Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Женщины в науке: мифы и реальность

07 марта 2014 22:38

Научный сотрудник Лаборатории политических исследований ВШЭ Анна Сорокина. Фото с сайта www.strf.ru
Научный сотрудник Лаборатории политических исследований ВШЭ Анна Сорокина. Фото с сайта www.strf.ru
Пусть жизнь движется вперёд гигантскими шагами, и практически уже все вокруг пользуются такими прекрасными достижениями, как компьютеры или мобильная связь, вокруг женщин, которые занимаются наукой, всё же муссируется очень много мифов. Обычно тем, кто видит увлечённую наукой женщину, она кажется или ведьмой, или синим чулком, или сумасшедшей. Немногие знают, что именно женщины изобрели такие вещи, как автомобильные дворники, основу для Wi-Fi или циркулярную пилу. Подробно об этом рассказала преподаватель кафедры политического поведения, младший научный сотрудник Лаборатории политических исследований ВШЭ Анна Сорокина на лекции "Женщины в науке: “синие чулки”, старые девы и другие мифы академического мира".

Восславлять надо умеючи

Женщины-учёные совершили не только все вышеописанные достижения. Изобретательница Ивонн Брилл, к примеру, создала электротермический гидразиновый двигатель, который помогает ракетам держаться в беспилотном пространстве. Она же принимала участие в программах НАТО, НАСА и играла определённую роль в освоении космоса. В 2011 году Барак Обама вручил ей премию за сделанные изобретения, а в 2013 она умерла от рака. При этом в газете "Times" в заметке о ней не было написано ни слова о том, что Ивонн изобрела космический двигатель – только о том, что она пожертвовала восемью годами собственной карьеры, чтобы вырастить троих детей, готовила хороший бефстроганов и всегда поддерживала мужа, который менял одну работу за другой. В результате в газету посыпались гневные отзывы читателей, и в дальнейшем журналистами был выработаны определённые правила. В нём требовалось в случае описания женщины-учёного в статье

не писать о том, что это женщина, не писать о том, чем занимается её супруг, не писать о том, как она воспитывает детей, не говорить о том, что она является образцом для подражания для других женщин, не писать о том, что она является "первой женщиной, которая...".

Самый лучший способ написать о женщине-учёном – это представить, как бы выглядела статья о каком-либо мужчине.

Женщина – учёный или мама? Всё вместе!

Ещё одна серьёзная проблема для женщин в науке – это материнство, считает Анна. Почему среди женщин так мало математиков? По мнению исследователей по гендерным вопросам, причина вовсе не в ограниченности ресурсов женского мозга. Просто с рождением ребёнка траектория женской жизни обычно стремительно меняется.

"Если взять двух представителей Homo sapiens без детей (мужчину и женщину), их академическая карьера выглядит следующим образом: получили степень бакалавра, получили степень магистра, написали диссертацию, затем получили академический контракт (весьма распространённая практика на Западе, когда вы получаете академический контракт, занимаетесь исследованиями, пишете публикации, получаете какую-нибудь награду, потом все вам аплодируют, вы уже профессор, ведёте академический образ жизни и всё у вас замечательно), – рассказала Анна Сорокина. – Если у женщины нет ребёнка, её карьера не сильно отличается от карьеры мужчины".

Исследования показывают, что только у одной из трёх женщин, которые собираются сначала построить карьеру, а потом родить ребёнка, это получается. Только у 50% женщин-профессоров, имеющих академический контракт, есть семьи с детьми, в то время как 75% мужчин, имеющих долгосрочный академический контракт, имеют семьи. Так что

смотрим на мир без розовых очков: в сегодняшних условиях из тех трёх дам, которые решили стать учёными, параллельно стать счастливой женой и матерью сможет лишь одна.

Стандартный жизненный путь девушки выглядит так: в магистратуре она задумывается, что неплохо было бы родить ребёнка. Потом, ко времени написания диссертации, у неё появляется первое дитя. Возникают отложенные на неопределённый срок публикации. Кое-кому удаётся дотянуть до написания диссертации и опубликовать статьи. "Однако чаще всего появление ребёнка приводит к тому, что вы забрасываете академическую карьеру и идёте в какую-нибудь другую сферу (например, индустриальную). Дальше, когда вы получаете временную карьеру, ребёнок идёт в школу, начинаются свои проблемы, уроки... В общем, наука материнства – вещь сложная", – считает Анна Сорокина.

Ещё один нюанс. Одно западное исследование, изучавшее женскую фертильность в её соотношении с академической карьерой, выяснило, что женщина получает долгожданную возможность заключения академического контракта к 37 годам, когда она уже начинает терять фертильность. То есть женщина поневоле становится перед выбором – продолжать ли ей академическую карьеру и, вероятно, остаться старой девой либо же срочно бросать карьеру и рожать ребёнка. Ведь 37–40 лет – последний шанс для женщины стать матерью.

Что предлагается в данной ситуации? "Не надо бросать академическую карьеру! – считает Анна. – Да, ребёнка родить надо. Но идти в другую профессию не стоит". Западные источники советуют спокойно уйти в отпуск на время рождения ребёнка. Далее его можно отдать в детский сад или ясли (за границей при университетах есть собственные детские сады для сотрудников), а рутину вроде готовки и уборки пусть возьмёт на себя партнёр.

На Западе сейчас издано много книг о женщинах, которые являются одновременно и матерями, и научными работниками. В них учёные-мамы делятся собственным опытом построения карьеры в описанных обстоятельствах. Названия говорят сами за себя: "Мама и академия", "Академические мамочки", "Моя мама – профессор". Последняя, например, абсолютно развеивает мифы о том, что академическая карьера способствует воспитанию детей. Ведь обычно рабочий день заканчивается в 18-00, а ещё нужно писать публикации. И ребёнок никогда не сможет понять, отчего же мама, к примеру, пишет статью, а не играет с ним. Потому, если вы решили совместить материнство и академическую карьеру, не стоит поддаваться этому мифу.

Попова Мария

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы