Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Фонд с широкими полномочиями

23 июля 2013 16:28

Директор Российского фонда технологического развития Михаил Рогачёв. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Российского фонда технологического развития Михаил Рогачёв. Фото с сайта www.strf.ru
Проект федерального закона "О Российском научном фонде", внесённый Президентом России в Государственную Думу 2 июля, комментирует директор Российского фонда технологического развития Михаил Рогачёв.

Какое место в системе фондовой поддержки науки займёт Российский научный фонд?

– То, что реформа системы фондов поддержки научной и научно-технической деятельности необходима, было ясно давно. Вопросы повышения эффективности бюджетного финансирования исследований обсуждались осенью прошлого года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. По его итогам глава государства дал поручения правительству. Поэтому появление законопроекта "О Российском научном фонде" было вполне ожидаемым.

Правда, предполагалось, что вышеназванная реформа пройдёт через изменение закона 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с расширением возможностей существующих фондов и созданием привлекательных условий для развития корпоративных научно-технических фондов. Соответствующие поправки в законодательство весной были подготовлены Минобрнауки и вынесены на обсуждение.

Пока же место Российского научного фонда среди других институтов и инструментов выглядит так, будто он станет не только дополнением, но и замещением сложившихся структур. Тем не менее, надеюсь, это всё же не изолированное предложение, а часть комплекса изменений.

А как может измениться организация научных исследований с принятием закона об этом фонде?

– Если кратко, то на первых порах может нарастать неопределённость системы фондовой поддержки научных исследований. Разумеется, существующая система не отражает текущих требований. Но из проекта закона о создании очередного государственного фонда с особым правовым режимом не понятно, как он исправит недостатки существующей системы.

Несмотря на то, что данный законопроект относится к тематическому блоку "социальная политика", сам фонд, насколько мне известно, будет выведен из подчинения социальному блоку правительства. Это позволит ему осуществлять именно научно-техническую политику, направленную на развитие высокотехнологической производственной базы.

Определённо можно сказать, что финансировать Российский научный фонд предполагается в ближайшее время за счёт перераспределения ранее выделенных на науку ресурсов. Однако в условиях их ограниченности важен не столько объём государственных средств на развитие науки и технологий, сколько баланс распределения этих средств между институтами развития, имеющими свои целевые сегменты и этапы продвижения разработок на рынок. Увеличение финансирования ранних этапов исследований за счёт более поздних, к сожалению, приводит не к увеличению предложения инновационной продукции, а к переориентации научно-исследовательских коллективов с уровня прикладных разработок на уровень фундаментальных. Не исключено, что такие коллективы перестанут претендовать на дальнейшую коммерциализацию результатов НИОКР и откажутся от контрактов с промышленностью. Тем самым создаётся научный задел для всего мира, но не для российской экономики. Хотелось бы этого избежать, чтобы не повторить старых ошибок, таких, например, как недостаточное внимание развитию инжиниринга, в том числе в вузах, приведшее к необходимости принятия дополнительных мер сейчас.

Что вы можете сказать о полномочиях, которыми по законопроекту наделяется фонд?

– Сфера полномочий фонда определена слишком широко. Он может заниматься поддержкой фундаментальных и прикладных исследований, лучших научных коллективов, подготовкой кадров – то есть фактически в поле его деятельности входит всё, чем занимаются сейчас действующие научные фонды, а также части проектов, финансируемых в рамках ФЦП (например, мероприятия по поддержке ведущих коллективов типа НОЦ, групп под руководством представителей диаспоры, мегагрантов). Фонд, судя по всему, будет осуществлять и предпринимательскую деятельность в уставных целях, учреждать хозяйственные общества.

Отдельно отмечу включение в название нового фонда слова "научный". Возникает вопрос о "научности" существующих четырёх государственных фондов поддержки науки и научно-технического развития (РФФИ, РГНФ, РФТР и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Ведь все эти фонды относят на свой счёт положение майского указа президента об увеличении к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 миллиардов рублей.

Замечу, что в законе о науке используются термины "фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности" и "государственные фонды".

Могут ли в перспективе найтись точки соприкосновения в деятельности РФТР и Российского научного фонда?

– РФТР всегда открыт для взаимодействия с другими институтами развития. Конечно, наиболее тесные отношения у нас установлены с "соседями" по инновационному полю – с ОАО "РВК", Фондом содействия, Внешэкономбанком. Поддержка проектов, только закончивших стадию фундаментальных исследований, не является нашей целевой деятельностью. РФТР ориентирован на поддержку проектов предкоммерческой стадии. Но при этом мы с интересом следим за наиболее перспективными проектами стадии научных исследований и поддерживаем их, если появляется предприятие, готовое развивать такие проекты уже на стадии НИОКР. Так, сейчас у нас проходит отбор проектов, реализуемых с участием учреждений государственных академий наук.

Напомню, что РФТР не является бюджетным учреждением, и к нему не относится сказанное в пояснительной записке к законопроекту о научных фондах, которые, будучи федеральными государственными бюджетными учреждениями, "испытывают ряд затруднений". Наши проблемы связаны не с юридической формой организации, а именно с финансированием.

В завершение ещё раз заострю внимание на необходимости не ограничиваться созданием нового фонда, а правильно распределить ответственность и финансирование во всей системе государственной поддержки науки и научно-технической деятельности.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы