Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 4 декабря 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Информационный аппетит

31 мая 2007 22:16

изображение с сайта IPIM.ru
изображение с сайта IPIM.ru
Результаты анкетирования студентов и молодых учёных на всероссийской конференции "Ломоносов-2007", проведенного Интернет-порталом интеллектуальной молодежи IPIM.ru и Торговым Домом "Библио-Глобус", показывают, что количество доступных в России научных материалов по-прежнему не удовлетворяет образованную публику. Если это уже не информационный голод, то, во всяком случае, здоровый аппетит.

В поисках информации

В главном блоке анкеты шли вопросы об источниках специальных знаний. "Каковы ваши основные источники получения информации научного характера?" Мы выяснили, что уже 41 процент опрошенных использует Интернет как основной кладезь научной информации. Со значительным отставанием следуют более традиционные способы: 24% получают научную литературу, не выходя из ВУЗа, 17% покупает её в магазинах и лишь 15% первым делом идут в городские библиотеки. Как бы ученое сообщество не относилось к Всемирной паутине, без неё уже трудно представить процесс написания научной работы. Какими глазами посмотрит на вас новый российский студент, когда его подведут к шкафам библиотечного каталога, предложат найти в нём несколько публикаций а потом пролистывать их все поисках какой-то суждения?

По сравнению с электронными средствами, университетские библиотеки выглядят не только неудобными, но и скудными. Состояние библиотечного фонда ВУЗов удовлетворяет лишь 47% респондентов.

Покупка научных книг, ставших почти роскошью в начале 90-х, и поныне остаётся не по карману большей части студентов. Как показывает наша анкета, 23% опрошенных тратят на приобретение специальной литературы менее 500 рублей в год. После этой цифры стоит поставить восклицательный знак и напомнить читателям, что опрашиваются не случайные ребята в институтской курилке, а научная элита российской молодежи! Еще 33% могут позволить себе потратить аж в два раза больше – 1000 рублей в год. Государство должно стыдиться бедности тех, на кого, в программных речах президента, возлагается главная надежда России. 6% респондентов, тратящих на книги более 5000 рублей в год, стоят особняком.

Но даже если есть время на библиотеку, деньги на магазин и выход в Интернет, молодые люди ощущают дефицит информации. Мы спросили у участников "Ломоносова" (представителей практически всех областей знания), по каким направлениям ощущается недостаток литературы? У респондентов не было единодушного мнения. Но 15 человек из 100 назвали экономику, 11 – психологию, 8– географию и 7 – биологию. Эти цифры говорят не только о недостатке книг, но, на мой взгляд, и о том, что данные науки в данный момент находятся в центре внимания молодежи.
В целом, 52% опрошенных считают, что нынешнего количества ресурсов не достаточно для интеллектуальной и образованной молодежи.

Отношение к книге

Об утере традиций "самой читающей страны в мире" говорят и ответы на следующие вопросы. В первом респондента просили назвать "Известные Вам серии изданий учебно-научной литературы", и он значительно затруднил участников конференции. Девять человек были солидарны, и назвали "Классический университетский учебник", в большинстве остальных случаев респонденты называли не серии, а издательства: "Дрофа", ЭКСМО, "Питер"... Как это ни грустно звучит, утеряно само понятие "книжная серия" – украшение домашних библиотек наших отцов и дедов. Один человек вспомнил про ЖЗЛ, трое назвали "Мастеров психологии", встретились в ответах "Библиотека фонда "Либеральная миссия"", "Высшая школа" и "Высшее образование".

Следующий вопрос должен был выявить самые популярные издательства. И здесь... набор ответов мало отличался от предыдущего. В лидерах "Дрофа" "Наука" и "Питер", затем идут "Издательство МГУ" и "Просвещение". Названо одно из крупнейших иностранных издательств Elseiver.

Наконец, молодым учёным предстояло ответить на философский вопрос: "Как Вы считаете, изменилось ли за последние десятилетия в Вашей стране отношение к книге у молодежи?" И уточнить, в чем причина такого изменения. 70% признали, что отношение к литературе действительно изменилось. Из ответивших утвердительно 38% считает, что "Книги перестали покупать – всё есть в Интернете", 14% констатировали, что возросла ценность высшего образования, и столько же мыслят обратное: "Молодежи не до книг. Сменились приоритеты". Более редкие ответы достойны цитирования без комментариев:
• Возросла дороговизна книг;
• Доступ к готовым работам делает книги менее необходимыми.
• Изменились сами книги;
• На фоне избытка информации чтение книг – способ более осознанного и тщательного отбора информации;
• Улучшилось финансовое положение;
• Упал уровень образованности;
• Чтению книг мешает ускорение темпов жизни – нехватка времени (особенно у студентов).

Иностранная литература.

20 лет назад отечественные студенты получили широкий доступ к иностранной литературе. Что скажет об этом источнике информации сегодняшняя молодежь? Подавляющее большинство опрошенных – 95% – согласились с тем, что иностранную литературу необходимо переиздавать в России. При этом, 83% настаивают за перевод литературы с иностранного языка, и лишь 14% готовы читать книги в оригинале (вот мы и увидели, какой процент молодых учёных свободно читает на втором языке).

Большинство респондентов (39%) преимущественно читает иностранные источники в Интернете (цифра поклонников Интернета, как мы видим, почти не меняется. Этой группу придётся рассмотреть подробнее), 23% ходит за такими книгами в специализированный магазин, 17% находят её в своём учебном заведении, а 15% составляют всё те же любители библиотек. Удивительно, но порядка 6 процентов опрошенных вовсе не читают иностранную литературу!

Судя по всему, свежая иностранная литература обходит стороной и ВУЗы, и библиотеки, как это делают нуждающиеся в ней исследователи. И если новейшие зарубежные наработки не будут доступны нашим ученым, то отечественная наука вполне может сократиться до тех самых 6%...

Биты и буквы

Встретить научного работника, не использующего цифровые технологии в своей деятельности давно стало нонсенсом. И вот, уже 9 из 10 молодых учёных пользуются электронными источниками научной информации наряду с традиционными бумажными публикациями.

Со временем меняется сам способ, которым электронные тексты попадают к исследователю. Несколько лет назад основную роль играли компакт-диски и старые добрые дискеты, а сейчас цифровую информацию вне Интернета ищут только 33% респондентов. Всемирная сеть стремительно ворвалась в нашу жизнь, и остаётся только ждать, когда новые технологии принесут качественный скачок результативности активно осваивающих его молодых ученых.

Сколько времени проводит в Паутине научная молодёжь? Чуть меньше половины не затрачивает на Интернет и часа в день, а вот 34% сидят в WWW уже до 3-х часов в день, 15% уделяют до 7 часов, и 6% "зависают" на 8 и более (Что, судя по всему, не мешает им заниматься наукой и пребывать на конференции).

Нам было интересно, пользуются ли молодые ученые книжными Интернет-магазинами? Из 99 человек нашлось всего 24 пользователя этого нового сервиса, причем, заказывают они там научную (31%), учебную (23%) и, в меньшей степени, художественную литературу. Наибольшей популярностью (46%) у покупателей пользуется сайт Ozon.ru, по 2 "Ломоносовских" посетителя есть у "Интернет-магазина Московского Дома Книги" и сервиса "Books", а оставшаяся часть предпочитает иные сайты (в принципе, можно перечислить: www.amazon.com; www.bizbook.ru; www.book.ru; www.bookland.ru; www.englishbookworld.com; www.KnigaNaDom.ru; www.logobook.ru; www.fizmatkniga.ru; www.urss.ru; www.bgshop.ru; www.zone-x.ru). В общем, процент пользования Интернет-магазинами среди молодых ученых выше, чем соответствующий показатель у всего населения, но возможности и удобство заказа книг по сети недооценены ни теми, ни другими.

Сосиска в тесте

В свете всеобщего введения в практику единого государственного экзамена (сокращенно – ЕГЭ) и непрекращающихся дискуссий на эту тему, мы решили спросить недавних школьников и на этот предмет.

Результаты оказались вполне предсказуемы. 64% относятся к нововведению отрицательно, 9 – нейтрально, и лишь 27% нашли, что положительные стороны перевешивают. Далее респонденты отвечали на вопрос о том, как введение ЕГЭ скажется на уровне образования.

Посетители конференции, которые положительно относятся к введению ЕГЭ в РФ, предложили следующие варианты ответа на данный вопрос:
• ЕГЭ увеличит шансы на поступление;
• ЕГЭ повысит уровень образования;
• ЕГЭ будет служить хорошим стимулом для учащихся

Негативные оценки были гораздо разнообразнее:
• Не отлаженная система экзамена;
• ЕГЭ недостаточно объективен; Он не отражает реальные знания и способности учеников, а лишь "усредняет" абсолютно всех. Индивидуальности теряются, логическое мышление не развивается;
• ЕГЭ снижает всестороннюю развитость/ уровень образования/ творческий потенциал
• Отрицательно в отношении гуманитарных наук, т.к. ЕГЭ не дает достаточной свободы для реализации своего теоретического потенциала;
• Образование схематизируется, и учеба в старшей школе превращается в "натаскивание" по отдельным предметам в рамках, заданных "примерными заданиями";
• Образование станет более формальным;
• Будут трудности при продолжения учебы в ВУЗах.

"Разрушение системы образования началось давно. ЕГЭ – очередной шаг", печально констатировал один из респондентов. Кроме того, 56 процентов уверены в том, что ЕГЭ снизит качество школьной литературы, превратив её в "тесты" и "сокращенные варианты". Быть может, чиновникам из министерства образования стоит прислушаться к тем, кто испытал реформы школы на собственной шкуре, к тем, кто попал в ученые, а не в серую массу?

Оптимизм.

Очень противоречивые чувства вызывает результат по одному из последних вопросов. Насколько, на Ваш взгляд, востребованы молодые ученые на рынке труда в Вашей стране?
И около 70% тех самых – молодых ученых, знают, что они будут востребованы. И это очень хорошо. А что же остальные? Движет ими научный энтузиазм, обрекающий на самопожертвование, или они, трезво оценив обстановку, желают уехать или сменить сферу деятельности? Мы не можем заглянуть в душу.

Но, так или иначе, уверенность людей, интеллектуальной элиты страны, молодых ученых в своих силах и в том, что они нужны свой стране – первое важное условие процветания нашего государства. Второе важное условие – наличие организаций, объединяющих и поддерживающих интеллектуалов и тех, кто продуцирует научное знание – такие организации тоже уже есть, например, Российский союз молодых ученых. И третье важное условие – заинтересованность государства в таких людях и всяческая поддержка их деятельности – что тоже, пусть постепенно, но выражается в конкретных шагах со стороны властей. Дело за малым – развиваться и не останавливаться!

Валерий Сидоренко
Антон Чубуков

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Чубуков Антон Сергеевич

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы