|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Кадры решают все19 марта 2014 22:04
"Только с опытом работы" – это фраза, об которую разбиваются профессиональные амбиции практически каждого выпускника вуза в России. Работодатели не доверяют университетской подготовке. "На работу принимают тех, кто имеют необходимую квалификацию, именно это главный критерий качества образования. Чаще всего вуз не может дать необходимые знания, поэтому и на работу берут только людей с опытом", – объясняет директор Северо-Западного центра оценки и сертификации квалификаций Игорь Остюченко. Главный критерий качества образования в разных вузах понимается по-разному. Ректор Международного банковского института Алексей Харланов предположил, что государству не хватает единого выработанного подхода к комплексному обучению студентов. Кроме того, он отметил "дебилизацию" современных выпускников вуза. "В погоне за европейскими стандартами мы можем потерять лучшее, что было в советской школе, когда студенты точно знали, кем они будут работать после обучения, и потом действительно работали. А сейчас, когда каждый вуз "играет по-своему", не считаясь с запросами предприятий, мы можем стать третьесортной державой", – такой негативный прогноз дал Харланов. Ту же тенденцию отметил президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев: "Когда пошла приватизация, предприятия стали цинично подходить к проблеме: если они платят налоги, то ожидают, что за счет налогов им подготовят кадры. Сейчас единичные предприятия участвуют в финансировании обучения студентов и их дальнейшем трудоустройстве", – подчеркнул Катенев. Он добавил, что проблема не только в отсутствии кадров – проблема в отсутствии промышленности вообще. Специалисты промышленного сектора экономики пока просто не востребованы на рынке. Но это не значит, что не нужно их готовить. В этом плане Катенев негативно расценивает влияние ЕГЭ. "ЕГЭ убило тягу детей поступать в технические вузы, потому что для этого нужно сдавать дополнительные экзамены. И если через несколько лет, как мы надеемся, промышленность пойдет в рост, кадров для производства просто не будет", – резюмировал он. Обратное заявление сделала Мария Сигова, председатель оргкомитета международной научно-практической конференции "Смирновские чтения". Она отметила, что сейчас естественным путем в вузах сокращаются гуманитарные программы из-за возрастающего спроса абитуриентов на технические специальности. Кроме того, технические образовательные программы поддерживаются государством. В любом случае главной проблемой становится преемственность между стандартами ЕГЭ, качеством обучения в вузе и возможностью устроиться на работу по специальности. Рассматривать ЕГЭ, как часть цепочки в подготовке специалиста пока крайне затруднительно: требования университетов к ЕГЭ меняются год от года и публикуются за три месяца до самого экзамена, как это было в этом году. Что касается взаимодействия вузов и предприятий, то здесь у экспертов есть свои предложения. Один из вариантов уже озвучен министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым – это так называемые базовые кафедры. Это значит, что университет и предприятие заключают соглашение, по которому предприятие может принимать студентов на практику, способствовать реализации студенческих проектов на производстве, а также принимать выпускников на работу. Базовые кафедры уже работают в некоторых вузах страны, в том числе и в Петербурге. Еще более тесный вариант взаимодействия вузов и предприятий – это создание центров квалификации выпускников прямо на производстве. Сначала студент сдает экзамены в вузе, а потом, чтобы получить работу в рамках базовой кафедры, он должен сдать экзамен и на предприятии. "Ученик должен пройти альтернативную сертификацию своих знаний. Вузы должны стремиться к тому, чтобы студент был готов к дополнительным испытаниям, иначе говоря, нести ответственность за подготовку кадров", – считает Игорь Остюченко. Помочь студенту без опыта найти работу может еще одна система сертификации вузов – это общественно-профессиональная аккредитация университетов. Критерий оценки в этой системе – удовлетворенность потребителей образовательной услуги, то есть студента и работодателя, качеством этой услуги. "Профессиональная аккредитация вуза более требовательна, чем государственная. Она должна учитываться так же, как и прочие системы оценки качества. Кроме того, взаимосвязанный с работодателем вуз сможет разрабатывать собственные, нацеленные на конкретный результат, программы", – прокомментировала Мария Сигова. Необходимость совершенствования вузовских программ отмечают и другие эксперты. "Вузу нужно взять инструкции с нескольких предприятий, объединить эти инструкции и на их основе создать новые программы. Те стандарты, которые существуют сейчас в университетах, не отвечают запросам работодателей", – подчеркнул президент инвестиционной компании "Доходъ" и одновременно преподаватель в одном из петербургских вузов Яков Марков. По мнению ряда экспертов, многим вузам необходимо определиться со спецификой подготовки кадров: делать уклон либо в научную деятельность, либо в практическую работу. А государству, в свою очередь, нужно разработать комплексный подход к проблеме, чтобы школы и университеты осуществляли свое главное назначение: подготовку грамотных квалифицированных работников.
Наталья Блинникова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |