|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Хорошие учебники оказались "за бортом"31 марта 2014 21:09
В октябре 2013 года министерством образования и науки был издан приказ №1047, который регламентировал новый порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в школах. Формат, когда проводилось лишь две экспертизы — Академии наук и Академии образования — и затем учебник включался ведомством в список, был заменен на более сложный. К имеющимся стадиям проверки качества добавилось согласование общественной экспертизы и научно-методического совета при министерстве, за которым в свою очередь закрепилось право выносить решающий вердикт. Как отмечает первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, прошлогодний перечень насчитывал почти 3 тыс. учебников, рекомендованных ведомством. В нынешний включено в два раза меньше — всего около 1,5 тыс. И это уже говорит о многом. "Часть издательств сами не подали какое-то количество учебников на экспертизу, часть не прошла ее. Но самое удивительное началось после. Издательства должны были сдать учебники, прошедшие все экспертизы в министерство, однако многим в приеме учебников отказывалось. Затем, на научно-техническом совете, более 300 учебников было исключено из перечня по абсолютно формальным обоснованиям: где-то заявлялось, что вместо подлинников экспертного заключения давались копии (хотя раньше это позволялось самим министерством), где-то – что издательство прошло общественную экспертизу и другие проверки одновременно, а нужно было последовательно. При этом сроки, которые были установлены для проведения все экспертиз, были буквально спринтерские", — сетует Олег Смолин. Он подчеркнул, что не раз обращался к руководству министерства с вопросом, почему столь пристальное внимание при проверке уделяется соблюдению формальных условий, тогда как основной задачей новой технологии фильтра Минобрнауки заявило повышение качества учебников. Однако в ответ депутату было сказано, что менять решение совета поздно В Интернете родители и учителя собрали уже свыше 50 тысяч подписей под петицией против исключения востребованных и качественных учебников целого ряда издательств ("Мнемозина", "Баллас", "Титул", "Федоров") из перечня. "История с учебником Петерсон — самая известная, но она отнюдь не единственная. Если министерством была поставлена задача улучшить качество, то не надо ее искусственно подменять другой — сокращением количества учебников!", — возмущается Олег Смолин. "То, что произошло с федеральным перечнем — это катастрофа для страны. Она сравнима с Чернобыльской аварией, так как скажется на нашем образовании только через несколько лет", — говорит автор учебников по русскому языку и директор издательства "Баллас" Рустэм Бунеев. По его словам, учебники, исключенные из федерального перечня в этом году, "не просто учебники, а результат 20-летней работы в образовании". "Все они написаны лауреатами государственных премий. Они позволяют ребенку развиваться, социализироваться и способствовать формированию гражданского общества", — добавляет Бунеев. Специалист уверен: государство не получит никакой выгоды от исключения пособий из списка, а напротив, только потеряет. "Новый перечень не только не облегчит бюджет, но и обойдется государству как минимум в 45 млрд рублей. Потому что половина учебников будет заменена, половине учителей придется перестраиваться на другие методики. В результате изменений мы потеряем целые научно-методические направления в российской школе и науке. Те направления, которые активно начали использовать и на Западе. Из школы уйдет большое количество талантливых педагогов", — говорит Бунеев. В соответствии с системой развивающего обучения советского академика, психолога Леонида Занкова, на основе которой создана значительная часть исключенных из перечня учебников, выстраивают учебный процесс в начальной школе педагоги из разных регионов. По данным, приведенным Рустэмом Бунеевым, в республике Коми по этой системе обучается 60% детей, в Башкортостане — 56%, в Удмуртии — 55%, в Калининграде — 15%, в Новосибирске — 34%. Директор Научно-исследовательского Центра им. Л.В.Занкова Светлана Яковлева сетует на то, что у научно-методического совета попросту не было времени как следует ознакомиться с представленными учебниками, а уж тем более не хватило времени издательствам — для того, чтобы собрать необходимые документы. "Судьбоносное решение о включении в федеральный перечень учебников принималось в катастрофически короткий срок. 24 февраля был подписан приказ о научно-методическом совете, а уже 28 февраля этот совет состоялся", — подчеркивает эксперт. Экспертное сообщество опасается: под угрозой принцип преемственности школьного образования. "Например, учебники двукратного лауреата премии правительства РФ Генриетты Граник включены в перечень для 1-4 класса. Но 5-9 классы выброшены. О какой преемственности мы говорим, когда уничтожается целый курс? Другой пример: учебники Мордкович по математике с 5 по 9 класс включены в перечень а, начальная школа — нет. Как таким образом строить преемственность программ?", — настаивает редактор издательства "Мнемозина" Виктория Костюк. "Подобными решениями, которые сейчас исповедует Министерство образования и науки, получается, что перечеркивается ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты — "Росбалт"). Под ФГОС были скорректированы все учебники. При этом все эти учебники были в перечне. Что изменилось, если ФГОС не менялся, учебники не менялись, а наоборот модернизировались? Может быть, дело в процедуре проверки? Таким решением унижены все участники образовательного процесса: и ученики, и родители, и учителя", — возмущается автор учебников по английскому языку “Enjoy English” Мерем Биболетова. Качество учебника невозможно проверить на комиссии — уверяет автор учебников по химии Лилия Кузнецова. "Учебник — не простая книга. Это застывший учебный процесс. Он не проверяется чтением, даже профессионалов. Нужно обязательно проверять в учебном процессе — как разворачивается учебный процесс, как идет усвоение материала и так далее", — отметила она. "Первый пункт положения о создании научно-методического совета по учебникам говорит о том, что он необходим для повышения качества учебников. Если провести дальше логическую цепочку — для повышения качества образования. Повысить планировалось путем совершенствования экспертизы. Но в итоге оказалось, что экспертные заключения научно-методическому совету не очень нужны", — говорит директор издательства "Федоров" Андрей Власов. Он рассказал, как шесть лет назад Россию посещала специальная делегация из Японии — в рамках исследования системы образования в передовых (на их взгляд) державах. Учебниками издательства "Федоров", которые обучают детей по системе Занкова, японцы заинтересовались и забрали на родину несколько образцов. В результате с тех пор в Японии были переведены все труды советского психолога, да и к тому же учреждено три университета, специализирующихся на его теории. Более того, пример образовательной системы переняли и в Китае. А результатами экспериментальных школ Норвегии, взявших за основу учение Занкова, чуть ли не восторгается руководство страны. А вот России учебники с данной методикой оказались вне перечня. "Не хотелось бы, чтобы через некоторое время мы перенимали передовой педагогический опыт у Азии и Скандинавии. Я надеюсь, что вместе с Минобрнауки мы найдем решение проблемы", — заключил Власов. Учитель, выбирая тот или иной учебник, не руководствуется принципом "нравится — не нравится", а определяет целую методическую систему — поясняет заведующая лабораторией дидактики русского языка Института содержания и методов обучения РАО Юлия Гостева. Эксперт уверяет: он отдает предпочтение той программе, которая будет удобна и интересна как ему самому, так и его ученикам. "Что бы вы сказали о враче, который, желая добиться понижения массы тела, предложил бы пациенту, помимо диеты, удалить один из органов? Вот именно это сейчас и происходит. Мы всегда говорим, что в России должна восторжествовать философия живого образования, и если мертвое образование отсекает творческое направление в педагогике и учебном книгоиздании, то это неправильно", — первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Парламентарий призвал министра образования Дмитрия Ливанова принять личное решение о включении в федеральный перечень всех учебников, которые получили положительную экспертизу, но были удалены из него, либо повторно созвать научно-методический совет и пересмотреть прежнее решение. "Сложившаяся ситуация может привести к резкому ухудшению качества школьного образования. Как говорил Черномырдин: "Никогда такого не было, и вот опять то же самое". Очень не хочется, чтобы было "то же самое", — резюмировал Смолин.
Денис Гольдман
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |