Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Политика не должна управлять культурой"

19 августа 2013 17:11

Член международного оргкомитета российско-германского форума "Петербургский диалог" Германн Парцингер. Фото с сайта www.rosbalt.ru
Член международного оргкомитета российско-германского форума "Петербургский диалог" Германн Парцингер. Фото с сайта www.rosbalt.ru
О настоящем и будущем культуры и искусства в интервью "Росбалту" размышляет президент фонда Прусского культурного наследия, член международного оргкомитета российско-германского форума "Петербургский диалог" Германн Парцингер.

— Перекрестный год России и Германии подошел к концу. В чем, по-вашему, смысл таких мероприятий?

— Я думаю, что перекрестные годы помогли значительно углубить знания жителей России о Германии и жителей Германии о России, особенно в области культуры и искусства. И еще, не менее важно, они способствуют осознанию того, насколько тесно связаны истории обеих стран как в тяжелые, так и в благополучные для них времена. На этом формируется наше совместное будущее.

— Изменили ли немцы свое отношение к России после плотного взаимного сотрудничества?

— Любой вид совместной работы сближает людей, помогает лучше понимать друг друга и относиться друг к другу с уважением, несмотря на все отличия. Я считаю безумно важным для будущего наших народов, что, обладая большими знаниями друг о друге, мы достигаем большего уважения и понимания.

— На форуме "Петербургский диалог" с российской стороны иногда звучат слова о том, что Москва устала слушать советы иностранных партнеров. Считаете ли вы это мнение объективным?

— Никто никогда не хочет слушать критику и советы, как и что лучше делать, от людей, политиков и СМИ страны-партнера. Однако, с другой стороны, дружба заключается и в умении критиковать. "Петербургский диалог" играет в этом вопросе важную роль, так как, по-моему, он нашел баланс между открытой, конструктивной критикой и пониманием сложившейся ситуации страны-партнера.

— Как немцы относятся к политическим и околополитическим событиям в России? В частности, к скандальной известной группе Pussy Riot или закону о запрете гейпропаганды среди несовершеннолетних?

— В Германии распространено мнение, что в последние годы в России все больше ограничивают свободу мнения и прессы, а толерантность по отношению к людям, желающим жить иначе, падает. В частности, многие считают приговор, вынесенный Pussy Riot, слишком суровым, — даже если и считают эту акцию пошлой.

— Возможен ли в Германии, например, запрет каких-либо выставок или спектаклей — как это случилось в России с выставкой Марата Гельмана Icons, спектаклем "Лолита", выставкой братьев Чепменов в Эрмитаже, которую, к счастью, Михаил Пиотровский трогать не позволил?

— В Германии можно поставить любой спектакль, устроить любую выставку — а в последнее время все больше и больше из них чрезвычайно вызывающие.

— Как вы вообще относитесь к цензуре в искусстве? Что дает обществу право диктовать свои условия, например, таким ведущим музеям, как Эрмитаж?

— Искусство должно всегда и везде оставаться свободным от цензуры. Что именно будет представлено в музеях и выставочных залах – это уже выбор ответственных директоров и кураторов. В этом выборе они могут или ориентироваться на вкус публики, чтобы выставка была успешной и привлекала посетителей, или пытаться намеренно спровоцировать публику. Все всегда зависит от конкретной темы. Но на первом месте совершенно точно должно быть неоспоримое качество представленного искусства и его свобода от всякого рода цензуры.

— Можно ли провести какие-то параллели в развитии культуры России и Германии? Ведь, наверняка, культурные ценности изменились не только в нашей стране?

— Чтобы дать более точный ответ на этот вопрос, следовало бы проанализировать потоки посетителей музеев, театров и концертных залов обеих стран и сравнить результаты. В России, как и в Германии, музеи и другие учреждения культуры имеют в основном постоянное и даже растущее число посетителей, что является очень позитивной тенденцией. А культура — не важно, изобразительное искусство, классическая музыка или балет — особым образом объединяет Германию и Россию.

— Правильно ли, что культура становится частью политики? Или так было всегда, а сейчас на этом просто акцентируют внимание?

— Культура — как учреждения, так и создание объектов — нуждается в поддержке и содействии государства. При этом политики всегда стараются оказать воздействие и поддержать то искусство или направления в искусстве, которые кажутся им более значимыми. Это неправильный путь развития. Политика должна улучшать стандартные условия для культуры, но она не должна пытаться управлять культурой и деятелями искусства, влиять на них.

— На что еще способна культура в современном мире, где царствуют гаджеты, Интернет и вседозволенность? Например, может ли культура диктовать сценарии развития города?

— Культура имеет большие шансы повлиять на людей, особенно на молодежь, с помощью новых технических средств. Это хороший путь развития. Именно культура делает наши города пригодными для жизни. Перспективы развития городов напрямую создают образ окружающего мира, в котором мы ежедневно вращаемся, и культура в нем не должна отсутствовать или играть второстепенную роль.

— Какое место культура занимает в жизни Берлина? Каковые основные принципы работы музеев, театров, культурных центров — на что делается акцент при привлечении зрителей?

— В Берлине культура находится на чрезвычайно высоком уровне. Многочисленные музеи, галереи, различные театры и концертные залы очень важны для этого города. Культура в Берлине – это экономический фактор, который нельзя недооценивать. У Берлина есть огромный потенциал, а политики стремится к тому, чтобы дальше его развивать и совершенствовать. Это отличное решение для будущего столицы Германии, которая считается толерантным и открытым миру городом.

— Какие интересные берлинские нововведения, на ваш взгляд, были бы уместны в Петербурге? По-вашему, нужно ли превращать город в один большой музей, или необходимо находить какие-то компромиссы с современной жизнью?

— В Берлине есть одна особенность, которую, похоже, можно воплотить и в Санкт-Петербурге. С помощью нового Гумбольдтского форума в берлинском городском дворце, воссоздание которого начнется в этом году, мы хотим создать музей нового вида, который будет еще более открытым для города и людей. При этом он будет использовать новые художественные формы и средства, обеспечивать связь с современностью и учитывать сегодняшние вопросы человечества в мировом контексте. Абсолютно похожим путем идет Эрмитаж с новым зданием Генерального штаба, которое музей должен открыть для города.

— Нужно ли позволять искусству выходить на улицу?

— Почему бы и нет?! Искусству непременно следовало выйти на улицу и в окружающее пространство — ведь оно таким образом получает прямой доступ к людям, и человек ежедневно с ним сталкивается.

— В Петербурге сейчас культура приходит в массы через торговлю — именно в торговых центрах создаются небольшие театры, студии, классы для обучения детей и взрослых театральному искусству и прочее. Как вам кажется, правильно ли это?

— Если все хорошо и разумно сделано, тогда это хорошая идея. В принципе, я приветствую, когда искусство и культура становятся более явными в повседневной жизни человека. А если культурные учреждения хотят быть успешными, тогда они должны "ловить" людей там, где это проще всего сделать. Так почему бы и не в торговом центре? Ясно, что крупные и значимые театры и галереи там вряд ли будут создаваться. Но, возможно, это шанс для менее крупных культурных учреждений другого профиля.

— Насколько оправдано зонирование города на "культурные" и "некультурные" районы? Мол, тут мы только спим, а в центр ездим смотреть спектакли и слушать музыку. Не приведет ли это к тому, что люди вообще перестанут выезжать из "спальных районов"?

— Я считаю, что нереально равномерно распределить культуру и искусство в городах. И не имеет смысла располагать большие музеи и крупные концертные залы на окраинах. Там нужно продумать другие культурные формы и мероприятия.

— Как, по-вашему, будет развиваться культура в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Не заменят ли оперы в 3D-кинотеатрах и iPhone настоящее искусство?

— Значение культуры и искусства будет расти. Надеюсь, люди поймут, что культура многое может привнести для сплочения все более многонационального и все более разнородного общества. Культура требует понимания и толерантности и способствует им; это может понадобиться каждому обществу. Новые технологии дают новые возможности, особенно для того, чтобы привлечь молодежь к культуре и искусству — это всеобщий вызов. С помощью этих средств мы должны заманить молодежь в музеи, концертные залы и театры. Ведь настоящее наслаждение от искусства можно получить только вживую — DVD на ноутбуке не может заменить похода в кино, CD не заменит похода в филармонию, а электронное устройство не передаст особенную ауру картины в музее.

Беседовала Наталия Буш

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы