Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Молодежь как субъект политического пространства

25 апреля 2007 21:19

изображение с сайта boradmin.ru
изображение с сайта boradmin.ru
Так исторически сложилось, что большинство общественно-политических изменений начинались с подъема студенческого самосознания. Молодежь, получавшая многочисленные знания в престижных учебных заведениях, приходила к пониманию окружающей несправедливости и решительно отвергала ее. Следствием всегда становились студенческие протесты и демонстрации. Вообще, с зарождением студенчества получила старт и наука как таковая. Как известно, первые университеты, ориентированные на обучение высококвалифицированных студентов, также были и центрами сосредоточения научной мысли, поэтому совсем не беспочвенно утверждать, что первые университеты и привели к постепенному вымиранию средних веков, на смену которым приходила эпоха просвещения. И здесь, безусловно, свою роль сыграли студенты. В России студенчество также являлось самым прогрессивным реактивистом на все перемены внутри общества. На протяжении 19 века студенчество не только отождествлялось с привилегированной молодежью, но и с политически подкованной частью населения. Уже к концу этого столетия студенчество стали побаиваться, поскольку в основной своей массе оно становилось все более радикальнее и революционнее. Студенческие выступления не могли не сказаться на настроениях, царивших в то время, и вполне возможно стали предпосылкой первой русской революции. В советские времена студенты вели жесточайшие академические споры не только политического, но и философского характера. Так как политическое поле в Советском Союзе было в большой степени сужено до известных пределов, сама проблематика уходила в другие формы обсуждений – для массы населения на кухни, а для молодежи – в студенческие аудитории. Не стоит забывать и того факта, что именно в те времена была придумана беспрецедентная интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", в которую окунулись все энергичные студенческие круги.

Сейчас дела обстоят иначе. Молодежь стала не только пассивным элементом общества, но и перестала быть трансформатором общественных идей (и тем более никто не заикается о генерации идей). Если в прежние времена студенчество впитывала свежие мысли как губка, то теперь оно их отталкивает как противоположные полюса магнита. Полагаю, не нужно глубоко копаться, чтобы прийти к заключению, что молодежь сама по себе не виновата. Она является лишь частью большого механизма, пусть даже и значительной. Однако, когда сам механизм болен, тогда и его детали не могут ладно функционировать. После того, как Россия перешла на демократические рельсы, в страну хлынул поток различных идеологий, который в итоге и захлебнул страну целиком. Общество, которое до того момента насильно втягивалось в политику, получило свободу ей не заниматься. Непростые сложившиеся условия заставляли граждан страны думать главным образом о своем выживании, а не отнюдь о своей политической ориентации. Молодежь оказалась в сложных материальных условиях, когда стипендии не хватало на нормальное проживание, следствием чего стало смена ценностей внутри всего общества. Население, нуждавшееся в жизненном обустройстве, материальном обеспечении, естественным путем встало на путь принятия утилитарных ценностей своего существования. Краеугольной жизненной целью стала нажива, прибыль, корысть и, как следствие, эгоизм. Подрастающее поколение, озабоченное своей дальнейшей судьбой в условиях социального дарвинизма, ступило на тропу поиска наиболее подходящей работы. Политика уступила место экономике. Студент уже не мыслился без параллельной подработки на каком-нибудь низкооплачиваемом месте. Таким образом, важнейшими мотивами представителей нового поколения стало накопление денег для реализации своих сугубо индивидуалистических интересов.

Собственно говоря, смена ценностей в обществе привела к отмиранию политической активности. С одной стороны, подрабатывая, у тебя не остается время на другие вещи, а с другой, политически активные люди причислялись к бездельникам, которые вместо того, чтобы чем-нибудь в жизни заниматься, попусту чешут языками на различных круглых столах. Молодой человек, заканчивая школу, уже изначально мыслит университет не как накопление новых знаний, а как получение диплома, который может стать первым шагов в накоплении денежных богатств. И всю стратегию дальнейшего поведения выстраивается, исходя из вышеуказанных императивов.

Таблица потребностей по Маслоу говорит нам, что как только экономические потребности будут удовлетворены, очередь придет за духовными. На деле обстоит совсем не так. Удовлетворив свои экономические потребности, человек не переходит на новый этап, а остается на предыдущим, умножая его во много крат. Экономические потребности перерастают в мегаэкономические. Заработав определенное количество денег, студент не останавливается на достигнутом, и стремится преумножить свой капитал. Обуславливается это тем обстоятельном, что политика в нашей стране отмерла в идеологическом плане, превратившись в рутинную бюрократическую деятельность. Люди идут в политику не по убеждению, а с надеждой подзаработать на этом поприще. Молодежь все это тонко чувствует и переживает. Та ее политизированная часть, которая отчетливо понимает, что гораздо спокойнее и безопаснее заниматься бизнесом в сфере политики, вступает в политические партии. Другая же ее часть, которая действительно увлекается политическими процессами в своей стране, занимает выжидательную позицию бездействия, понимая тщетность своих чаяний.

В действительности по-настоящему увлекающихся политикой молодежи очень мало. Среди нее малая доля ходит на выборы или каким-либо иным способом проявляет свою позицию. Как правило, это радикально настроенная, оппозиционная часть политизированной молодежи. Она находится в меньшинстве и полностью отрицает правящие в обществе ценности экономического доминирования. Это связано с их низким материальным достатком, дискомфортным существованием и другими причинами такого рода. Следствием этого социального недовольства становится недовольство политическое, обрастая революционными формами. Лояльно же настроенная молодежь находится в полупозиции, т.е. и никуда не ходит, и в то же время не молчит.

Современное информационное общество породило Интернет-сферу, где каждый молодой человек может получить необходимую ему информацию, передать ее и обработать. На страницах всемирной паутины появились электронные газеты, журналы и просто дневники, в которых любой гражданин может выразить свою позицию. Именно здесь и промышляют "неопределившиеся" политизированные ребята. Стараясь занимать объективную ко всем происходящим событиям позицию, они обрекают себя на идеологическую бесформенность. В веб-среде был задан вопрос людям, ведущим политические дебаты между собой – какой политической позиции они придерживаются? Больше всех оказалось так называемых "умеренных" – 29590 человек. За ними шли либералы – 16941 человек, далее, монархисты – 7905 человек, коммунистов – 3539 человек и социалисты – 2942 человека. На вопрос "что такое умеренные взгляды" не смогли ответить и сами умеренные, ограничившись аргументом, что они являются золотой серединой. Здесь четко прослеживается, как политика в нашей стране перестает носить гуманитарную специфику и превращается в чисто коммерческое занятие. Умеренные пишут статьи, получая деньги, так до конца и не определившись. Остальные же сами понимают, что их удел – находиться в маргинальном положении в современном обществе. Впрочем, не все так безрадужно. Интернет-сфера развивается, прогрессирует, и если и можно сохранять надежду на возрождение политической активности, то только полагаясь на это пространство, которое, безусловно, прививает навыки самостоятельной обработки фактов и индивидуальной рефлексии. Кому, как не молодежи, осваивать эти ареалы?!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Никулин Николай Львович

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы