Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Учености сады

23 января 2014 23:43

Фото с сайта www.funduki.ru
Фото с сайта www.funduki.ru
Германия является лидером по количеству высших учебных заведений в Европе — в стране действуют около 400 университетов и других вузов. Однако лишь три-четыре из них стабильно попадают в сотню лучших в мировых рейтингах. Надежды на то, что Болонский процесс, на который отводилось десять лет, добавит немецким университетам признания на мировой арене, так и не оправдались. Как и многие учебные заведения в других странах мира, они страдают от недостатка финансирования и вынуждены доказывать свою эффективность, в то время как студенты упорно отстаивают право на бесплатное образование.

Высшее образование — одна из немногих сфер общественной жизни, которые власти Германии отдали на откуп регионам: вузов, подотчетных федеральному правительству, в стране не существует. Каждая из 16 земель сама выделяет деньги своим университетам, определяет вектор их развития и придумывает законы об образовании.

При этом на федеральном уровне действует министерство образования и научных исследований во главе с профессором математики Йоханной Ванкой. Ведомство занимается развитием образования в целом и поддержкой фундаментальных исследований. В 2008 году федеральные власти и регионы договорились, что к 2015 году расходы на образование должны составлять не менее десяти процентов ВВП (для сравнения, в 2011-м на него ушло в общей сложности около шести процентов ВВП).

Больше половины действующих вузов финансируются из средств налогоплательщиков, то есть, по сути, являются государственными. При этом в них учатся более 90 процентов из всех 2,6 миллиона немецких студентов. Само обучение для них фактически является бесплатным — расходы ограничиваются примерно 200-250 евро в семестр на административные нужды (в том числе, например, проездной билет на полгода).

Споры о платном образовании начались еще при правительстве Герхарда Шрёдера (канцлер ФРГ в 1998-2005 годах — прим. "Ленты.ру"), решившего в угоду общественным настроениям закрепить отсутствие платы за обучение на федеральном уровне. Руководители ряда вузов (которым в то время к тому же урезали финансирование) и региональные власти возмутились таким поворотом событий и обратились в конституционный суд. Иск они выиграли, и после этого семь федеральных земель (Бавария, Нижняя Саксония, Саар, Гамбург, Гессен, Северный Рейн — Вестфалия, Баден — Вюртемберг) разрешили своим вузам брать со студентов деньги за обучение. Правда, эти регионы один за другим постепенно сдавали свои позиции, отменяя платное образование после очередных земельных выборов.

В минувшем декабре стало известно, что со следующего учебного года от платного высшего образования решила отказаться Нижняя Саксония — последняя федеральная земля, практиковавшая такой подход. Плата за обучение в последние годы не превышала 500 евро за семестр. Однако даже эта небольшая сумма (особенно по сравнению с американскими или британскими вузами) не устраивала студентов и преподавателей, упорно отстаивавших право граждан на равный доступ к высшему образованию независимо от имущественного положения.

Между тем в местных вузах встречается и довольно скептическое отношение к бесплатному образованию. По мнению президента университета Вильгельма Лейбница в Ганновере Эриха Барке, без финансирования из частных источников немецкие университеты не смогут конкурировать на мировом уровне. Однако аргументы его оппонентов также известны: далеко не всегда руководство вузов тратило деньги, собранные со студентов, на улучшение качества учебного процесса и повышение рейтинга.

Так, Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана на студенческие деньги организовал центр психологической помощи, куда учащимся предлагалось звонить в тех случаях, если их раздражает платное образование, с ними перестали общаться друзья или преподаватели ставят им плохие оценки. Эрлангенский университет хотел потратить плату за обучение на покупку дорогостоящей мебели в фойе актового зала. Руководство вуза вовремя остановили, напомнив, что по правилам пожарной безопасности там вообще не должно быть никакой мебели. В Оснабрюке университетское начальство подарило студентам на их же собственные деньги гриль из высококачественной стали, настольный теннис и бильярдный стол. Многие вузы вообще не успевали тратить собранные средства: в Гамбурге они скопили 35 миллионов евро, в Баварии — около сотни миллионов, а в Нижней Саксонии — 78 миллионов.

Руководство университетов не собиралось с легкостью расставаться с дополнительными доходами и ссылалось на договоры с правительствами федеральных земель, в которых было четко прописано, сколько денег они могут брать со студентов. За свои политические решения об отмене платного образования властям приходилось откупаться от вузов денежными компенсациями. В частности, власти Баден — Вюртемберга, где взносы были отменены в 2012 году, выплачивают вузам по 280 евро в семестр за каждого студента. Обучение там стоило 500 евро, однако многие студенты пользовались льготами, поэтому власти согласились компенсировать лишь часть их взносов. Таких же поблажек добились и в Нижней Саксонии — в качестве компенсации за следующий год местные вузы получат в сумме 129 миллионов евро.

Одновременно с коммерциализацией государственных вузов росло количество частных высших учебных заведений, прошедших государственную аттестацию. Если в начале 1990-х их было немногим более 20, то сейчас их уже около сотни (большинство составляют профучилища, как видно на карте, опубликованной газетой Die Zeit). Правда, из-за высокой стоимости обучения (до 30 тысяч евро в год) позволить себе частное образование могут немногие. Пока в коммерческие вузы поступают только пять процентов всех абитуриентов, хотя их число постоянно растет. Больше всего студентов учится в частных вузах Гамбурга — там их доля от числа всех учащихся составляет более 16 процентов.

Разница в финансовых возможностях студентов порождает определенные стереотипы. Считается, что студенты частных вузов — это дети богатых родителей, их карьера заранее предопределена, они приезжают на занятия на спорткарах и стажируются в Сингапуре. Студенты государственных вузов, напротив, выбирают велосипеды, подрабатывают в кафе, стажируются по программе Erasmus в соседних европейских странах с минимальной стипендией, часто меняют направления учебы и в итоге выпускаются к 30 годам. В общем и целом господствует мнение, что частные вузы готовят финансовую элиту, а государственные — интеллектуальную.

С другой стороны, попасть на популярные специальности в государственные вузы (такие, как медицина, экономика или юриспруденция) можно только с идеальными оценками в выпускном аттестате. В итоге конкуренция оказывается настолько высокой, что многим приходится вставать в очередь и ждать несколько семестров. При этом частные вузы не могут позволить себе финансировать фундаментальные исследования, которые не окупятся, или редкие специальности. Они ориентируются на спрос и практические потребности индустрии, предлагая в основном программы обучения бизнесу или техническим специальностям. Нечто экзотическое может появиться в частном вузе только по договоренности с определенными предприятиями, которым требуются узкие специалисты.

Государственные вузы в Германии подкупают абитуриентов тем, что предлагают им свободу выбора и действий. Как правило, студенты выбирают два направления для изучения — основное и второстепенное. После этого их задача сводится к тому, чтобы в рамках этих направлений выбрать такое количество лекций и семинаров, которое при успешной сдаче экзаменов позволит набрать требуемое количество баллов. Причем изучаемые специальности могут быть совершенно не связаны между собой. Вторую специальность обычно выбирают из расчета, что ее изучение займет мало времени, но добавит нужных баллов. Поэтому лингвисты порой занимаются физкультурой, а математики — журналистикой.

Поскольку разрыв в количестве учащихся в государственных и частных вузах остается огромным, сравнивать успешность этих моделей довольно сложно. Вместо этого в Германии создают рейтинги наиболее перспективных специальностей. По данным на 2013 год, больше всего шансов заработать у медиков. Их средняя годовая зарплата составляет 70 тысяч евро. На втором месте инженерные науки, на третьем — естественные (химия, биология, физика).

Как бы то ни было, что частные, что государственные вузы страны должны придерживаться основных принципов Болонского процесса. Официально считается, что в Германии реформа уже успешно завершена. Однако ее результаты до сих пор вызывают споры. Прежде всего реформа должна была создать единое образовательное пространство, увеличить шансы немецких студентов на признание их дипломов за границей, а также позволить желающим начинать работать уже с дипломом бакалавра (то есть после трех лет обучения). На деле же выяснилось, что вузы сохранили достаточно автономии, чтобы определять особенности своих учебных программ. В результате некоторым студентам оказалось сложно попасть на магистерский курс в другой немецкий университет, не говоря уже о каких-либо еще европейских вузах. Более того, стало очевидно, что мало кто собирается заканчивать учебу после бакалавриата, поскольку с таким дипломом невозможно найти стоящую работу, а о карьерном росте вообще можно забыть.

В итоге теперь вузы сталкиваются с необходимостью корректировать итоги предыдущих реформ, постоянно доказывать свою эффективность и искать спонсоров. Студенты, в свою очередь, боятся, что высшее университетское образование выродится в конвейерное производство специалистов для конкретных прикладных задач. На этом фоне отмена платного образования кажется только промежуточным успехом. Активисты студенческих движений призывают не расслабляться. Они напоминают, что нынешний министр образования Йоханна Ванка некогда занимала ту же должность в правительстве Нижней Саксонии. Тогда она отстаивала платное образование и прогнозировала, что к 2017 году платить за учебу придется студентам по всей Германии.

Дарья Ерёмина

источник: Lenta.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы