|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Кадры решают все24 марта 2014 16:36
Как значилось в афише, лекция должна была быть посвящена тому, как построить карьеру в современном обществе. Тема, без сомнения, интересная, особенно из уст человека, который по карьерной лестнице продвинулся так высоко. На деле же выступление вышло еще интереснее. Самая большая аудитория нового корпуса факультета была заполнена до отказа – несмотря на вечер пятницы, весну и т.п., послушать вице-премьера собрались и студенты, и преподаватели, и научные работники, и администрация университета. С небольшим опозданием прибыл и сам ректор, Виктор Садовничий, прямо с самолета, из командировки. "Прилетел на крыльях" – пошутил он. Выступление началось почти минута в минуту, лектор так легко впорхнула в аудиторию и так стремительно поднялась к микрофону, что декан, Александр Аузан, едва успел перехватить инициативу и представить гостью собравшимся. Впрочем, элегантную и энергичную Ольгу Голодец ждали и узнали сразу. Пояснив, что ее выступление в первую очередь предназначено для нынешних студентов, она обозначила, что в нем будет 2 части. В первой речь, действительно, пойдет о построении карьеры, а во втором – о социальной политике в России. Почему так? Да потому что собственная карьера Голодец, по ее словам, состоит именно из 2-х частей: работа заместителем генерального директора по персоналу и социальной политике в "Норильском никеле" и затем работа сперва в правительстве Москвы, а теперь – в правительстве России. Одно дело, когда студент читает книгу или слушает преподавателя, который рассказывает, что, дескать, карьера строится так-то… И совсем другое, когда перед молодыми людьми стоит человек, который говорит примерно так: "по своему опыту, скажу вам…", и приводит живые примеры, и сам по себе – воплощение реального успешного человека. Вот, пожалуйста – переспрашивай, задавай вопросы, пока есть такая возможность. Профессорам и руководителям выступление Ольги Голодец было не менее интересно, чем студентам, по понятной причине – все-таки она курирует в правительстве такие волнующие всех отрасли, как здравоохранение, занятость, медицинское страхование и пенсии, а также совсем близкие собравшимся образование и науку, государственную молодежную политику и демографию. Говоря о выстраивании или формировании карьеры, Ольга Юрьевна в первую очередь сказала, что, устраиваясь на работу или принимая кого-то в штат, всегда необходимо помнить о том, что не бывает идеальных людей и идеальных должностей. Поиск "идеала" отнимает массу времени и не приносит никакого результата. А затем вице-премьер дала студентам несколько простых и ценных советов. 1. Необходимо найти в себе талант. "Вычислить" его и понять, в чем именно он заключается не так-то просто. Но обнаружить, в чем ваши сильные стороны, очень важно. Стив Джобс, например, был талантлив как дизайнер и как инженер, считает Голодец, и вот это уникальное сочетание и позволило ему создать Apple, на радость всем гаджетоманам. При этом важно именно сильные свои стороны использовать в работе, а не пытаться на все 100% соответствовать требованиям к должности – это невозможно. 1. Нельзя идти против своей природы. И тут, для примера, Ольга Юрьевна рассказала про своего друга детства, который всю жизнь мечтал стать врачом: в детстве все игрушки у него были про больницу, и книжки он читал соответствующие, а когда пришло время поступать в вуз, родители сочли, что доктор – это в данный момент бесперспективная профессия. И отдали мальчика на экономический факультет. И он отлично выучился, стал успешным руководителем большой успешной компании. А недавно признался в дружеской беседе, что считает, что так и не состоялся в жизни. Грустная история… 3. В карьере не может быть "не могу". Всему, чего вы не умеете, можно научиться. И нужно научиться. Например, пошел не очень красноречивый человек в политику – будь любезен освоить ораторское мастерство. Или не берись за это дело. (Сама Голодец, кстати, говорила очень четко, без пустых пауз и совершенно без "шпаргалки" – что приятно) 1. Нельзя отступать от своих глобальных задач в профессиональном поле. И тут как раз зампред российского правительства рассказала, как в невеселые и безденежные 90-ые, когда хотелось схватиться за любую работу, лишь бы платили, она устроилась на какую-то очень денежную работу. Денежную, но настолько далекую от того, чем наметила заниматься в жизни, что проработав совсем недолго, она оттуда ушла. О чем сегодня совершенно не жалеет. А после советов молодым, вице-премьер рассказала, что, собственно, делает тот, кто поднялся по карьерной лестнице туда, куда стремился. И заодно наметила для студентов-экономистов "фронт работ" на ближайшие годы. Социальную сферу, область своей ответственности Ольга Голодец считает главнейшей в государственной политике – ведь от нее зависят темпы экономического роста, благополучие и здоровье населения и т.д. Достаточно подробно было рассказано о демографической ситуации в стране, о "качелях" между поколениями, когда пенсионеров оказывается значительно больше, чем работающих людей, обеспечивающих их пенсии, а поколения дошкольников и школьников меняются так быстро, что под них не успевают перестраивать инфрастурктуру – строить новые здания, открывать новые учебные заведения и т.п. "Мы стремимся достигнуть уровня рождаемости 2 млн. человек в год и стабильности поколений", – сказала лектор, а когда из зала спросили, почему только 2 млн, объяснила, что в детородный возраст сейчас входит не так много женщин, как хотелось бы, так что 2 млн. – наиболее реальная цифра. И пообещала экономистам, что с появлением стабильных поколений станет проще управлять всем, в том числе и экономикой. Тут, правда, нельзя забывать, что прогнозы в демографии – штука сложная, а факторов, которые эти прогнозы могут изменить, довольно много – на то она и жизнь. Про занятость населения и пресловутую проблему мигрантов тоже было очень интересно. По официальным данным в России – 980 тыс. безработных. При этом спрос на рабочую силу превышает количество безработных – официальных вакансий существует 1 млн. 800 тыс. То есть у нас существует дефицит квалифицированной рабочей силы по всем отраслям. При этом не хватает одних специалистов и профессий, а в наличии есть невостребованные другие профессии и специалисты. Плюс – у нас активно трудятся мигранты, которых в стране, по разным подсчетам – от 7 до 12 млн. человек. Самая ощутимая нехватка квалифицированных кадров – в строительной отрасли: система разрушена, специальности и технологии утрачены, отрасль нужно восстанавливать, практически, с нуля, и это – серьезная задача. А вот медицинская отрасль, по словам Голодец, восстанавливается довольно быстро, т.к. все еще сохраняется российская школа в медицине. Причем, вице-премьер рассказала об успехах молодых врачей, например, в Сибири. То есть, возможно, есть надежда, что качественная медицина не заканчивается за МКАД, а существует и в провинции. Ольга Голодец рассказала о том, что в правительстве сейчас идут дискуссии о том, готовы ли мы перейти на дорогую российскую рабочую силу во всех отраслях или будем продолжать использовать дешевый труд мигрантов? Сама она убеждена в том, что необходима квалифицированная дорогая рабочая сила. Но где ее взять? Как сформировать рынок этой самой квалифицированной рабочей силы? В настоящее время, по словам Голодец, в разработке новые профессиональные стандарты. Вырабатывать их довольно сложно, на сегодняшний день, в горячих дискуссиях и спорах, разработано только 132 стандарта. Например, выработаны стандарты для педагогов общего образования, а вот медики все еще обсуждают детали. С изменением стандартов, считает вице-премьер, произойдет, и уже происходит изменение квалификаций. А с получением качественных кадров мы, по идее, должны получить качественные дороги, дома, медицину, образование и т.д. Поговорили и об образовании, в основном, о новшествах в средней школе. Естественно, коснулись и вопросов здравоохранения, пенсий и социальной поддержки. В здравоохранении, отметила Голодец, важно не количество вкладываемых средств, а эффективность их использования. В США, например, на здравоохранение тратят 15% ВВП, при этом средняя продолжительность жизни чуть больше, чем в России – 74 года (в России на сегодня, примерно, 70 лет). А в Италии тратят 5% ВВП, а продолжительность жизни – далеко за 80! В общем, о качестве здравоохранения можно судить по средней продолжительности жизни в стране, и тут Россия далеко не на первом месте, сейчас цель намечена в ближайшие годы выйти на среднюю продолжительность жизни 74 года. Италию пока что не догоним. При этом про увеличение пенсионного возраста думают всерьез. По новой реформе пенсия зависит от стажа и размера зарплаты, а может зависеть в дальнейшем и от возраста выхода. Посетовала Ольга Юрьевна и на то, что экономически активного населения у нас – 75 млн. человек, а страховые взносы платят только 48 млн. Отсюда – низкие пенсии и высокие налоги. Поэтому правительство борется за "белые" зарплаты и призывает работающих людей не соглашаться на "серые" схемы – от этого зависит в будущем их пенсия. Но, видимо, пока что народ, несмотря на строгие правила и проверки, не очень спешит платить в казну. До пенсии-то еще дожить надо… А про социальную поддержку, в основном, успели поговорить про семьи с детьми. Они как раз в России самые бедные. И для них придумываются новые проекты доступа к занятости, к работе, гранты, льготы для поступления в вуз молодым мамам, программы поддержки семей, дабы сократить количество абортов… Студенты и преподаватели слушали, задавали вопросы, уточняли, получался вполне профессиональный диалог в стенах классического университета, в лучших его традициях – кто бы ни стоял перед аудиторией, он отвечает не с позиции своего статуса, а с позиции коллеги. Ситуация уникальная, особенно когда на кафедру поднимается политик или чиновник. И, глядя на эту собранную, целеустремленную женщину, выпускницу старейшего вуза страны, хотелось думать, что в ее карьере, как не было, так и дальше не будет такого понятия как "не могу", и все, что она задумает, воплотится и получится. А сегодняшние студенты вырастут, выстроят свои карьеры и очень быстро придумают, как все это развить и приумножить. Экономика, кстати, наука психологическая – тут не всегда понятно, что важнее – правильно считать или крепко верить.
Юлия Каденко
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |