Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Кадры решают все

19 марта 2014 22:04

Фото Валентина Илюшина с сайта www.baltinfo.ru
Фото Валентина Илюшина с сайта www.baltinfo.ru
Накануне ЕГЭ выпускники всех российских школ выбирают университет для поступления. Для кого-то критерий выбора – это просто "корочка", но для других – выбор профессии. Практика показывает, что для подготовки профессионалов вузы должны сотрудничать с предприятиями, но последние не готовы вкладываться в перспективных студентов.

"Только с опытом работы" – это фраза, об которую разбиваются профессиональные амбиции практически каждого выпускника вуза в России. Работодатели не доверяют университетской подготовке.

"На работу принимают тех, кто имеют необходимую квалификацию, именно это главный критерий качества образования. Чаще всего вуз не может дать необходимые знания, поэтому и на работу берут только людей с опытом", – объясняет директор Северо-Западного центра оценки и сертификации квалификаций Игорь Остюченко.

Главный критерий качества образования в разных вузах понимается по-разному. Ректор Международного банковского института Алексей Харланов предположил, что государству не хватает единого выработанного подхода к комплексному обучению студентов. Кроме того, он отметил "дебилизацию" современных выпускников вуза.

"В погоне за европейскими стандартами мы можем потерять лучшее, что было в советской школе, когда студенты точно знали, кем они будут работать после обучения, и потом действительно работали. А сейчас, когда каждый вуз "играет по-своему", не считаясь с запросами предприятий, мы можем стать третьесортной державой", – такой негативный прогноз дал Харланов.

Ту же тенденцию отметил президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев: "Когда пошла приватизация, предприятия стали цинично подходить к проблеме: если они платят налоги, то ожидают, что за счет налогов им подготовят кадры. Сейчас единичные предприятия участвуют в финансировании обучения студентов и их дальнейшем трудоустройстве", – подчеркнул Катенев.

Он добавил, что проблема не только в отсутствии кадров – проблема в отсутствии промышленности вообще. Специалисты промышленного сектора экономики пока просто не востребованы на рынке. Но это не значит, что не нужно их готовить. В этом плане Катенев негативно расценивает влияние ЕГЭ.

"ЕГЭ убило тягу детей поступать в технические вузы, потому что для этого нужно сдавать дополнительные экзамены. И если через несколько лет, как мы надеемся, промышленность пойдет в рост, кадров для производства просто не будет", – резюмировал он.

Обратное заявление сделала Мария Сигова, председатель оргкомитета международной научно-практической конференции "Смирновские чтения". Она отметила, что сейчас естественным путем в вузах сокращаются гуманитарные программы из-за возрастающего спроса абитуриентов на технические специальности. Кроме того, технические образовательные программы поддерживаются государством.

В любом случае главной проблемой становится преемственность между стандартами ЕГЭ, качеством обучения в вузе и возможностью устроиться на работу по специальности. Рассматривать ЕГЭ, как часть цепочки в подготовке специалиста пока крайне затруднительно: требования университетов к ЕГЭ меняются год от года и публикуются за три месяца до самого экзамена, как это было в этом году.

Что касается взаимодействия вузов и предприятий, то здесь у экспертов есть свои предложения.

Один из вариантов уже озвучен министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым – это так называемые базовые кафедры. Это значит, что университет и предприятие заключают соглашение, по которому предприятие может принимать студентов на практику, способствовать реализации студенческих проектов на производстве, а также принимать выпускников на работу. Базовые кафедры уже работают в некоторых вузах страны, в том числе и в Петербурге.

Еще более тесный вариант взаимодействия вузов и предприятий – это создание центров квалификации выпускников прямо на производстве. Сначала студент сдает экзамены в вузе, а потом, чтобы получить работу в рамках базовой кафедры, он должен сдать экзамен и на предприятии.

"Ученик должен пройти альтернативную сертификацию своих знаний. Вузы должны стремиться к тому, чтобы студент был готов к дополнительным испытаниям, иначе говоря, нести ответственность за подготовку кадров", – считает Игорь Остюченко.

Помочь студенту без опыта найти работу может еще одна система сертификации вузов – это общественно-профессиональная аккредитация университетов. Критерий оценки в этой системе – удовлетворенность потребителей образовательной услуги, то есть студента и работодателя, качеством этой услуги.

"Профессиональная аккредитация вуза более требовательна, чем государственная. Она должна учитываться так же, как и прочие системы оценки качества. Кроме того, взаимосвязанный с работодателем вуз сможет разрабатывать собственные, нацеленные на конкретный результат, программы", – прокомментировала Мария Сигова.

Необходимость совершенствования вузовских программ отмечают и другие эксперты.

"Вузу нужно взять инструкции с нескольких предприятий, объединить эти инструкции и на их основе создать новые программы. Те стандарты, которые существуют сейчас в университетах, не отвечают запросам работодателей", – подчеркнул президент инвестиционной компании "Доходъ" и одновременно преподаватель в одном из петербургских вузов Яков Марков.

По мнению ряда экспертов, многим вузам необходимо определиться со спецификой подготовки кадров: делать уклон либо в научную деятельность, либо в практическую работу. А государству, в свою очередь, нужно разработать комплексный подход к проблеме, чтобы школы и университеты осуществляли свое главное назначение: подготовку грамотных квалифицированных работников.

Наталья Блинникова

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы