Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Долгожданное единство

20 мая 2007 20:26

изображение с сайта novopol.ru
изображение с сайта novopol.ru
В Москве произошло очень значимое для русского православия событие – подписание документа об объединении РПЦ МП и РПЦЗ. После более чем 80 лет разделения Русской православной церкви две ее ветви соединяются воедино.

Истоки разделения единой Церкви лежат в истории русской революции и последовавшей за ней гражданской войны. Созданные на территории контролировавшейся правительством Вооруженных сил Юга России церковные структуры, которые впоследствии стали основой РПЦЗ, с момента своего появления были преданы идее бескомпромиссной борьбы с большевистской властью. Первым лидером "белой" ветви русского православия стал митрополит Антоний. Гражданская война была выиграна советской властью и "белые" церковные иерархи отправились вслед за своими прихожанами в эмиграцию.

Покинув родину, РПЦЗ оформилась в качестве церковной структуры со своим клиром, синодом, системой управления, своими храмами и, конечно, очень немалым числом прихожан. Ведь несколько миллионов русских людей отправились в добровольное изгнание, уходя из России, которой теперь правили большевики. Эти люди верили в то, что придет время, коммунистическая власть падет и они, сохранив свою христианскую веру за границами атеистической страны, смогут вернуться и вместе с ними в Россию вернется их Церковь.

В сложных условиях эмигрантского рассеяния РПЦЗ сумела сохранить единство и не допустила утраты русскими людьми своей веры и национально-культурной идентичности. В этом огромная заслуга и иерархов РПЦЗ и ее прихожан. Людям, прошедшим войну с большевиками признавать Советский Союз своим государством было практически невозможно, поэтому декларация Предстоятеля РПЦ МП митрополита Сергия о признании советского государства еще более укрепила разделение Церквей. После 1927 г. это разделение стало окончательным, потому что РПЦ МП признала советскую власть и призвала своих прихожан возносить молитвы за советское государство. В это время Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний заявлял, что "благословляет всякое оружие, поднятое против советской власти".

Но не стоит упрекать Московскую Патриархию в малодушии. Для Церкви в России не было другого выхода, кроме того, что нашел митрополит Сергий. Официально действовать в пределах СССР и открыто противостоять ему значило обрекать своих прихожан на правительственный террор, а саму Церковь загонять в подполье, давая постоянный повод для преследований со стороны государства. Однако эта позиция была совершенно не приемлема для эмигрантской Церкви и если бы РПЦЗ решилась на принятие декларации митрополита Сергия, то от нее сразу бы отвернулись прихожане.

В этой ситуации позиция РПЦЗ, чья социальная база постепенно размывалась в инородной среде, в итоге свелась к ожиданию чуда, когда либо народное восстание против большевиков либо иностранная интервенция свергнут большевистскую власть и восстановят РПЦЗ как единственно законную Церковь, не запятнавшую себя сотрудничеством с богоборцами. Сразу после эвакуации из Крыма белое движение еще могло на что-то рассчитывать в военном плане, так как некоторое время сохранялась большая, боеспособная и в основе своей очень идейно стойкая военная сила. Но уже к концу 20-х годов белые солдаты и офицеры разъехались по всему миру, сохранив лишь слабые координирующие органы, наподобие РОВСа, которые на что-то большее, чем мелкие диверсии против СССР были не способны.

В Манчжурии ситуация долгое время сильно отличалась от судьбы остальной эмиграции. Русская община насчитывала большое количество эмигрантов и располагала значительными воинскими силами в составе частей бывших белых армий, эвакуировавшихся из Читы и Владивостока, а также казачьих частей атамана Семенова. Эти военные силы были достаточно велики, чтобы с ними считались китайцы и японские власти. В Харбине существовала мощная политическая сила – Всероссийская фашистская партия, которая делала ставку на комплексное решение проблемы советской власти – народное восстание против жестокостей большевистской власти и военную интервенцию силами русских фашистов в изгнании. Даже в этих условиях, несравнимых с тем, что было в Европе и Америке, куда перебралась большая часть русской белой эмиграции, все равно уже во второй половине 30-х годов стало ясно, что ставка на падение СССР совершенно лишена политической перспективы.

Все это стало закономерной причиной того, что когда началась Вторая мировая война, значительная часть иерархии РПЦЗ поддержала Германию. Причиной этого было как раз отчаяние, ведь для РПЦЗ Гражданская война не кончилась с изгнанием, она продолжалась и должна была завершиться победой, хотя бы и одержанной с чужой помощью, тем более, что ничего другого для них не оставалось. Советская власть была устойчива, и рассчитывать можно было только на помощь немцев, которые военной силой восстановили бы в России прежние порядки. Но, к сожалению, это привело к тому, что русские оказались вынуждены сражаться с русскими за чужие интересы, причем при поддержке разных ветвей русского православия с обеих сторон. При этом и положение РПЦ МП не стало существенно лучше – конечно в ходе Отечественной войны отношение властей СССР к Церкви смягчилось, но сути атеистического государства, враждебно относившегося к религии, это не изменило.

Поддержка русских частей, воевавших под командованием генерала Власова, казаков фон Паннвица и других частей, воевавших на стороне Германии в мировой войне, серьезно ударило по международной репутации РПЦЗ в послевоенном мире, но отнюдь не погубило Церковь. Она продолжала существовать везде, где за пределами советского блока жили русские люди, хотя от приходов в Восточной Европе, конечно же, пришлось отказаться. Вскоре, поддержка Германии со стороны РПЦЗ как бы отошла на второй план и даже забылась, ведь гораздо более важным в эпоху холодной войны было другое – противостояние "красной" угрозе.

Независимость от советских властей придавала РПЦЗ чувство морального превосходства, которое активно использовалось Церковью в идеологическом противостоянии и привлекало в ряды ее прихожан и симпатизантов всех, кто выступал против СССР, коммунизма, советской власти. В итоге, когда пал СССР РПЦЗ пришла в Россию в сияющем ореоле Церкви боровшейся за свободу русского народа и всегда бескомпромиссно противостоявшей коммунизму. Это способствовало популярности РПЦЗ и привело к созданию на канонической территории РПЦ МП большого числа приходов Зарубежной Церкви, когда она обнаружила притягательность своих идей для части русского народа, наиболее непримиримо относящегося к большевизму. Вспомним о том, как было популярно "Белое дело" в первой половине 90-х и мы поймем, какие преимущества получила РПЦЗ, особенно на фоне РПЦ МП, которую в те времена вся либеральная журналистика не уставала обвинять и в стяжательстве и в сотрудничестве с коммунистическими властями и спецслужбами. Как ни печально, такое развитие событий не добавило русскому народу национального согласия.

РПЦ МП сейчас включает в свой состав абсолютное большинство православных русских. С падением советской власти исчезли формальные поводы для разделения Церквей и поэтому тот Акт, который был подписан 17 мая в Москве, будет очередным шагом по объединению русского народа, русского православия, что не может в итоге не отразиться на силе русского государства.

Сейчас в России слишком мало того, что реально объединяет нацию. Может быть объединение Церквей станет одним из символических, но очень важных в истории каждого народа актов, которые определяют и формируют будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Михаил Диунов

источник: Новая Политика

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы