Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 апреля 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Школа потребителей

04 июля 2013 21:31

Фото Алексея Калужских с сайта www.ng.ru
Фото Алексея Калужских с сайта www.ng.ru
Взгляды властей и общества на образование, его задачи и успехи довольно серьезно различаются. Об этом свидетельствует исследование, опубликованное с разрешения ученого совета РАН и подготовленное учеными Института социологии РАН (Краснодарского отделения) – профессором Айтечем Хагуровым и Олегом Осипенко. Учитывая серьезность поставленной задачи, ученые сделали все (включая и охват территорий, и количество вопросов анкет), чтобы выборка получилась репрезентативной. Тем интереснее узнать о результатах опросов.
Сначала ученые проверили общеизвестные высказывания. Например, то, что превращение образования в услугу сделало систему образования более современной и приближенной к общепринятым западным образцам. Согласно проведенным исследованиям, все выглядит не столь радужно. Приятная для чиновников метаморфоза серьезно повлияла на снижение качества образования. Казалось бы, что тут такого – всего-то проговорили иную цель образования, еще и приближенную ко времени. Но, увы, все гораздо важнее и сложнее, считают авторы исследования. Это стало психологической причиной, повлекшей за собой ряд глубинных изменений в системе образования в целом.

Преподавание испокон веку на Руси считалось делом "служения". В идеологи служения заложен принцип формирования личности, в идеологии сервиса – принцип развития отдельных функций. Чтобы наглядно показать, как срабатывает идеология сервиса в школе, авторы привели ряд данных социологических опросов школьников США за 2010–2012 годы. Там 93% школьниц любимым занятием называют шопинг, 63% учащихся колледжа главным смыслом своей жизни видят "зарабатывание большого количества денег". А 42% студентов Вашингтонского колледжа написали, что считают самым важным для себя "хорошо выглядеть" и т.д. Служению каким-то более высоким целям готовы посвятить себя менее 6–8% студентов.

Между тем, замечают авторы исследования, здоровое общество опирается на принцип объединения людей и служения высоким целям и идеалам. Когда же провозглашаются цели приземленные, сводимые к индивидуальному благополучию и эгоизму, то общество непременно столкнется в будущем с разного рода девиациями. Со временем эти проблемы, уверяют нас авторы исследований, будут нарастать, изменения приобретут устойчивый характер, превращаясь в системные дисфункции, дающие позднее сбой всей системы управления образованием, а в итоге и государством. Именно это и наблюдается сегодня в РФ.
Как пример сбоя в головах поколения исследователи приводят простой пример. Студентам одного педагогического института предложили ответить на вопрос, что такое прилежный. Оказалось, что многие не знают значения этого слова. Когда в итоге разобрались, что же это такое, то искреннему удивлению студентов не было предела. Они никак не могли взять в толк, зачем нужно вообще оценивать такое качество. А на замечание, что раньше такое требование "быть прилежным" было заложено в "Правила для учащихся", вообще устроили дискуссию на тему, уместно ли создавать в обществе какой-либо поведенческий стандарт.
Примечательно, отмечают авторы, что зараза потребительства коснулась лишь массового образования. Элитное образование тяготеет к высокодуховности. И в этом кроется важная особенность нашего времени: духовность становится прерогативой элитного меньшинства. Вообще, нынешнее образование разделяет людей на тех, кому нужна духовность, на тех, кто довольствуется специальными знаниями, и на потребителей, которых с любовью растит массовая школа.

Таков главный вывод исследования. Более конкретно данные опросов свидетельствуют, что введение нормативно-подушевого финансирования оставило ситуацию в образовании без изменения. Отказ от энциклопедической составляющей образования привел к узости кругозора учащихся и пропаже интереса к учебе. ЕГЭ, по мнению большинства учителей, ухудшил ситуацию с преподаванием всех предметов. Само образование в настоящий момент испытывает упадок. Остается напомнить, что в 2008 году анкетирование, проведенное этими же исследователями, дало в большинстве ответ, что образование в РФ испытывает подъем. Прошло всего-то пять лет…

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы