Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Урок математики PISA

23 января 2014 23:48

Фото с сайта www.tuvaonline.ru
Фото с сайта www.tuvaonline.ru
На семинаре в Высшей школе экономики (НИУ), ректор которой, кстати, теперь будет назначаться правительством РФ, обсудили результаты международного исследования качества знаний школьников PISA-2013 (Programme for International Student Assessment). Вывод этого международного исследования, возможно, заставит о многом задуматься тех, кто привык рассуждать об отсталости советского образования.

А звучит этот вывод так – чем больше школьники получат знаний, основанных на фундаментальности, тем быстрее они перейдут к решению практических задач. Так говорят международные ученые. Вывод исследователей из ВШЭ – способность решать практические задачи упрощается, когда в основе лежат прочные фундаментальные знания. Напомним сразу, что в этом году в центре внимания была математика. И традиционно исследования PISA касаются школьников старшей ступени.

Трудный возраст плюс постоянные реформы средней школы не сказываются на образовании наших школьников исключительно отрицательным образом. В том смысле, что пусть и незначительно, но с 2000 года после уж очень неудачного дебюта (третье место с конца) страна постепенно идет к улучшению своих результатов.

О PISA наслышаны все, тем не менее напомним, что эта международная программа по сравнительной оценке достижений школьников из разных стран мира проводится с целью понять, как школьники могут применять получаемые ими знания на практике. Проверяют математическую грамотность, грамотность чтения и естественно-научную. Проверка нынешнего года заключалась еще и в том, чтобы определить тенденции развития математического образования. С нашей стороны в интеллектуальном соревновании приняли участие около 5 тыс. человек из 227 школ 42 регионов РФ.

Таким образом, напомним, что выводы PISA – для некоторых стран в полном смысле руководство к действию. В прошлом году основные выводы наших и зарубежных исследователей сводились к тому, что существенный фактор высокого качества школьных знаний – это участие родителей в школьных делах ребенка. Причем как на уровне поиска школы, найма репетиторов, так и прямая помощь во время обучения. Родительский фактор плюс социально-экономический статус семьи играют весьма существенную роль в процессе получения качественных знаний. Сегодня, кстати, выясняется, что в Германии учли эти выводы, и школа там более ориентирована на учеников низкооплачиваемой категории населения. Тогда как в Венгрии, например, наоборот. Там больший интерес власть испытывает к школам привилегированным.

Двумя годами ранее, когда подводили итоги достижений школьников в естественно-научных знаниях, очень ругали отечественные учебники: нарушается логика преподавания предметов естественно-научного цикла, вдобавок не учитывается интерес школьника и т.д. В этом году исследовали математику, и здесь, естественно, роль родительского фактора несколько снижается. Зато возрастает роль школы. Есть здесь выводы, которые тоже должны бы насторожить наших реформаторов. Исследования показывают, что наилучшие результаты демонстрировали учащиеся десятых классов, потом девятых и в хвосте – учащиеся колледжей и техникумов. Это, кстати, пока работает в минус сегодняшнему выбранному курсу на возрождение системы среднего профтехобразования.

Одним словом, те, кто сегодня пытается перелицевать школьную программу по математике, "адаптировав" ее по "запросам времени", сделать ее "базовой" для всех и углубленной для продвинутых, возможно, ошибаются. Так же как и ошибаются в том, что в наших учебниках мало "правды жизни", и поэтому их надо тоже придвинуть все к тем же "запросам времени". Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая буквально недавно заметила, что она не знает учебника по русскому языку лучше учебника 1934 года издания. Вряд ли что-то настолько изменилось и в учебниках по математике. Возможно, бурную жажду деятельности чиновников остановит тот факт, что китайцы активно переводят на свой язык русские учебники. А ведь именно китайские школьники сегодня лидируют в ведущих международных соревнованиях школьников.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы