|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Женщины в науке: мифы и реальность07 марта 2014 22:38
Восславлять надо умеючи Женщины-учёные совершили не только все вышеописанные достижения. Изобретательница Ивонн Брилл, к примеру, создала электротермический гидразиновый двигатель, который помогает ракетам держаться в беспилотном пространстве. Она же принимала участие в программах НАТО, НАСА и играла определённую роль в освоении космоса. В 2011 году Барак Обама вручил ей премию за сделанные изобретения, а в 2013 она умерла от рака. При этом в газете "Times" в заметке о ней не было написано ни слова о том, что Ивонн изобрела космический двигатель – только о том, что она пожертвовала восемью годами собственной карьеры, чтобы вырастить троих детей, готовила хороший бефстроганов и всегда поддерживала мужа, который менял одну работу за другой. В результате в газету посыпались гневные отзывы читателей, и в дальнейшем журналистами был выработаны определённые правила. В нём требовалось в случае описания женщины-учёного в статье не писать о том, что это женщина, не писать о том, чем занимается её супруг, не писать о том, как она воспитывает детей, не говорить о том, что она является образцом для подражания для других женщин, не писать о том, что она является "первой женщиной, которая...". Самый лучший способ написать о женщине-учёном – это представить, как бы выглядела статья о каком-либо мужчине. Женщина – учёный или мама? Всё вместе! Ещё одна серьёзная проблема для женщин в науке – это материнство, считает Анна. Почему среди женщин так мало математиков? По мнению исследователей по гендерным вопросам, причина вовсе не в ограниченности ресурсов женского мозга. Просто с рождением ребёнка траектория женской жизни обычно стремительно меняется. "Если взять двух представителей Homo sapiens без детей (мужчину и женщину), их академическая карьера выглядит следующим образом: получили степень бакалавра, получили степень магистра, написали диссертацию, затем получили академический контракт (весьма распространённая практика на Западе, когда вы получаете академический контракт, занимаетесь исследованиями, пишете публикации, получаете какую-нибудь награду, потом все вам аплодируют, вы уже профессор, ведёте академический образ жизни и всё у вас замечательно), – рассказала Анна Сорокина. – Если у женщины нет ребёнка, её карьера не сильно отличается от карьеры мужчины". Исследования показывают, что только у одной из трёх женщин, которые собираются сначала построить карьеру, а потом родить ребёнка, это получается. Только у 50% женщин-профессоров, имеющих академический контракт, есть семьи с детьми, в то время как 75% мужчин, имеющих долгосрочный академический контракт, имеют семьи. Так что смотрим на мир без розовых очков: в сегодняшних условиях из тех трёх дам, которые решили стать учёными, параллельно стать счастливой женой и матерью сможет лишь одна. Стандартный жизненный путь девушки выглядит так: в магистратуре она задумывается, что неплохо было бы родить ребёнка. Потом, ко времени написания диссертации, у неё появляется первое дитя. Возникают отложенные на неопределённый срок публикации. Кое-кому удаётся дотянуть до написания диссертации и опубликовать статьи. "Однако чаще всего появление ребёнка приводит к тому, что вы забрасываете академическую карьеру и идёте в какую-нибудь другую сферу (например, индустриальную). Дальше, когда вы получаете временную карьеру, ребёнок идёт в школу, начинаются свои проблемы, уроки... В общем, наука материнства – вещь сложная", – считает Анна Сорокина. Ещё один нюанс. Одно западное исследование, изучавшее женскую фертильность в её соотношении с академической карьерой, выяснило, что женщина получает долгожданную возможность заключения академического контракта к 37 годам, когда она уже начинает терять фертильность. То есть женщина поневоле становится перед выбором – продолжать ли ей академическую карьеру и, вероятно, остаться старой девой либо же срочно бросать карьеру и рожать ребёнка. Ведь 37–40 лет – последний шанс для женщины стать матерью. Что предлагается в данной ситуации? "Не надо бросать академическую карьеру! – считает Анна. – Да, ребёнка родить надо. Но идти в другую профессию не стоит". Западные источники советуют спокойно уйти в отпуск на время рождения ребёнка. Далее его можно отдать в детский сад или ясли (за границей при университетах есть собственные детские сады для сотрудников), а рутину вроде готовки и уборки пусть возьмёт на себя партнёр. На Западе сейчас издано много книг о женщинах, которые являются одновременно и матерями, и научными работниками. В них учёные-мамы делятся собственным опытом построения карьеры в описанных обстоятельствах. Названия говорят сами за себя: "Мама и академия", "Академические мамочки", "Моя мама – профессор". Последняя, например, абсолютно развеивает мифы о том, что академическая карьера способствует воспитанию детей. Ведь обычно рабочий день заканчивается в 18-00, а ещё нужно писать публикации. И ребёнок никогда не сможет понять, отчего же мама, к примеру, пишет статью, а не играет с ним. Потому, если вы решили совместить материнство и академическую карьеру, не стоит поддаваться этому мифу.
Попова Мария
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |