|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Сотрудничать и развиваться19 мая 2007 17:31
ОЭСР является своего рода клубом, где высокопоставленные представители 30 стран могут обсудить волнующие их экономические вопросы в неформальной обстановке. Организация не выпускает жестких резолюций и не имеет права вмешиваться в принудительном порядке во внутренние дела государств. Впрочем, из этого правила бывают и исключения: дискуссии внутри ОЭСР приводили к обязательному принятию всеми членами международных соглашений. Так было, например, с Кодексом либерализации движения капиталов, Кодексом либерализации текущих невидимых операций, соглашением о борьбе со взяточничеством в международной торговле или соглашением о прекращении субсидий судостроению. ОЭСР была создана в 1961 году для выполнения нескольких задач. Во-первых, она была призвана содействовать достижению высокого и устойчивого экономического роста и повышению жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности. Во-вторых, ее целью было продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития. И в-третьих, она должна была способствовать развитию международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе. От Всемирной торговой организации (ВТО), над вступлением в которую российские власти работают с 1994 года, ОЭСР отличает неформальный характер. ВТО представляет собой свод жестких правил международной торговли, которых должны придерживаться все страны-участники и кандидаты на вступление. Сложность процедуры состоит в том, что для получения членства необходимо получить согласие всех 150 стран-членов. Последней страной, давшей согласие на вступление, стала Коста-Рика. Сейчас ведутся переговоры с Камбоджей и Вьетнамом. Зачем это нам Заявку на вступление в ОЭСР Россия подала в 1996 году. Выгоды от членства в ней плохо поддаются формализации. Для России ОЭСР может стать площадкой, на которой к ее мнению будут прислушиваться. Это означает, что у нас появится еще один инструмент отстаивания своих экономических интересов. Ключевым здесь является слово "экономических", поскольку от принятия экономических решений с политической мотивацией руководству нашей придется постепенно отвыкать. Несколько по-иному складывается обстановка со вступлением России в ВТО. С одной стороны, снятие торговых барьеров при вступлении дает национальному бизнесу возможность конкурировать с иностранными компаниями на внешних рынках, что бесспорно хорошо. С другой стороны, от России потребуются ответные шаги – она должна снизить торговые барьеры и субсидии национальному бизнесу с тем, чтобы иностранцы могли свободно работать у нас. Проще говоря, вступление в ВТО упростит выход наших компаний, например, на европейский рынок. Однако при этом можно будет забыть о протекции компаний на внутреннем рынке. Критерии соответствия В 2004 году посол Японии в ОЭСР Сеичиро Нобору (Seiichiro Noboru) выступил с докладам "О принципах расширения ОЭСР". Предложенные в нем критерии отбора новых участников организации были взяты за основу руководством организации. Их всего четыре. Автор доклада уточняет, что несоответствие тому или иному критерию не должно служить основанием для отказа в членстве. 25 апреля 2007 года в уважаемом американском издании The Wall Street Journal вышла статья министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Она посвящена вопросам сотрудничества России с ОЭСР, и в ней затрагиваются вопросы соответствия России заявленным критериям. Первый из критериев – схожее мировоззрение. Члены ОЭСР прежде всего рассматривают страны с рыночной экономикой и демократической политической системой. Приветствуется высокий доход на душу населения, строгое исполнение законов и соблюдение прав человека, а также активное участие в других международных организациях. По мнению Лаврова, "Россия является демократической страной с социально ориентированной рыночной экономикой. Мы проводим линию на обеспечение верховенства закона, укрепление основ рыночного хозяйства". Вторым критерием является влиятельность страны-кандидата в международных отношениях. Иными словами, ОЭСР готова обсуждать экономические вопросы с тем, кто, в свою очередь, может как-либо повысить влияние организации. По мнению Лаврова, "роль российского фактора в международных делах в последние годы существенно возросла", потому и этому критерию Россия полностью соответствует. Третий критерий – возможность получить взаимную выгоду от сотрудничества. Страна должна быть готова активно участвовать в деятельности ОЭСР и делиться собственным опытом в решении важных проблем. В статье Сергея Лаврова говорится, что "вступление России в ОЭСР будет способствовать повышению влияния и авторитета Организации, придаст дополнительный импульс развитию многогранного сотрудничества в ее рамках. Залогом этому служит огромный экономический и интеллектуальный потенциал нашей страны". Формулировка расплывчатая, однако из нее можно сделать вывод, что Россия удовлетворяет и этому критерию. Наконец, четвертой чертой кандидата должна быть "глобальность подхода" политики страны. Иными словами, ОЭСР интересны страны, интересы которых не ограничиваются локальными рынками. По мнению Лаврова, здесь у России есть большое преимущество: "С учетом географического положения нашего государства и его размеров вступление России существенно расширит географические границы ОЭСР, диверсифицирует ее связи, позволит стать международной организацией с подлинно глобальным охватом". Зачем это им Страны ОЭСР признают, что демократия в России оставляет желать лучшего, да и "рыночность" экономики вызывает у них большие сомнения. Все понимают, что права человека не входят в список приоритетов российского государства. Тем не менее, остальным критериям Россия в более-менее действительно удовлетворяет. В дополнение к четырем формальным критериям есть еще один важный аспект. В настоящее время внешнеэкономическая политика России содержит элементы неожиданности. Так, вслед за переносом бронзового солдата эстонскими властями некоторые российские госкомпании отказались от инвестиционных проектов в Эстонии. После изменения политического курса в Грузии торговля с бывшей советской республикой была парализована. Можно еще вспомнить Украину, для которой пересмотр цен на энергоносители также совпал со сменой руководства страны. Ни одна из этих стран не входит в ОЭСР, однако экономические проблемы, возникающие в ходе политических конфликтов, касаются и членов организации. После перебоев с поставками газа европейцы озаботились своей энергетической безопасностью. Развитым странам нужен надежный торговый партнер. Главное, за что они борются – не цена на тот или иной товар. Для них вступление России в ОЭСР будет способом удержать российское руководство от радикальных действий и сделать проводимую Россией экономическую политику более прозрачной и предсказуемой. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.
Антон Поминов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |