Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Кризис с ЕГЭ — сознательная уловка

17 февраля 2014 22:12

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Российские вузы по приказу Минобрнауки могут изменить список вступительных экзаменов в вузы в 2014 году за несколько месяцев до ЕГЭ – это сообщение вызвало шоковую реакцию у будущих абитуриентов и бурю возмущения их родителей.

"Выпускников школ ожидает неприятный сюрприз: им придется сдавать не те экзамены, к которым они готовились", — отмечает газета "Коммерсант", сообщившая об этом нововведении.

В Минобрнауки попыталось представить критику своих действий как продукт деятельности некоего "репетиторского лобби". "Общественная волна, поднявшаяся вокруг возможного изменения списка вступительных экзаменов в вузы, — это не позиция абитуриентов, а лоббизм репетиторов", — приводит слова главы департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Александра Соболева агентство РИА "Новости".

Однако, по мнению экспертов, к которым за комментариями обратился корреспондент "Росбалта", дело не только в репетиторах — неожиданная перемена действительно может принести катастрофические последствия для абитуриентов и их родителей.

Одна из возникающих проблем состоит в том, что чехарда с экзаменами поломает только что выстроенную самим же министерством образования систему и доведет родителей, детей и преподавателей до нервного срыва. Такое мнение высказала "Росбалту" завкафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина.

Изменение перечня вступительных экзаменов в вузы за полгода до их начала "совершенно недопустимо", — уверена Очкина.

"Это вообще характерно для нынешней политики в отношении образования, которая состоит в том, что даже те изменения, которые можно было бы обосновать, например, введение более гибкой системы экзаменов, разумная мотивировка школьников к изучению всех предметов, делаются неожиданно для всех в приказном порядке", — подчеркнула она.

"Вся система образования за несколько последних лет была заточена на подготовку к ЕГЭ. Реальность такова, что были созданы профильные классы в школах, ученики и их родители были ориентированы на подготовку к определенным экзаменам, так, чтобы другие предметы держать лишь на базовом уровне. Мы можем говорить о том, что это плохо, что система образования была ориентирована на механическое заучивание, что это отрицательно сказывается на содержании образования, но такова была политика", — говорит Очкина.

Изменение перечня вступительных экзаменов в вузы уже приводит к настоящей истерике вокруг единого госэкзамена, который и так всегда окружает достаточно неврастеническая обстановка, отмечает специалист.

По мнению Очкиной, провинциальные вузы будут принуждаться к изменению вступительных экзаменов, особенно по тем направлениям, на которые хотят снизить поток абитуриентов.

Очкина отметила, что очень скептически относится к заявлениям представителей Минобрнауки о том, что изменения в перечне экзаменов были согласованы с вузами. "У нас такие согласования очень часто напоминают принуждение, когда вузу просто не оставляют выбора", — отметила она. По словам специалиста, это объясняется и "карьерными соображениями ректоров, и финансированием".

"Система образования у нас сейчас очень зависима от вертикали. Ректор полностью определяет кадровую и зарплатную политику. От него зависят все работники, а он полностью зависит от центра", — говорит Очкина.

Решение об изменении перечня предметов, входящих в Единый государственный экзамен, катастрофично для абитуриентов, сказал "Росбалту" директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий.

"О том, что изменение ЕГЭ действительно катастрофа для поступающих в вузы, в Минобрнауки не могут не знать, поскольку это делается уже не первый раз", — напомнил Кагарлицкий. По его словам, "это делается сознательно, для того, чтобы меньше молодых людей могли поступить в вуз".

Директор ИГСО обратил внимание на то, что эта цель особо и не скрывается чиновниками. "В Минобрнауки говорят, что они испытывают дефицит средств и используют другие уловки, чтобы сократить количество бюджетных мест не только для уменьшения расходов, а просто для того, чтобы сделать высшее образование недоступным для значительной части населения, превратить его, с одной стороны, в элитное, а с другой, в коммерческое", — подчеркнул эксперт.

Приказ Минобрнауки нарушает принцип, согласно которому правила не должны меняться по ходу игры, заявил "Росбалту" политолог Павел Кудюкин. По его мнению, если даже в министерстве решили изменить перечень предметов, входящих в ЕГЭ или дополнительных предметов, которые вуз заявляет в качестве вступительных, произведено это может быть не сейчас, а только к следующему, 2015 году.

"Но в целом этот случай — лишь дополнительное указание на то, как плохо продумана система ЕГЭ", — уверен эксперт. "Раз эта система регулярно сбоит, это показатель того, что в ней что-то ненадежно", — отметил он.

Профессор Московского педагогического государственного университета Елена Галкина рассказала "Росбалту", что в современном российском образовании уже давно сложилась практика, в соответствии с которой "последние два года обучения ученик в школе не учит никакие другие предметы, кроме тех, что он будет сдавать по ЕГЭ". Соответственно, считает она, изменение перечня предметов, входящих в ЕГЭ поставит школьников в очень тяжелое положение.

"ЕГЭ не показывает реальных знаний ученика по школьной программе, не показывает его понимания предмета. ЕГЭ это очень специфическая сфера. К сдаче ЕГЭ даже готовят по другим методикам, нежели те, которые применяются в школе", — говорит эксперт.

"Но что теперь получается? Ребенка год или полтора с помощью репетитора натаскивали на сдачу определенного предмета, а теперь надо сдавать совершенно другой, который он, благодаря этой системе, совсем не знает. За полгода подготовить к успешной сдаче экзамена практически невозможно. Очевидно, что выгодополучателями в этой ситуации становятся теперь даже не репетиторы, которые давали хотя бы какие-то знания детям, а те

коррупционные структуры, которые просто продают ЕГЭ", — считает Галкина.

Столь явное отсутствие поддержки в обществе и в профессиональной среде, видимо, привело к тому, что Минобрнауки начало давать задний ход в этом вопросе. "Российские вузы как минимум до конца марта имеют возможность отменить свое решение и вернуться к прежнему списку вступительных испытаний для абитуриентов 2014 года", — сообщил в пятницу журналистам замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

Александр Желенин

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы