|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Тренды года в образовании14 января 2014 21:46
Бывший вице-президент Российской академии образования (РАО), экс-замминистра образования, доктор педагогических наук Виктор Болотов рассказал о своем взгляде на развитие ситуации Высшей школе экономики. (Кстати, слушать "бывших" всегда интересно: они много знают, и их не сдерживают больше в свободе высказываний рамки чиновничьей должности.) Согласно его версии, опубликованной на портале ВШЭ, первый тренд образования в 2014 году будет связан с ростом его информационной открытости – от детских садов до Высшей аттестационной комиссии. Будут и дальше создаваться сайты школ, вузов, детсадов, органов управления образованием и других организаций. Второй тренд – это развитие внешней оценки системы образования. Соответственно будут продолжены поиски оптимальной модели независимой оценки качества. Третий тренд 2014 года – модернизация педагогического образования. Впервые, считает Виктор Болотов, за длительный период власть переходит от критики педагогического образования к мерам по его развитию. Четвертый тренд тесно связан с новыми стандартами общего образования. Болотов определяет его как нетрадиционные для российской школы интерактивные способы изучения предмета. Например, литературу легче ребенку изучить, если он будет участвовать в постановках произведений писателей на сцене. Тогда он сможет их понять, почувствовать, прожить. В общем, просто "творчество вместо зубрежки", уверен Болотов. Пятый тренд – изменения в организации ЕГЭ, в мае и июне он будет в центре общественного внимания. И все меры будут направлены на усиление мер безопасности экзамена. Отчасти вышесказанное уже "закрепляется" первыми новостями с мест. Что касается педагогического образования, то принята концепция, помогающая понять, какие изменения грядут. А провозглашенный "практико-ориентированный подход" особенно заметен на примере учебных учреждений, принадлежащих ведомству культуры. Например, на ректорские должности в некоторые учебные учреждения уже пришли практики: Академию русского балета имени Вагановой возглавил артист балета Николай Цискаридзе, Воронежскую академию искусств – создатель театрального фестиваля "Золотая маска" Эдуард Бояков. Он же, кстати, пригласил преподавать в академию известного художника Михаила Шемякина. А что касается усиления "мер безопасности экзамена", то здесь есть моменты, не совпадающие с нынешней деятельностью кабинета министров. Возможно, окажется, что "беспрецедентные меры" по усилению охраны экзамена будут сведены на нет послаблениями в области приема в вузы. Правительство допускает особые условия поступления на бюджет для отдельных категорий лиц. Например, предполагается в будущем льготный прием на бюджетное отделение работающим в системе образования, волонтерам медучреждений и т.д. Не вдаваясь в подробности, плохо это или хорошо, что эти люди будут иметь такую возможность, отмечаем сам факт – опять поощряется "исключение из правил". Какие еще тренды помимо перечисленных Виктором Болотовым могут проявиться в ближайшее время? Как определяют их специалисты АСИ (Агентство стратегических инициатив)? Помимо общих трендов – рост онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, рост так называемомго несистемного образования, увеличение игровой компоненты, персонализация образовательных траекторий – в этом году начнутся еще и другие важные процессы. По мнению экспертов АСИ, государство будет постепенно уходить из образовательной сферы, сохраняя за собой две функции: удержание базового уровня образования и поддержка ограниченного числа "точек прорыва" в системе образования. Что, собственно, и началось с осени прошлого года. Государство ввело федеральные стандарты образования, обеспечивающие базовый уровень, и начало создавать школы-комбинаты, где его легче поддержать. И объединение детсадов со школами тоже поможет обеспечить не просто преемственность, но все тот же базовый уровень. А "точки прорыва" – ведущие университеты РФ продолжат получать дополнительные средства для поддержания лидерской формы. В этом году, кстати, они получают 10,5 млрд руб. дополнительно на свои исследования. А в 2015 году они получат 12, 5 млрд руб.
Елена Герасимова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |