отражен во всех редакциях РО, включая нынешнюю: инновации не обязательно связаны с новым знанием, они могут быть плодом нового использования знания существующего.

Сама инновация была определена как введение на рынок технологически новых продуктов и внедрение технологически новых процессов. Впоследствии это определение было сокращено до ТПП-инновации (эта лестная для Евгения Примакова и его соратников аббревиатура означает всего лишь "Технология-Продукт-Процесс"). Таким образом, Евросоюз изначально сделал акцент в статистике инноваций именно на материальные, осязаемые нововведения.

Ключевой вопрос, на который должны были отвечать респонденты, звучал так: "внедрили ли вы у себя хотя бы один технологически новый процесс или выпустили хоть один новый продукт?" В случае положительного ответа компания автоматически попадала в ранг инновационных. Конечно, респондент должен указать, для кого нов его продукт/процесс, (есть шкала – от "первый в мире" до "новый для нашей фирмы"), и это получает свое отражение в результатах. Но суть от этого не меняется: "новый продукт/процесс" может быть новым лишь для самой компании – этого достаточно для получения ею "инновационного" статуса в понимании европейских статистиков.

РО 1992 года было ориентировано на инновации в промышленности, в 1997 году в сферу внимания статистиков попали также инновации в сфере услуг. Но уже тогда были ясны принципиальные недостатки ТПП-идеологии:

• не совсем понятно, что значит "технологически новый";
• неясна связь между инновациями и экономическими показателями;
• с введением статистики по сектору услуг потребовалась корректировка базовых определений;
• понимание фирмы как единственного "двигателя" инноваций ошибочно и ограниченно.

Философия, как основа статистики

Решить эти и другие накопившиеся проблемы должен был новый вариант РО, который и был издан в 2005 году. Инновационные компании по прежнему остаются в центре внимания статистиков, но добавлены также вопросы, касающиеся инфраструктуры, факторов спроса, конкурентов и партнеров, вузовской и академической науки, государственной инновационной политики. Факторов, которые в новом руководстве предлагается учитывать исследователям, также стало гораздо больше. Это и уровень образования, и открытость рынка, и структура промышленности, и многое другое. Однако важны не только эти изменения.

Сама идея создать новое руководство по сбору статистических данных возникла из потребности следовать новой парадигме "экономики знаний" и полнее учитывать актуальные экономические теории, говорит Джулио Перани. Одна из таких теорий – "созидательное разрушение" Йозефа Шумпетера, акцентировавшего внимание на качественных, а не на количественных изменениях (то есть тех же инновациях – Шумпетер писал в 1940-е годы и новомодной терминологии не знал). Философское обоснование нового подхода к статистике заложили, кроме того, Джон Саттон с теорией "необратимых издержек"; Ричард Нельсон и Сидней Уинтер, предложившие миру теорию эволюции экономики и Брик Люндвалл, развивавший теорию национальных инновационных систем. Однако основное влияние на авторов РО оказали неоклассические представления с их интересом к инвестициям и рынкам.

Главное нововведение РО-2005 – новое определение инноваций: "инновационная фирма производит планируемые изменения в своей деятельности с тем, чтобы улучшить свои экономические показатели". Наряду с технологическими нововведениями в статистике теперь учитываются организационные и маркетинговые инновации (такие как, например, изменение распорядка дня, ребрендинг или даже снижение цены).

Говоря об организационных и маркетинговых инновациях, г-н Перани признался, что отличить их от банальных ежедневных изменений не так просто. В РО рекомендуют признавать за инновации только те организационные нововведения, которые являются частью некоей стратегии, а в случае маркетинга – концепции продвижения. Станет ли этот подход рабочим, пока неясно.

Идея в развитии

Завершая свое выступление, Джероламо Джунгато поделился планами на будущее: ISTAT намеревается плотнее изучать готовность предприятий к электронной коммерции. Но главная его задача – сопоставив данные опроса с экономическими показателями компаний, оценить эффект от внедрения информационных технологий. Правда, для этого придется как-то решить ключевую проблему: в Италии статистические данные, как по информационным технологиям, так и по экономическим данным предприятий собираются методом случайной выборки, поэтому одна и та же компания крайне редко оказывается в обоих списках опрошенных. "Не знаю, сработает ли все это", – печально заключил г-н Джунгато.

На эту же проблему сетует и Джулио Перани: из-за "случайного" формирования выборок становится сложно изучить самое интересное – влияние инноваций на экономические показатели компаний. Сложно также "поймать" инкрементальные инновации, те, что происходят и внедряются постепенно, шаг за шагом, узнать, сколько на инновации потрачено денег, плюс – сколько их внедрение занимает времени. Но г-на Перани не остановить – он уже думает над тем, как включить в программу исследований широкие сопоставления с другими статистическими данными, как учитывать региональные аспекты инновационных систем, "открытые инновации" и их частный случай для информационных технологий – программное обеспечение с открытым кодом.

Данный текст представляет собой переработанную для портала STRF.Ru версию текста Ивана Стерлигова, впервые опубликованного на OPEC.Ru

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы