Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Какому русскому рады в Америке

08 ноября 2013 00:36

Профессор Университета Аризоны Павел Полынкин. Фото с сайта www.strf.ru
Профессор Университета Аризоны Павел Полынкин. Фото с сайта www.strf.ru
Интриги вокруг запрета отдельным российским знаменитостям на въезд в США затрагивают сферы политики и бизнеса (в последнее время всё чаще шоу-бизнеса), но не науки. Нашим учёным легко открывают как американские визы, так и большинство проектов american science, без дополнительных проверок благонадёжности и предупреждений о санкциях. Впрочем, есть темы, куда наших и близко не пустят, и есть "страшные вещи" в науке, которые ни за что не простят. О правилах и запретах для российских учёных в США нам рассказали соотечественники, работающие в американских университетах.

Перед тем как перейти к цитатам, напомним, что они заключают в себе субъективное отражение практической ситуации в конкретных научных центрах, ну и, конечно, в конкретных, частных судьбах и историях. Небольшие разночтения в ответах свидетельствуют о том, что правила вхождения в американскую научную среду, в зависимости от принимающего университета и области наук, могут немного различаться. Но общий посыл ответов прослеживается чётко: учёным из России в США доверяют и не чинят бюрократических препятствий.

Павел Полынкин, профессор Университета Аризоны (физика):

– Я бы не сказал, что здесь как-то по-особенному относятся к научным сотрудникам из России. Как и в других странах, в Америке проводятся закрытые научные разработки, доступ к которым иностранцам ограничен или закрыт, в зависимости от степени секретности проекта. У нас в университете имеются проекты, участвовать в которых разрешается только гражданам США. Как правило, это чисто фундаментальные исследования, которые спонсируются оборонными ведомствами. Следить, чтобы иностранцы не допускались к таким проектам, должен университет, в котором научный проект и реализуется. Но контроль за этим в университетах не очень строгий. У меня, например, двойное гражданство, т.е. я остаюсь гражданином России. Однако мне участвовать в подобных проектах разрешается. Очевидно, однако, что есть и проекты, куда меня из-за моего двойного гражданства и близко не подпустили бы, но они обычно реализуются не в университетах, а в национальных или оборонных лабораториях. Те, кто там работает, имеют различные формы секретности, как и в России.

На этапе выдачи американских виз иностранным научным сотрудникам и студентам отношение к россиянам, насколько я знаю, не самое строгое. Намного строже тут относятся к гражданам Китая и Ирана, которых здесь всё равно довольно много. Почти на официальном уровне считается, что Китай посылает сюда студентов и аспирантов для сбора информации о передовых технологиях. А к Ирану сейчас вообще отношение особое из-за их ядерной программы.

И китайцам, и иранцам сейчас получить американскую визу сложно, и этот процесс у них занимает многие месяцы.

Я не слышал о подобных проблемах от россиян, с которыми я здесь общаюсь. Вообще, Америка – страна достаточно открытая для иностранцев, уж точно гораздо более открытая по сравнению с бывшим СССР.

Кирилл Мартемьянов, профессор Исследовательского института Скриппса (нейронаука):

– Учёные относятся к немногочисленному разряду свободно конвертируемых работников, т.е. для их трудоустройства не существует границ. Это как профессиональные лётчики. Если умеешь летать, допустим, на "Боинге-747", и есть соответствующий опыт, то можно в любой стране найти работу. Так же и в науке: есть соответствующая квалификация и опыт – устроишься и в США, и в любой другой стране мира. Никаких проблем. Диплом и прочие бумажки не станут помехой, меня, например, ни разу за всё время не просили показать мои российские документы, подтверждающие научную квалификацию. Однако нужно иметь некий набор объективных показателей, например статьи в уважаемых журналах, показать владение современными методами.

Что же касается вопроса о возможных подозрениях и санкциях, то он неактуален, так как государственное устройство США таково, что каждый человек, вне зависимости от этнического происхождения, здесь чувствует себя абсолютно свободным, и если он легально здесь пребывает, то может заниматься чем угодно – конечно же, тоже на легальной основе.

Есть только одно исключение: работа на правительство США по очень чувствительным оборонным проектам.

К ней допускают только граждан США, но если учёный получает американское гражданство, что вполне реально, то и это ограничение снимается.

По поводу виз – возможно, есть и какие-то закрытые списки российских учёных, но это вне моей компетенции.

Исследователь в области физической медицины, попросивший не называть своего имени:

– Все российские дипломы в области естественных наук можно без проблем эвалюировать (~100–200$), т.е. получить соответствующий американский сертификат, подтверждающий вашу квалификацию и степень, если она есть. Выбираешь в интернете агентство и посылаешь копию диплома и чек.

Коллизий с моим переездом никаких не было, т.к. у меня имелась рекомендация всемирно известного учёного, и этого оказалось достаточно, чтобы для меня открыли позицию в престижном университете. По приезду (мне и билет купили) я стал заниматься в дивизионе позитронной томографии вместе с другими физиками из разных стран (Индии, Великобритании, России и Китая). Руководителем нашей группы был бывший физик из Италии, занимавшийся слабыми взаимодействиями.

Коллизий вообще быть не должно, если ты получил приглашение на интервью и прошёл конкурс на должность. Лучше всего, по моему мнению, приезжать сюда учиться в университет, но если уже окончил университет в России, но очень хочешь переехать в Америку, то нужно искать место в "аспирантуре" и рассылать заявки по многим университетам. Если ты уже защитил диссертацию в области естественных наук в России, то единственный путь работать на Западе – это найти (опять надо рассылать заявки) место постдока в каком-нибудь университете. Других путей я не знаю, разве что претендент уже какой-нибудь известный учёный.

Да, хочу отметить, что я получаю каждый год по нескольку десятков е-мэйлов из Китая и Индии о возможности поработать со мной или стать их руководителем по диссертации. Любой, кто имеет грант, может нанимать учёных, особенно как PHD-соискателя. Они знают это и посылают подобные письма всем, кого найдут в интернете. Присылают свои CV и прикладывают рекомендации учёных, публиковавших статьи в американских или европейских журналах.

Следует также отметить, что для остепенённых в России медиков, юристов без серьёзной "переэкзаменовки" (а фактически без получения американского образования) карьеры здесь не сделать: английский должен быть безупречным, я уже не говорю о знаниях.

За все свои 15 лет, которые я работаю в американском медицинском центре, я никак не почувствовал к себе какого-то "особого" отношения. Все мои статьи я отсылал в редакции журналов без какого-либо разрешения, визирования сверху, все мои командировки без проблем оплачивались из моего профессорского фонда, или из фонда департамента, или из денег грантов. Я никогда не подвергался никаким проверкам (даже не знаю, как это может происходить) и дискриминации.

И простые, и не очень простые американцы не вспоминают о существовавшей некогда холодной войне между США и Россией и не интересуются даже своим прошлым.

Мало кто знает свою историю, не говоря уже про нашу, например. Шпиономания в прошлом, они сейчас её не понимают, а поэтому не боятся.

Никакой открытой официальной пропаганды против России здесь не ведётся. Это невозможно сейчас. Я нигде не читал и не видел ничего подобного. Мало того, здесь все в восторге от Путина. Никто не критикует положение в России и российскую политику (даже на вечеринках среди знакомых). Скорее всего, это профессиональная этика, т.к. все работающие в университете (а он государственный, но не федеральный) обязаны проходить интернет-курсы и сдавать экзамены по этике и нераспространению информации о пациентах. Помните, как Жеглов учил Шарапова работе с документами? Так здесь намного жёстче: не простят никогда (т.е. никто тебя не возьмёт больше на работу в Америке и Канаде), если ты оскорбил пациента или передал информацию о нём в прессу или друзьям, а пациент узнал об этом.

Второе самое страшное – смотреть запрещённые сайты (порно и всякую чушь) в рабочее время и привлекать к этому других: обо всём этом будет доложено, не сомневайтесь.

И последнее "страшное": нельзя, как бы у нас сейчас сказали, "разжигать национальную вражду", то есть нельзя никаким образом показывать, что кто-то вокруг тебя не так одет или ещё чего-то там такое с ним, что, по твоему мнению, неправильно. За все эти вещи можно потерять работу и свою репутацию навсегда. Поэтому они и проводят каждый год "переэкзаменовку", чтобы ничего не забылось.

В Америке были и есть институты, очень просто стабилизирующие всплески общественных эмоций или "экстремизма" – путём их публичного обсуждения, хотя есть темы, которых пока не трогают, но о них говорят "на кухне". Это тема афроамериканцев и чрезмерная помощь им от государства за счёт налогов. Также внутренние проблемы, связанные с мексиканскими мигрантами. В такой ситуации нагнетать "антироссийскую истерию" нет смысла, тем более пока идёт "перезагрузка". Здесь очень хорошо относятся к русским, как и ко всем, кто хочет получить образование в их университетах, – только плати, и всё будет ОК. Особенно в медицине, где сейчас бум на студентов из разных стран. В медицине зреет переворот в лечении рака, в CT-диагностике при меньших рисках для пациентов. Поэтому многие страны оплачивают своим способным студентам обучение в американских университетах. И сами американцы понимают: сейчас время тяжёлое, поэтому надо деньги зарабатывать, а не бузить. Это помогает им быть терпимее. Америка уже не та, что мы читали в книгах Сэлинджера. Вообще, из-за миграции все страны в будущем могут быть похожи друг на друга. И в этой ситуации нагнетать шпиономанию просто глупо. В Штатах это хорошо понимают. Свои же "проверенные" (так, видимо, проверяют) американцы и выдают секреты, потому что считают, что их правительство и спецслужбы действуют губительно для страны.

Сейчас другие технологии, чем были во времена кражи секретов ядерного оружия Розенбергами, симпатизирующими компартии. Тогда была идея и надежда: сейчас их нет ни у кого. Случай с нашим послом-вербовщиком по культуре и науке – это обычная рутина, и никто не будет из-за неё гонять всех русских, живущих в Америке. Никто не хочет здесь возврата к прошлому и холодной войне, это точно. Америка больше боится Китая и не знает, как с этой петлёй на шее жить.

Быкова Наталья

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы