Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Эксперты учат вузы жить по-новому

25 октября 2013 22:55

Замминистра образования и науки РФ Александр Климов. Фото с сайта www.strf.ru
Замминистра образования и науки РФ Александр Климов. Фото с сайта www.strf.ru
Вузы не поспевают за запросами производства. Им надо в корне меняться. Такой вердикт вынесли эксперты российской высшей школе в РАНХиГС на VIII Международной конференции "Гарантии качества образования".

Тон задал замминистра образования и науки России Александр Климов, разделивший все вузы на три группы. Первая – псевдовузы, с которыми Минобрнауки будет продолжать борьбу. Вторая – университеты-космонавты, которые должны выбиться в мировые лидеры. И третья – все остальные. Если с первыми и вторыми всё относительно понятно, то какова судьба третьих – остаётся под вопросом. Каким министерство видит типовой университет?

"Нормой должно стать большое количество базовых кафедр в разных организациях – не только на производстве, но и в банках, школах, – сказал замминистра. – Вузам надо активнее развивать сетевые форматы обучения. На уровне опытничества они давно применяются, но до массового внедрения пока не дошли. По нашим оценкам, не менее 20% программ должны реализовываться в сетевом режиме. Необходимо запустить процессы внутренней академической мобильности. Нормой также должно стать признание тех квалификаций, которые студенты получают с помощью электронного дистанционного обучения, с выдачей в дальнейшем дипломов".

Планы министерства эксперты встретили без восторга.

"Процессы, которые происходят в странах-конкурентах, принципиально отличаются от того, что происходит у нас, – считает Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив (АСИ). – И отмечается кардинальное непонимание этих процессов. Например, в министерстве образования сейчас говорят о важности электронного образования, а в мире об этом начали говорить ещё в 70-х годах прошлого века. В России объявлен переход на компетентностный подход, суть которого – отказ от передачи знаний, умений, навыков и формирование неких компетенций. Ни в одном российском вузе компетенции не используются как модель управления. Никто из них не умеет фиксировать достижения студентов в деятельности".

Состояние системы высшего образования печально, и наблюдается тенденция по его дальнейшему ухудшению, уверен Павел Лукша из Московской школы управления "Сколково": "Она сильно отстаёт от тех требований, которые задают передовые работодатели в мире. Этот факт нельзя игнорировать, поскольку практически во все отрасли приходят международные компании, и приходят со своими технологиями и совершенно другими бизнес-практиками".

Школа "Сколково" и Агентство стратегических инициатив 1,5 года выполняли совместный проект, чтобы выяснить, какие новые требования будут предъявляться к содержанию подготовки специалистов. В сессиях приняли участие более 2 тысяч человек.

Цикл смены технологий сегодня занимает 3–5 лет. Система образования не поспевает за требованиями отраслей. Во всём мире ведётся работа над форсайт-технологиями. Стоит задача предугадывания того, какие навыки понадобятся на следующем этапе развития экономики. Модель компетенций – не прихоть, а неизбежное требование времени.

В будущем произойдёт переход от профессий к пучкам компетенций, считают эксперты. При этом крайне востребована будет мультидисциплинарность и IT-навыки.

Вузам нужно по-новому научиться выстраивать отношения с работодателями. Их логикой должно быть: не что нужно сейчас, а куда мы идём вместе.

"Вузовские программы по большей части устарели. Нужна большая чистка, – убеждён Павел Лукша. – Ориентация на подготовку только индивидов – индивидуальная траектория – ошибка. В мире так уже не готовят. Там готовят команды. Чтобы развивать инновационную экономику, надо готовить команды с определёнными компетенциями – по организации производства, системной инженерии и т.д. Нам надо осваивать эту практику".

Специалисты АСИ и школы "Сколково" подготовили атлас новых и умирающих профессий (профессий-пенсионеров). Охватили около 20 секторов. В ближайший месяц представят его в интернете. Атлас предназначен для абитуриентов и для вузов, чтобы те ориентировались, куда движется промышленность. В нём 120 новых профессий. Некоторые остро востребованы. Например, энергоаудитор, которых нигде пока не готовят, хотя они очень нужны, чтобы предотвращать потерю энергии в промышленности, в городе и т.п.

"Иногда мы зарываемся в своих проблемах в образовании, и нам не хочется видеть того, что происходит вокруг, – признала проректор РАНХиГС Елена Карпухина. – Мы не сможем перестроиться в одночасье. И не будем делать так, как нам следовало бы. И в этом есть своя сермяжная правда. Это тоже хорошо. Если бы мы быстро ринулись всё менять, то получилось бы как всегда: хотели как лучше".

"Хорошо, что во время обсуждения мы достигли определённой нервности, – прокомментировал выступления экспертов Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ. – У меня как у преподавателя возникло раздражение. Я веду курс, который нравится студентам. Я давно ничего в нём не менял. И считаю, что это не нужно. В своём институте мы изучаем динамику некоторых университетов и отмечаем совершенно удивительные инновации. В одном из педагогических университетов обнаружили, что в соответствии с новыми тенденциями в качестве базовой книги они выбрали Нила Стивенсона “Алмазный венок”…"

"“Алмазный век”, – поправил Дмитрий Песков. – Мы её считает столько же важной, как Кафку, Достоевского".

"Например, мне “Алмазный век” показался полным трэшем, как говорит молодёжь, – продолжил Исак Фрумин. – Вопрос состоит не в простом переходе, а в столкновении культур. И в этом столкновении совсем не очевидно, что Достоевский победит, да и должен победить".

Муравьёва Марина

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы