|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Деньги — в небо07 августа 2013 15:35
Отметим, что в мировой практике есть примеры весьма удачного опыта по объединению проектов из двух областей — Boeing и Lockheed Martin в США и EADS в Европе. Правда, американцы и европейцы выстраивали новые структуры на основе приносящих прибыль проектов. В итоге сейчас компании продают огромное количество самолетов и другой техники в год. Но Россия, как обычно, идет своим путем. В 1990-х уже предпринималась попытка создать Российское авиационно-космическое агентство, которая довольно быстро потерпела фиаско. Успешно развалив мощнейшую авиастроительную промышленность, российские чиновники с большим трудом собрали активы в Объединенную авиастроительную корпорацию в 2006-м, подперев гражданское производство все еще успешным военным авиастроением. Однако единственным достижением корпорации пока являются очень скромные продажи относительно небольшого (по сравнению, например, с Ил-96, созданным еще в Советском Союзе) самолета SSJ-100. И об окупаемости проекта говорить рано. Особенно если учесть, что в России развалена система региональных воздушных перевозок. "В советские времена простые самолеты типа Ан-2 обеспечивали постоянной и недорогой связью районные центры с областными городами. Теперь из Москвы невозможно долететь даже до ряда областных центров. Нет программы – нет аэродромов – нет заказа на самолеты. Да и новых моделей нет. Большим достижением считается возобновление сборки чешского самолета для местных линий L-410 – который совершил свой первый полет в далеком 1971 году! Для SSJ-100 тоже нет рынка перевозок – большинство потенциальных пассажиров вынужденно выбирают автомобиль или поезд. В необходимых им пунктах назначения просто не осталось аэропортов", — подчеркнул аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. На практике объединение двух отраслей будет означать перераспределение контроля над бюджетными средствами, полагает аналитик "Инвесткафе" Кира Завьялова. "Обе отрасли живут на госзаказах. Их доля в авиастроении составляет порядка 90% и доходит до 100% у предприятий космической отрасли", — заявила она "Росбалту". Относительно космоса у многих до сих пор есть иллюзии, что Россия по инерции, приданной еще чуть ли не Королевым и Гагариным, движется впереди планеты всей. Однако это не так. Да и энтузиазма, который был в нашей стране в 1960-1970-х, давно уже нет. Технологии уперлись в непреодолимую планку, которая оставляет массовые прогулки по Луне и Марсу, равно как и полет к другим звездам, уделом фантастов — как и 50 лет назад. Сам Рогозин сегодня усомнился в целесообразности трат на пилотируемый космос: "Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам это нужно". Эксперты отрасли подтверждают, что расходы на пилотируемые программы действительно высоки — более трети всех "космических" средств. Однако останавливать их было бы неправильно, поскольку они неразрывно связаны с другими проектами. "России следует развивать прикладной космос, помогающий реализовывать коммерческие, социальные и научные программы на земле. А без пилотируемых программ это невозможно", — подчеркнул источник в отрасли. "Мы сохраняли пилотируемый космос даже в более сложных условиях. Отказ от него сейчас означает уход с орбиты, возврат на которую может оказаться уже невозможным", — полагает Воронин. По его мнению, главная проблема состоит в том, что Россия просто растеряет научные кадры. Они найдут себя в космических программах Китая, США и, может быть, Ирана. "Нельзя забывать, что буквально через несколько лет Россия окажется перед серьезным вызовом со стороны США. Программа запуска частных космических кораблей Dragon SpaceX набирает обороты. И очень может быть, что в скором времени мир перестанет нуждаться в пилотируемых аппаратах и ракетоносителях российского производства. Россия же окажется неспособной даже воспроизводить то, что было создано в Советском Союзе — ведь специалисты будут потеряны, а подготовки новых не будет", — отметил Воронин. Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев полагает, что сама по себе идея объединения не так уж и плоха, поскольку технологии, применяемые в этих отраслях, имеют много общего, а научно-технический задел формируется в одних и тех же научных областях. Однако, на его взгляд, задумку Рогозина можно будет осуществлять только после того, как подлежащие объединению корпорации встанут на ноги. "Если сливать космос и авиацию — каждого со своими проблемами, не факт, что удастся получить синергетический эффект быстрее, чем от соединения двух-трех дееспособных компаний, управляемых, эффективных и т.д", — указал эксперт.
Владислав Кузьмичев
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |