|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Школа креативности14 октября 2013 22:11
Будет ли система дополнительного образования выстраиваться по кардинально новым принципам? – Безусловно, система дополнительного образования нуждается в обновлении и развитии. Но нам следует понимать, что всё то лучшее, что накоплено за десятилетия работы, например, в области художественного творчества и физического воспитания детей – поверьте, его достаточно много, – должно быть сохранено и приумножено. Но надо двигаться вперёд, а это означает, что должны появиться новые качественные программы, направленные на развитие инженерного и научно-технического творчества молодёжи. Необходимо использовать возможности социокультурной среды, различного рода позитивные активности, интересные для детей старших возрастов. В этом плане нам предстоит масштабная системная работа. В начале декабря состоится всероссийский форум, посвящённый вопросам развития допобразования. Думаю, его результатом станет сбалансированная программа дополнительных мер на период до 2020 года. А какими вы видите в ближайшем будущем людей, которых можно будет назвать "кадрами для инновационной России"? – Любые инновационные процессы всегда связаны с изменениями в какой-либо сфере нашей жизни. А изменения, в свою очередь, привязаны к науке – к новым открытиям и технологиям. Это непременно порождает конкуренцию и на внутренних рынках, к которым мы можем отнести коллектив, город или страну, и на внешних – то есть я говорю о мире вообще. Поэтому в ситуации конкуренции нужны будут люди, обладающие качествами лидера, умеющие работать в команде, выстраивать коммуникации с коллегами, партнёрами, конкурентами. Они должны отличаться стремлением к постоянному самосовершенствованию, обучению, а следовательно, и личностному и профессиональному росту. Немаловажно для них умение ставить цели и добиваться их реализации, соотносить личное и общественное, быть патриотами своей малой родины и страны. Ну и, конечно же, они должны быть здоровыми и сохранять физическую форму. То есть придётся воспитывать их такими со школьной скамьи? – И даже раньше: новые федеральные требования к дошкольному и начальному образованию как раз нацелены на воспитание таких качеств. Основная школа, помимо базовых знаний, должна заложить умение учиться, ориентироваться в новых условиях, выбирать свой путь. Профессиональные навыки и качества должны формироваться в колледжах и вузах. Но ясно, что и после их окончания учиться придётся постоянно – в аудиториях, на рабочих местах, при участии в разнообразных проектах, при решении общественных задач. Стоит отметить, что уже сейчас немало школ, колледжей и университетов ведут качественную подготовку кадров. Но нам очень важно, чтобы это умели делать все без исключения. Для того чтобы это стало реальностью, в образовании и происходят глубокие преобразования. Дело это весьма сложное: оно несёт в себе и риск неудач. Но, с моей точки зрения, не меняться и не менять – риск намного больший! А как государство планирует в дальнейшем стимулировать у молодёжи развитие креативности: с помощью поддержки студенческих стартапов, олимпиад (начиная со школы), кружков научно-технического творчества? – У нас и раньше были, и сейчас есть примеры работы образовательных учреждений в таком формате. Как мы её оцениваем? Обратите внимание уже на тот факт, что наши дети всегда участвуют и нередко становятся победителями многих международных конкурсов по химии, физике, математике, программированию, предпринимательству, художественному творчеству, спорту. Это, конечно же, говорит о высочайшем качестве подготовки учеников. Что касается поддержки студенческих объединений, то мы, безусловно, будем заниматься развитием и этого направления, в том числе финансируя их креативные и социальные проекты. Креативность, кстати, тоже является конкурентным преимуществом наших детей. Чтобы её сохранить и развить, мы уже сейчас ставим перед собой задачи обновить программы развития, а также материальную и методическую базу. Будет ли в этих программах развития учитываться опыт других стран и в каком объёме? – Конечно, опыт других стран нужно знать и по возможности применять в нашей стране с учётом наших условий. Могу привести примеры, когда используются определённые зарубежные подходы. Например, технология обучения детей через создание школьных лабораторий – "фаблабов". В Москве на базе ряда вузов при поддержке департамента образования города уже создано 13 Центров технологической поддержки предпринимательства. И все они позволяют детям довольно быстро проходить путь от идеи до создания объекта по современным технологиям – будь то копия старинной скульптуры или деталь будущего робота. Мы планируем и дальше распространять этот опыт, уделяя особое внимание существенному развитию технологий дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества. Что касается наших ведущих вузов, то стоит отметить, что многие из них уже давно и активно привлекают на работу ведущих специалистов – профессоров и исследователей – из других стран, что позволяет перенимать и использовать лучший мировой опыт. Ведь надо отметить, что образование сегодня – сфера не только для личной конкуренции участников, но и конкуренции конкретных образовательных учреждений, в том числе университетов на международной арене. За рубежом давно поддерживают студенческое самоуправление. Мы тоже делаем серьёзные шаги в этом направлении? – Сейчас есть все предпосылки для этого. Самая первая – это новый закон "Об образовании в Российской Федерации", который предусматривает большую роль студенческих объединений не только в сфере защиты интересов студентов, но и в управлении образовательным процессом. Я считаю, что студенческие объединения лишь выиграют, если займутся не только решением проблем самих студентов, а постараются вовлечь студентов в созидательные акции и проекты, направленные на благо нуждающихся и общество в целом. Такая активность в итоге принесёт гораздо больше пользы и самим студентам. От деятельности студенческих объединений зависит даже внедрение нового физкультурно-спортивного комплекса. Сейчас, например, создаются спортивные студенческие клубы – первые 28 уже зарегистрированы и начали свою работу. Идут ли на пользу активной учащейся молодёжи регулярные форумные студенческие мероприятия, которые проводятся в течение года по всей стране? – Я уверен, что на любом форуме можно в режиме живого общения обсудить спорные вопросы и найти совместные решения проблем. Это возможность быть услышанными руководителями – и местного уровня, и государственного, ведь подобные мероприятия почти всегда посещают чиновники высокого ранга. От них ребята могут получить не только советы, но и реальную поддержку инициатив. Обращаю внимание, что ключевые вопросы развития студенческого движения мы планируем рассмотреть на главном форуме студенчества страны – 12 ноября этого года в Санкт-Петербурге. Какие навыки и компетенции могут приобрести молодые люди благодаря подобным мероприятиям? – Думаю, такие качества, как умение работать в команде, выявлять проблемы, умение формировать и защищать свою позицию, договариваться… На самом деле все эти навыки развиваются уже на этапе подготовки к любым мероприятиям – особенно, если они такого формата и масштаба, как форум. Ведь всякий форум – это новые контакты и новый опыт. Это возможность для молодых людей проявить себя, найти единомышленников, а в отдельных случаях – стать лидером и повести за собой других. Личные качества в сочетании с профессионализмом позволят ребятам стать компетентными специалистами, которые могут найти именно системный подход к решению задач в любой области. В том числе в области образования.
Ясиновская Елизавета
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |