Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Черногория: не друг и не враг, а как?

15 января 2014 21:18

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Накануне Нового года в российских и западных СМИ практически не заметили новость, которая на Балканах стала настоящей сенсацией: Черногория отказала России в просьбе о заходе ее военных судов в портовый город Бар для пополнения запасов топлива и провианта.

Замечу, что ничего необычно или сверхъестественного в этой просьбе не было: военные корабли России (как и любых других стран) согласно договорам могут причаливать в различных портах мира. В Средиземном море – это Мальта, Греция, Кипр. Причем, эти страны разрешают короткие заходы в свои порты вовсе не из любви к искусству, а за вполне осязаемые деньги из российского бюджета. Такая же практика существовала и во времена СССР. В адриатические и средиземноморские порты заходили военные корабли даже с ядерным оружием – советские и американские. И югославские причалы тоже не были исключением – разумеется, на договорно-финансовой основе.

Подчеркну еще раз: речь шла вовсе не о просьбе России создать в Баре или Тивате военную базу, как подали эту новость некоторые балканские СМИ. Это подтвердили в итоге и само министерство обороны Черногории, и российский посол в Подгорице. Россияне просили всего лишь о 72-часовых технических остановках. Однако, как отмечают местная оппозиционная газета "Вести" и белградская "Политика", министерство обороны Черногории даже не захотело обсуждать этот вопрос с россиянами, "охарактеризовав его как русскую заявку на открытие своей военно-морской базы". К сожалению, на мой письменный запрос в адрес российского посла Андрея Нестеренко о том, что на самом деле стоит за всеми этими публикациями, я пока не получила ответа.

"Черногория, — пишет в белградской "Политике" известный военный аналитик Мирослав Лазански, — влепила России настоящую пощечину за все то хорошее, что Россия для нее сделала".

Попутно он напоминает, что Черногория в 1904 году вслед за Россией как ее союзник объявила войну Японии. "Тем не менее, — подчеркивает Лазански, — сейчас черногорские историки прилагают много усилий, чтобы отрицать любую мысль о том, что Черногория выступала в качестве союзника России в 1904 году, объявив войну Японии. Они говорят, что были добровольцы из Черногории, которые в русско-японской войне воевали на стороне России, упоминаются и такие люди, как д-р Анте Гвозденович, который был в штабе русского генерала Куропаткина, и Йован Липовац, командовавший черногорским отрядом в той войне, и Александр Саичич…" А русский царь в то время твердил: "Только Черногория — настоящий и единственный приятель России".

"Любовь была обоюдной, — заключает Лазански. — Россия финансово помогала Черногории, ремонтировала школы и церкви, посылала даже одежду во дворец (королевский – А.Я.) в Цетине, отправляла зерно народу Черногории, а король Черногории был полковником российской армии".

Известно, что в последние годы одно из ведущих мест в инвестиционных проектах независимой Черногории прочно занимает Россия. Некоторое время назад Владимир Путин оценил российские инвестиции в эту страну в два миллиарда долларов. Однако, по мнению бизнес-аналитиков, они могут быть и выше. Не исключено, что некоторые проекты финансируются через компании и фирмы в третьих странах. По оценкам экспертов, реальные российские инвестиции в Черногорию практически равны годовому объему ее производства и составляют чуть меньше двух годовых бюджетов страны.

Для меня лично эта сенсационная новость – как Черногория не пустила в свой порт российские военные корабли – вовсе не стала неожиданностью. За последние восемь лет, когда я подолгу бываю на Балканах и, в частности, в Черногории, отслеживая как журналист региональную политику и реальную жизнь, в этой стране по отношению к России и россиянам произошли заметные перемены.

И если на уровне дипломатии события протекают в тиши кабинетов, редко прорываясь наружу (как в случае с военными кораблями или с арестом финансового директора Комбината алюминия в Подгорице с российской стороны), то на уровне повседневной жизни это становится все более очевидно.

Многие наши соотечественники, вложившие деньги в местную недвижимость, жалуются, что черногорские власти попросту их обманули. Как так? Речь идет о том, что когда россияне открыли для себя эту солнечную страну и стали активно вкладывать в нее деньги, покупая здесь недвижимость, им сулили златые горы. Самый главный стимул и решающий аргумент в пользу черногорского выбора был таков: если есть недвижимость, то можно легко получить так называемый боравак, то есть вид на жительство, и продлевать его без проблем. "И вот с 2009 года, когда россияне накупили здесь немало домов, квартир, земли, — с горечью рассказывает мне Татьяна Н.,– все резко изменилось. – Черногорцы приняли новый закон, согласно которому проживающие здесь иностранцы вынуждены выезжать из страны через каждые три месяца".

Боравак теперь на год могут получить только те, кто представит справку о работе. Ну а какая работа для российских пенсионеров в Черногории? (В основном, здесь проживают они, по разным оценкам — 30 тысяч россиян.) Ее-то даже и молодым из местных не хватает – безработица захлестывает.

Черногорская власть оправдывает этот кульбит тем, что такие законы в государствах Евросоюза, куда стремится страна. Так-то оно так, да не очень. Умные политики в Болгарии, например, каждому иностранцу, купившему там недвижимость, то есть вложившему в страну деньги, выдают вид на жительство сразу на три года, понимая, что раз человек купил дом или квартиру, то хочет здесь жить, приезжать и уезжать. При этом Болгария не топчется в предбаннике ЕС, а является его полноправным членом. Поэтому и стремятся сейчас россияне не в Черногорию, а в Болгарию, Испанию, даже Турцию. Что мешает так же действовать властям Черногории в отношении людей, которые привезли ей деньги, тратят их здесь?

По черногорскому закону люди, которые прожили в стране пять лет (ухитряясь ежегодно продлевать боравак), имеют право на получение так называемой социальной карты. Она дает им все права, которые имеют аборигены, за исключением избирательных. "Уже прошло почти полтора года с тех пор, как я сдала документы на ее оформление, — говорит россиянка из города Герцег-Нови, — однако до сих пор карту не получила, периодически хожу, спрашиваю, но ничего вразумительного в ответ". А ведь по закону вопрос этот должен решаться в течение полугода. Еще одной нашей соотечественнице, вынужденной оставаться в Черногории только из-за проблем со здоровьем (климат помогает), отказывают в этой карте — якобы ей одного дня не хватает до пяти лет пребывания. И таких пессимистических историй – пруд пруди.

Но, пожалуй, самая болезненная проблема, с которой сталкиваются наши соотечественники, – это полный нигилизм правоохранительной системы, ее архаичность (порой очевидная глупость) и неспособность защищать закон и граждан. "Росбалт" уже рассказывал историю семьи москвича Александра (ее перевели и пересказали затем несколько местных газет), которая более пяти лет не может добиться от черногорских властей исполнения решения о сносе нелегального строительства в нескольких десятках сантиметров от их участка. При этом даже указание премьер-министра Мило Джукановича ответственным лицам исполнить закон – министру устойчивого развития и туризма Бранимиру Гвозденовичу и начальнику инспекции по контролю за строительством Божидару Вуксановичу – выполняется с точностью до наоборот.

Местная власть, оппозиционно настроенная к правящей партии, – община Герцег-Нови в лице главы департамента урбанизма Милована Баждара, – видимо, в пику премьер-министру спешно выдала незаконное разрешение на строительство дома (возведенного пять лет назад!) и вот уже почти семь месяцев не отвечает на протест инспекции из Подгорицы, требующей отменить незаконное разрешение. А осужденные условно за нелегальное строительство тем временем уже закончили трехэтажный дом – при полном попустительстве все той же инспекции. Местная прокуратура, хорошо зная все это, выступает в роли доброго наблюдателя. Здесь подобное безобразие в порядке вещей. При этом страна стремится в Евросоюз.

Из-за такого отношения к нашим соотечественникам из Черногории в последние годы идет активный отток россиян. Многие, купив недвижимость на пике ажиотажа в 2007-2008 годах, сегодня не могут продать ее не только выше, но даже и за ту цену. Однако невыносимость пребывания в обстановке беззакония, унижений и обмана заставляет людей отдавать свои дома и квартиры за гроши, лишь бы уехать и забыть это все, как кошмарный сон. "Мы продали свою 120-метровую квартиру в Герцег-Нови ниже той цены, за которую ее приобрели, — рассказывает москвичка Ольга. – Купили взамен апартаменты в США в Майами и счастливы! Рады, что вырвались из Черногории, хотя вначале думали, что она станет нашим домом".

Страна переживает сегодня не лучшие времена – кризис накрыл ее с головой. Единственное большое предприятие, которое давало значительную долю всех доходов — алюминиевый завод, — и то не смогли удержать на плаву, объявив банкротом. (При этом виноватыми объявили российских инвесторов, владеющих 30% акций завода.) Туризм держится, в основном, на наших соотечественниках и сербах. Однако сербы все больше предпочитают Испанию и Турцию – там дешевле выходит.

А ведь сектор туризма — главная отрасль черногорской экономики — обеспечивает 90% ВВП страны. Нетрудно представить значение капитала российских туристов в жизни ее граждан: в 2012 г. сюда приехали отдыхать почти 300 тысяч россиян, что составляет половину населения Черногории, которая остается одной из беднейших стран Европы. Что будет, если россияне, обидевшись, перестанут ездить в Черногорию?

Недружественный жест с отказом заходить в черногорские порты российским военным кораблям многие балканские аналитики расценили однозначно: Подгорица решила подстраховаться – а вдруг это не понравится начальникам из НАТО, куда она так стремится. (Не ради этого ли она едва не первой признала и независимость Косово?)

Однако все это не столько печально для большой России (хотя и неприятно), сколько ставит под сомнение искренность в наших отношениях со стороны маленькой Черногории. Трудно не согласиться с Мирославом Лазански, что Черногория дала пощечину России. Однако добавлю: Черногория таким отношением к своему старинному другу и союзнику высекла и саму себя. Почти по Гоголю: как унтер-офицерская вдова. Ведь, как отметил Лазански на Международном радио Сербии, "с президентом Путиным нельзя вести себя грубо. У России есть много способов, чтобы ввести определенные санкции в отношении Черногории". Что дальше?

Алла Ярошинская

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы