Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Единый учебник для разделенного общества

20 августа 2013 15:49

Фото с сайта www.compsam.ru
Фото с сайта www.compsam.ru
По данным ВЦИОМа, большинство россиян (58%) поддерживает идею создания единого школьного учебника истории. Самый популярный аргумент в пользу этой инициативы (его озвучили 25% респондентов) – необходимость единых стандартов, взгляда на историю. Среди тех, кто интересуется историей, энтузиастов единого учебника 65%. В поддержку идеи также высказалось большинство респондентов с высшим образованием – 62%, а среди несогласных 89% не могут объяснить, что именно им не нравится.

Такое интуитивное, неосмысленное несогласие удивительно, потому что аргумент против единого учебника, казалось бы, лежит на поверхности. Очевидно, что предполагаемое единообразие будет относиться не к историческим фактам, а к их интерпретации. Столь же очевидно, что в российском обществе единства интерпретации исторических событий нет. Более того, существующий конфликт толкований становится частью актуальной политики, в которой темы Второй мировой войны или сталинских репрессий подчас поднимаются куда более охотно, чем социально-экономические вопросы. Создание единого учебника истории сегодня будет означать, что одна из конфликтующих интерпретаций одержит победу. Придерживающаяся ее политическая сила (или силы) получит доступ к воспитанию подрастающих поколений и, следовательно, долгосрочное преимущество над соперниками.

История в школе – именно воспитательный предмет, один из инструментов формирования гражданского сознания или, напротив, его размывания. Это означает, что школьный учебник не может излагать голые факты. Он должен предлагать их интерпретацию, вопрос лишь в том, каким образом это делается: прямым текстом, в лоб или посредством дискуссии, в которой контраргументы приводятся и опровергаются.

В российской практике стержневой темой, провоцирующей конфликт интерпретаций, являются взаимоотношения государства и человека, личности. Чьи интересы считаются первичными? И что такое в принципе власть в России? Это произвол, то есть право делать то, что хочешь, или же это делегированные обязанности и делегированная ответственность? Является ли общество (народ) источником власти или же она существует сама по себе, а семьи, классы, группы, элиты становятся к ней причастными и по праву требуют полного себе подчинения? Патриотизм – это подчинение и оправдание государства или приверженность неким базовым гражданским ценностям, которые власть может игнорировать, и в этом случае она заслуживает осуждения?

Школьный учебник истории в принципе должен давать недвусмысленные ответы на эти вопросы. Это не отменяет фактов и их добросовестного изложения. Все возможные интерпретационные матрицы ("власть священна", "власть священна в руках "правильного" класса", "власть не должна ущемлять права и свободы граждан") дают эти ответы. Проблема в том, что каждая из этих матриц самодостаточна, тотальна, не нуждается в дополнениях и компромиссах. И каждая может считаться верной, подходящей, в зависимости от того, какое общество нужно построить или сохранить, – и в этом смысле в России как раз отсутствует консенсус.

Для России единый учебник истории во многом является инициативой преждевременной. Он возможен в том случае, если у общества есть коллективный актуальный опыт, сквозь призму которого организуется рассказ о прошлом и даются оценки. Для российского социума (в отличие, например, от немецкого) характерна общность пережитых событий, но не характерна общность опыта, то есть урока, который из этих событий был вынесен. Напротив, выводы, сделанные из пережитого, подчас противоположны. Создание единого учебника истории будет означать, что один опыт признается правильным, а другой – нет. Впрочем, выявленные ВЦИОМом энтузиасты исторического единообразия едва ли видят в этом проблему.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы