|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Открыться миру12 августа 2013 15:58
Каково ваше личное отношение к рейтингам – нет ли опасений, что они слишком сильно влияют на стратегии развития вузов? – Я бы охарактеризовал своё отношение как осторожное. Потому что каждый рейтинг при его составлении решает вполне конкретные задачи. QS и THE ("Таймс"), на мой взгляд, создавались для повышения конкурентоспособности вузов США, Канады и Европы. А мы решаем задачу повышения конкурентоспособности российских вузов, и она очень схожа с задачами, которые решали и решают многие европейские университеты. Причём речь идёт именно о повышении конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Но все прекрасно понимают, что быть конкурентоспособными на рынке высшего профессионального образования можно, только будучи конкурентоспособными на рынке исследований и разработок. И это вполне устраивает наш вуз. Бюджет науки университета в последние годы неуклонно растёт. Даже в кризисном 2009 году мы не снизили темпы роста. К конкурсу вуз подошёл с портфелем НИОКР около 900 миллионов рублей. Важно отметить и другой показатель, по которому ЛЭТИ вошёл в десятку лучших вузов России: мы достигли выработки на одного научно-педагогического работника более 1 миллиона рублей в год. При этом свыше 500 миллионов рублей в годовом бюджете вуза составляют хозяйственные договоры и контракты, то есть работа с реальными заказчиками на рынке в условиях жёсткой конкуренции. Развитие науки определяет увеличение публикационной активности, улучшение ситуации в подготовке кадров высшей научной квалификации, обновлении содержания образовательных программ, закреплении в вузе молодёжи и многое другое. Что может помешать вашему вузу продвигаться в международных рейтингах? – Во-первых, ЛЭТИ всегда был и остаётся вузом, проводящим большие объёмы исследований, заказчики которых не всегда разрешают публиковать результаты в виде статей и докладов на конференциях. Не секрет, что в советское время ЛЭТИ был закрытым для сотрудничества вузом, особенно с западными университетами. Реально преодолевать "закрытость" мы начали только в XXI веке. Во-вторых, ЛЭТИ – вуз традиционно инженерный. А всякий инженер прежде всего стремится проверить идею экспериментально. Это, если хотите, менталитет российского инженера, имеющий глубокие исторические корни. Отсюда, например, и мировые споры – Попов или Маркони? Ведь когда Александр Степанович Попов (который, кстати, был первым выборным директором нашего вуза) создавал систему радиосвязи, он вначале продемонстрировал работоспособность экспериментального образца, а лишь после этого написал статью, подтверждающую его приоритет. Его визави Маркони поступил с точностью до наоборот. Наши с вами инженеры-современники тоже стремятся как можно быстрее довести идею до опытного образца, а тогда она уже не требует публикации, потому что становится ноу-хау. Это проблема для всех инженерных вузов. И наконец, продвижение в международных рейтингах, в которых большое количество баллов присуждается на основании экспертных оценок, а не по количественным показателям, – это всегда длительный процесс. Продвигаться быстро в таких рейтингах, т.е. стать очень известным в мире вузом за год-два, практически невозможно. В выбранном нами серьёзнейшем рейтинге QS 50% занимает экспертная оценка: 40% академическое сообщество и 10% бизнеса. Задача перед нами стоит достаточно трудная, однако мы понимаем, как эти трудности преодолеть. Например, в университете уже разработан и принят комплекс мер по повышению публикационной активности, реализуется программа долгосрочного партнёрства с зарубежными вузами и научными центрами. Но продвижение в международных рейтингах нельзя рассматривать как самоцель. Это очень важный, но всего лишь индикатор конкурентоспособности. Какие у вас планы по привлечению зарубежных учёных? – Первый зарубежный учёный к нам уже приехал. Это американец Джон Батлер, специалист по алмазоподобной электронике. Мы уже подготовили для его деятельности лабораторию, сейчас будем оснащать её необходимым технологическим оборудованием. Вскоре к нам приедет известный специалист в области лазерной гироскопии, сотрудник Фундаментальной геофизической станции в Баварии профессор Мюнхенского технического университета Ульрих Шрайдер. Совместно с кафедрой лазерных информационных навигационных систем ЛЭТИ он займётся созданием на территории вуза большого лазерного гироскопа для геофизических и сейсмических измерений. Сейчас во всём мире формируется сеть таких гироскопов для регистрации данных о нестабильности скорости вращения Земли, о приливах и отливах, для прогнозирования землетрясений. Это позволит обмениваться информацией между странами и создать мировой массив геофизических данных. На территории нашей страны подобных гироскопов пока нет. Условия работы в ЛЭТИ для профессора Шрайдера хорошо знакомы – наш вуз и Мюнхенский технический университет сотрудничают давно – это и совместная научная работа, и стажировки студентов и аспирантов. Подтвердил свои намерения на сотрудничество ещё один немецкий учёный – специалист в области морской радиолокации из Гамбургского центра исследования моря профессор Гамбургского университета Фридварт Циммер. С ним мы тоже хорошо знакомы – вместе реализовали ряд проектов в рамках программ Европейского союза Tempus. В ЛЭТИ профессор Циммер будет заниматься дистанционными методами комплексного контроля морских акваторий. Мы ведём интенсивные переговоры и с другими специалистами из США, Германии, Франции, Финляндии. Получаем первые подтверждения от профессоров и исследователей, которые хотят приехать работать к нам. Это учёные, работающие в области цифрового телевидения и телевидения высокой чёткости, информационных технологий, микро– и наноэлектроники, во многих других областях. В ближайших планах вуза на первом этапе реализации программы – пригласить 10–12 профессоров – исследователей по разным направлениям. Но самое главное в выборе кандидатов на должность приглашённых профессоров-исследователей – быть привлекательными для них. Чтобы учёные не просто приехали и поработали, грубо говоря, за наши средства и на нашей аппаратуре, а чтобы они приехали сотрудничать, производить обмен компетенциями. К сожалению, по опыту реализации постановления Правительства России № 220 (мегагранты. – STRF.ru), некоторые зарубежные учёные приезжают, проводят в российских университетах исследования, но вокруг них не образуется научная школа. Поэтому мы приглашаем зарубежных профессоров-исследователей только в том случае, если по данному направлению у нас в ЛЭТИ есть свои учёные – профессионалы в своей предметной области, способные работать совместно. Только в таком случае научный обмен будет взаимовыгодным, его новые результаты интересны для двух сторон, только тогда получается синергетический эффект: усиливаемся и мы, и наши партнёры. Таким образом, чтобы привезти в Россию компетенции, мы должны сами представлять собой определённую величину в науке. Иначе ничего не получится. Именно поэтому в наших приоритетных технологических платформах развитие ведущих научно-педагогических школ стоит на первом месте. Как будете увеличивать количество иностранных студентов? – В этом плане мы рассматриваем два направления работы. Первое – качественное расширение спектра англоязычных образовательных программ. Второе – активная политика по привлечению студентов в странах их проживания. Мы должны создать интерактивную информационную среду для общения с нашими потенциальными абитуриентами, проводить мероприятия по их привлечению в соответствующих странах, организовать представительства из наших выпускников, активизировать ассоциации выпускников ЛЭТИ за рубежом. Последних, кстати, немало. Ведь в числе наших выпускников – граждане более чем из 60 стран мира. Причём мы планируем работать как с абитуриентами стран дальнего зарубежья, так и стран СНГ. На чём базируется программа развития вашего университета? – В основу положено совершенствование инфраструктуры ЛЭТИ и развитие на её базе, в тесной кооперации с отраслевыми и академическими организациями, шести научно-образовательных платформ. Принципиально важно, что в наших приоритетах мы не разделяем образование и науку, рассматриваем их как единое целое. Научно-образовательные платформы – понятие комплексное. Оно включает в себя кадровую составляющую в виде ведущих научно-педагогических школ, работающих в рамках платформы, и подразделений, обеспечивающих её деятельность. Технологическая и инструментальная база платформ – это оснащение уникальным и дорогостоящим оборудованием, программным продуктом, аналитическими приборами. Некоторые платформы концентрируют вокруг себя пояс малых предприятий. Деятельность платформ в рамках подготовки кадров высшей научной квалификации предполагает работу аспирантуры и докторантуры, диссертационных и учебно-методических советов. За платформой должны быть закреплены направления подготовки бакалавров и в особенности магистров, которых невозможно готовить без научной составляющей. Когда мы формировали в вузе научно-образовательные платформы, мы понимали, что они должны соответствовать критическим технологиям федерального уровня и приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Это были наши федеральные ориентиры. Но мы понимаем также, что основные направления развития вуза должны быть интегрированы и в международные стратегические инициативы. Поэтому наши зарубежные ориентиры – прорывные мировые научные направления. Мы внимательно следим за процессом их формирования и выбираем для себя соответствующие приоритеты. С 2007 года это – Седьмая рамочная программа Европейского союза (FP7), нацеленная на поддержку и развитие науки и исследований, сегодня – "флагманские инициативы". Мы с удовлетворением видим в этих инициативах направления наших исследований. Например, "умная одежда" – очень интересная для нас область. Немаловажно и то, что в ней мы уже имеем большой задел, благодаря чему зарубежные коллеги считают нас равноправными участниками этого научного направления. В сферу интересов вуза входят и такие развивающиеся сейчас в мире научные направления, как электроника на базе графена, трансграничное цифровое телевидение, бионанотехнологии и ряд других. И по всем этим направлениям мы готовы к равноправному сотрудничеству с коллегами из-за рубежа. Что касается образования, мы уверены, что бакалаврские, а в особенности магистерские и аспирантские образовательные программы, программы дополнительного образования могут быть конкурентоспособны только в том случае, если они опираются на передовые исследования по соответствующим направлениям. И с точки зрения содержания, качества образования, качества преподавателей, и с точки зрения материально-технического обеспечения учебного процесса, информационной поддержки – всё это неразрывно связано с научными исследованиями и разработками, которые проводятся в вузе. На что планируете потратить выделенную в этом году субсидию? – Основные статьи расходов на 2013 год уже определены. Вузы получат по 580 миллионов рублей. Тратить эти средства мы будем в соответствии с рекомендациями: не менее 80% субсидий направим на стимулирующие выплаты персоналу, задействованному в реализации мероприятий программы; привлечённым зарубежным преподавателям и учёным; на мероприятия по поддержке студентов, аспирантов, молодых учёных и научно-педагогических работников; международные и внутрироссийские программы академической мобильности; продвижение за рубеж результатов научно-исследовательской работы. Не более 20% субсидии можно направить на закупку необходимого оборудования, ремонт помещений и оплату услуг сторонних организаций. В рамках программы мы планируем ещё ряд мероприятий. Начнётся формирование англоязычной среды университета, включающее в себя масштабную языковую подготовку сотрудников, расширение спектра магистерских и аспирантских образовательных программ на английском языке, создание англоязычной информационной среды. Мы будем развивать новую библиотечную и информационную научно-образовательную среду на базе информационных технологий и технологий удалённого доступа в привязке к технологиям дистанционного обучения, баз данных и образовательных порталов, которые нам тоже предстоит создать. В планах – модернизация общежитий на базе технологий "умного дома", предполагающих создание комфортной, энергоэффективной и безопасной среды обитания. Мы не можем обойти стороной нашу гордость – Мемориальный музейный комплекс ЛЭТИ, который включает в себя музей-квартиру и музей-лабораторию А.С. Попова. Кстати, он входит в перечень ЮНЕСКО. В нём появятся интерактивные экспонаты, будет реализован проект "Виртуальный музей ЛЭТИ". За 127-летнюю историю нам есть чем гордиться. Обновлённый музей тоже станет нашей визитной карточкой и укрепит имидж вуза.
Муравьёва Марина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |