Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Школа замечательных людей

23 августа 2013 17:27

Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Фото с сайта www.strf.ru
Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Специализированная физико-математическая школа-интернат была учреждена постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года. Инициатором её создания был основатель Сибирского отделения АН СССР и новосибирского Академгородка академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Идея состояла в трёхзвенной подготовке кадров для науки: школа – университет – Академия. Первую лекцию для учащихся ФМШ прочитал один из основоположников кибернетики Алексей Андреевич Ляпунов ещё до её официального учреждения – 21 января 1963 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1988 года № 1241 на базе Новосибирской физико-математической школы создан Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ). Тем же постановлением был учреждён и СУНЦ Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

23 августа Специализированному учебно-научному центру Новосибирского государственного университета исполнилось 50 лет. STRF.ru расспросил директора СУНЦ НГУ Николая Яворского о том, с какими результатами новосибирская школа для одарённых детей пришла к полувековому юбилею и как видятся перспективы её развития.

Николай Иванович, не могли бы вы поделиться главными итогами работы учебно-научного центра НГУ? Как вы оцениваете роль школы в подготовке талантливых детей к дальнейшей научной деятельности?

– Результатов за полвека немало, и очень существенных. Первый: мы выпустили большое количество одарённых ребят с хорошим образованием, их около 14 тысяч. Обучались они естественно-научным дисциплинам в том числе и по специальным курсам, а также имели возможность проводить эксперименты на практикумах в академическом институте или в университете, рассказывать о результатах своих научных работ на школьной секции Международной научной студенческой конференции НГУ и даже публиковать тезисы докладов. Для многих из них это первая научная публикация.

Каждый четвёртый наш выпускник – кандидат наук, более 500 человек – доктора наук, более десяти – члены-корреспонденты и действительные члены РАН и других академий наук. Среди выпускников есть и хорошо известные руководители научных организаций и ведущих научных школ, военные, политики, бизнесмены. В общем, наша школа дала путёвку в жизнь многим замечательным людям.

Второй немаловажный результат: в России родилось физматшкольное движение, на которое откликнулись и развитые страны. Во второй половине 1960-х годов такое движение появилось в Соединённых Штатах Америки, потом его подхватили Великобритания, Республика Корея, Япония. В прошлом году Великобритания поставила вопрос о создании физико-математических школ с учётом нашего пятидесятилетнего опыта – несмотря на то, что в этой стране своя развитая система образования.

У нас есть обмены со специализированными школами разных стран. Наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах, в том числе и золото получают, как, например, в этом году на 45-й Международной химической олимпиаде школьников.

Развиваем мы дружеские и партнёрские отношения с СУНЦ Московского государственного университета и СУНЦ Уральского федерального университета, а также с Академической гимназией Санкт-Петербургского университета.

Мы также работаем дистанционно. У нас есть заочная школа, которой уже 48 лет. На восьми её отделениях ежегодно обучаются более 1500 ребят 5–11-х классов из Сибири, с Урала, Дальнего Востока и из стран СНГ. Там преподают математику, физику, химию, биологию, а также русский, английский, немецкий и французский языки. В дистанционном обучении используются разработанные в СУНЦ НГУ электронные образовательные ресурсы.

С 1962 года с нашим участием проводится Всесибирская открытая олимпиада школьников по пяти предметам: физика, математика, химия, биология, информатика. Это одна из лучших олимпиад. Она в Перечне Российского совета олимпиад школьников, что даёт возможность победителям и призёрам нашей олимпиады поступить в любой российский вуз вне конкурса. И конечно, наши выпускники получают высокие баллы по ЕГЭ. Например, в этом году 29 из них получили по ЕГЭ 100 баллов – это очень приличный результат.

Какие вузы, наряду с Новосибирским госуниверситетом, выбирают для дальнейшей учёбы ваши питомцы?

– Раньше до 90% ребят шли в НГУ, потому что выпускные экзамены в СУНЦ приравнивались к вступительным экзаменам в университет. Сейчас развивается мобильность, и довольно большое количество выпускников уезжает в Москву (в МГУ, МФТИ, другие вузы) и в Санкт-Петербург. Поэтому процент поступивших в Новосибирский госуниверситет снизился до 60%.

Какая часть выпускников возвращается по окончании вузов в качестве преподавателей в СУНЦ НГУ?

– Более 40%.

В конце сентября 2012 года в Новосибирске состоялась встреча директоров всех СУНЦ, на которой обсуждались проблемы, требующие неотложного решения. Было направлено коллективное письмо заместителю председателя Правительства России Ольге Голодец с изложением "болевых точек". А 19 октября прошлого года уже в Москве, в СУНЦ МГУ, прошло совещание на эту тему с участием вице-премьера и министра образования и науки. Что-то изменилось с тех пор?

– После той встречи в правительстве продолжилась работа над документами, в частности теми, которые будут регулировать деятельность образовательных учреждений типа наших учебно-научных центров. Мы высказали свои предложения и в части организации образовательного процесса, и по материально-техническому обеспечению, заработной плате. Но официальных решений пока ещё нет. А без помощи государства ни один из вопросов нашего существования не решить – ни повысить зарплату преподавателям, ни закупить современные приборы, ни улучшить питание и содержание учеников в интернате.

Недавно по федеральной целевой программе все четыре СУНЦ выиграли конкурс на проведение Летних школ и получили по 1,5–2 миллиона рублей. Это реальная поддержка. Рассчитываем, что средства в ближайшее время будут нам перечислены.

Сколько сейчас стоит обучение и проживание в школе-интернате, есть ли льготы для детей из малоимущих семей?

– Обучение детей у нас, естественно, бесплатное. А вот за содержание в интернате плата составляет 88 тысяч рублей в год. Однако мы можем снизить её до десяти раз – в зависимости от того, какие доходы имеет семья. Кроме того, победители и призёры олимпиад и научных конференций получают скидки до 50% этой платы за каждое успешное выступление, которые суммируются. Таким образом, несколько десятков самых талантливых детей проживают в интернате абсолютно бесплатно и даже получают стипендию, которую учредил Институт ядерной физики СО РАН, в размере 5 тысяч рублей в месяц. Замечу: ни один талантливый ребёнок не был отчислен из-за того, что у родителей не было средств на оплату его пребывания в интернате.

23 августа открывается юбилейный съезд выпускников СУНЦ НГУ, одна из целей которого "самим определить будущее школы". Что это значит?

– По итогам упомянутого вами октябрьского совещания директорам СУНЦ поручили разработать программы развития учебно-научных центров. Что мы и сделали. Наша школа свою программу опубликовала. Выпускники с программой ознакомились, в том числе и в социальных сетях, где ребята активно общаются, – в Facebook и "ВКонтакте" у нас 6,5 тысячи подписчиков. У них возникли предложения о том, как помочь школе, которые они и решили обсудить на съезде.

Может, выпускники захотели и материально помочь СУНЦ, организовать, например, фонд целевого финансирования?

– В Новосибирском государственном университете уже есть эндаумент, а поскольку СУНЦ – структурное подразделение НГУ, нет смысла создавать ещё один фонд. В рамках действующего эндаумента было решено создать целевой капитал для физматшколы: положение мы уже разработали, сейчас идёт сбор средств.

Какими вы сами видите перспективы развития СУНЦ НГУ и других учебно-научных центров?

– Разные задумки есть, некоторые можно отнести к совершенно невероятным. Но смысл их заключается в следующем: нам уже 50 лет, и у нас накоплен огромный опыт работы с одарёнными детьми в условиях интерната – по полному циклу подготовки учёных, начиная со школьной скамьи. Наши первые выпускники уже пенсионеры, и мы чётко знаем, кем они становятся, какой у них жизненный путь.

Сейчас основная проблема в том, что мотивация молодых талантов к естественным наукам в последнее время снижается. А если нет мотивации, то таланты уходят в какую-то другую сферу. Но раз уж думаем об инновационном развитии России, то как же мы это сделаем без естественно-научных дисциплин? Все инновации основаны на результатах, полученных в научно-технической сфере, и талантливые ребята должны постоянно в ней присутствовать. Так что одна из важнейших наших задач на современном этапе – повышение мотивации к занятию наукой. Это стратегическая задача, выходящая за рамки отдельной школы. Она должна быть каким-то образом осмыслена государством.

Мы предложили сделать наши школы федеральными учебно-научными центрами, которые осуществляли бы и методическую работу, и курировали другие подобные спецшколы.

Есть много разных лицеев, гимназий, которые хорошо работают в этом направлении, а всероссийской системы пока нет.

Второй момент заключается в том, что мы уже интегрированы в систему университета, но надо бы интегрироваться плотнее. Ведь наши ребята получают очень хорошее образование, а потом вливаются в общий студенческий поток, в котором порой растворяются. Нужно создать тьюторское сопровождение одарённых ребят на протяжении не только средней, но и высшей школы – с тем, чтобы не терять таланты.

Третье, очень важное направление – подготовка педагогических кадров, обучающих талантливых детей, в том числе естественно-научным дисциплинам, мотивирующих их к развитию своих дарований. Кадры – это учителя, которые должны знать, что нужно делать, когда у них в классе появился одарённый ребёнок, уметь найти к нему индивидуальный подход. Поэтому в педагогических вузах нужны соответствующие учебные программы и курсы повышения квалификации. Мы такие курсы, кстати, ведём – к нам приезжают учителя не только из Сибири, но и из европейской части России, из Казахстана. Но повышение квалификации, на мой взгляд, должно быть системным и широкомасштабным.

И всё-таки как вы предлагаете развивать мотивацию детей к занятию наукой?

– Мотивация когда возникает? Когда появляется интересное, захватывающее действие, которое будит воображение. Когда получается неожиданный результат, который можно предъявить. Помните, раньше были дома пионеров, дома творчества, кружки юных техников. Сейчас такой системы, мотивирующей детей к занятию наукой с ранних лет, нет. Практически нет тех точек, где одарённые ребята могут познакомиться и начать что-то придумывать. К нам ведь поступают уже старшеклассники. Так что стоит подумать над созданием системы научно-технических парков, где детям показывали бы различные опыты, где читались бы интересные лекции и, самое главное, где юные дарования сами что-то творили и развивали таким образом свои способности. Таланты надо вести по жизни с самого начала.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы