|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Больше сотни институтов признано "ущербными"14 февраля 2014 21:25
Мониторинг эффективности российских вузов за 2013 год выявил очередную партию учебных заведений, нуждающихся в реорганизации. Первый такой мониторинг был проведен в 2012 году, в нем участвовало более 500 государственных вузов. В результате 29 учебных заведений были признаны неэффективными, а еще 71 вуз назвали "требующим оптимизации". В 2013 году данные для мониторинга предоставили уже более 900 вузов, в том числе и негосударственных. Несколько изменилась система учета – к основным критериям было добавлено трудоустройство выпускников, а дополнительные критерии были выработаны для шести групп вузов в зависимости от их специфики: творческие, спортивные, транспортные, медицинские, сельскохозяйственные и военные. Результат – 135 неэффективных учебных заведений, в том числе 127 частных. Более 30 вузов попало в разряд требующих оптимизации. Такие данные мониторинга свидетельствуют о проблемах с качеством подготовки специалистов, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. "Несмотря на то что значительная часть выпускников школ получает высшее образование, нам по-прежнему остро не хватает современных профессионалов, которые обеспечивают успешное развитие страны. Во многом это определяется ответственностью самих вузов", – отметил премьер вчера на заседании правительства. О том, что квалифицированных кадров в России не хватает, говорят и иностранные инвесторы, которые приезжают вести бизнес и сталкиваются с дефицитом профессионалов практически на всех уровнях (см. "НГ" от 17.12.13). Выходит, что, сколько ни выявляй неэффективные учебные заведения и ни публикуй черные списки из десятков вузов и сотен филиалов, качество образования от этого заметно не улучшается. Однако сами вузы проявляют готовность сотрудничать с Минобрнауки и всячески содействуют проведению мониторинга и его корректировке. Российский союз ректоров (РСР) предлагает еще больше расширить критерии мониторинга, включить в него территориальный коэффициент, а также выделить в отдельную группу педагогические вузы. Кроме того, ректорское сообщество предложило учитывать такой фактор, как количество преподавателей с ученой степенью на 100 студентов, пишет РИА Новости. "Во-первых, этот критерий позволит выявить вузы, не обладающие достаточным кадровым потенциалом, а значит, не способные обеспечивать необходимое качество образования. А во-вторых, в динамике он покажет научную состоятельность преподавателей, ведь университетская практика сегодня – это прежде всего исследовательская работа преподавателей совместно с учащимися", – считает генсек РСР Ольга Каширина. Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что мониторинг эффективности вузов важен как минимум по двум причинам. "Во-первых, по его результатам отсекаются и реорганизуются вузы, показавшие неэффективность. Филиалы, не имеющие потенциала к реорганизации, закрываются. Таким образом из образовательного поля уходят те, кто обманывает потребителей и раздает липовые дипломы. Другие учреждения, показавшие низкий результат, присоединяются к более сильным, над их улучшением пытаются работать. Кроме того, мониторинг дает повод задуматься и известным вузам, вдруг оказавшимся в числе отстающих. Для них это повод проанализировать свою работу и обратить внимание на недостатки". Вторая причина, побуждающая университеты к развитию, – это то, что от результатов мониторинга напрямую зависят контрольные цифры приема. Они распределяются в зависимости от эффективности учебного заведения, поясняет Абанкина. "Вузы в большинстве своем не самостоятельны. Если заведения гуманитарной и социально-экономической направленности зависят от государства примерно на 40%, то технические вузы со всей дороговизной необходимого оборудования – на все 80%. И для них этот рейтинг является стимулом к улучшению работы", – рассуждает эксперт. Наконец, этот мониторинг влияет на выбор потребителей – как абитуриентов, так и работодателей, добавляет Абанкина. Аналитик группы "Развитие" Сергей Шандыбин также считает мониторинг вузов неплохим начинанием. "Наши вузы по большей части выпускают не настоящих профессионалов, необходимых бизнесу и государству, а недоделанных "специалистов по общим вопросам". В этих условиях любая, даже не совершенная попытка мониторинга и ранжирования вузов по качеству и эффективности пойдет только на пользу", – уверен эксперт.
Алина Терехова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |