Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Арктические амбиции Путина

24 апреля 2014 22:21

Фото с сайта www.kremlin.ru
Фото с сайта www.kremlin.ru
На этой неделе в Москве состоялось заседание Совета безопасности РФ по государственной политике в Арктике под председательством президента страны Владимира Путина. В ближайшие несколько лет Москва решила вплотную заняться развитием Арктической зоны России. Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.

Для реализации государственной политики в Арктике в России будет создан специальный госорган. С таким заявлением на днях выступил Владимир Путин. По его словам, "нужен не громоздкий бюрократический орган, а оперативно работающая структура". "Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный", — заявил президент.

Глава государства потребовал от правительства подумать, как будут реализовываться мероприятия госпрограммы "Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года", поручив "проработать вопросы финансирования программы с 2017 года". По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Помимо ресурсного растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к "континентальной железнодорожной системе" и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие — подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа. Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.

Вместе с тем все новое — это хорошо забытое старое. "Значение Арктики в России понимали и правительство Витте, и большевики. Именно поэтому, еще не преодолев разруху Гражданской войны, в начале 20-х годов начали развитие Севморпути, боролись за особый статус Шпицбергена", — говорит профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин. В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству. Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они "не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания". Для "народно-хозяйственного освоения" Арктики и "обеспечения судоходства" по Севморпути была создана отдельная организация — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). По тому же пути сегодня, по сути, идет Владимир Путин, передавая вопросы развития Арктики в ведение отдельной организации.

Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново. "После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно. Военные городки и техника были брошены", — рассказывает начальник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института наследия Петр Боярский. Однако сейчас все возвращается на круги своя. "Еще в 1994 году, мы бродили по остаткам военной базы на Новой Земле, я говорил Боярскому, что через 10-20 лет русские начнут сюда возвращаться. И не ошибся. В советских школьных географических атласах арктические территории входили в состав СССР, затем, в постсоветские годы, госграница, обозначающая в пределах России большую часть Северного Ледовитого океана, исчезла. Сейчас она появляется вновь", — рассказывает Плюснин.

Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России. "Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения", — отметил глава государства, добавив, что подразделения Минобороны, МЧС и другие службы должны регулярно участвовать в межведомственных учениях и тренировках. Президенту вторил и секретарь Совбеза Николай Патрушев. По его словам, Россия воссоздаст утраченные аэродромы в российской части Арктики. Эти аэродромы будут двойного назначения и станут использоваться, в том числе, для развития Северного морского флота. В конце 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по восстановлению в 2014 году системы российских военных баз в Заполярье. "С военной точки зрения, Арктика — единое оборонное пространство, которое до сих пор в значительной степени не контролируется. Увеличение оборонного присутствия РФ в регионе, как, впрочем, и стран НАТО, — неизбежно", — говорит эксперт Дмитрий Евстафьев.

Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности. "Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На севере сохраняется и воспроизводится уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических и техногенных катастроф. Кроме того, не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной, — Канады — проживает между широтами Киева и Сочи", — говорит Юрий Плюснин.

Михаил Чернов

источник: Lenta.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы