Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Пятый срок в обмен на предвыборный порядок

13 апреля 2007 23:10

изображение с сайта novopol.ru
изображение с сайта novopol.ru
В политическом бомонде – небольшой переполох. Газета "Ведомости" запустила новость о том, что московский мэр решил поставить в ближайшее время перед президентом вопрос о доверии. Если президент доверие окажет, то москвичам гарантированы еще четыре года мэрства Юрия Михайловича.

Судя по заявлениям VIP-персон а ля Борис Грызлов, препятствий на этом пути у Лужкова не будет, и Мосгордума, где единороссы составляют подавляющее большинство, поддержит его без проблем. Что же будет означать возможное переутверждение Лужкова уже на пятый срок?

Юрий Михайлович Лужков – мэр уникальный. Уникальность его вытекает хотя бы из самого факта его правления именно в Москве. Ведь в России столица – не просто город, а сосредоточение всего и вся. Так что наш герой руководит не просто регионом, а государством в государстве.

Вместе со своим городом Лужков проделал сложную эволюцию. Москва из грязного, неухоженного безликого, неудобного для проживания советского мегаполиса, пройдя через эпоху первоначального накопления капитала с ее ларьками и уличной торговлей где только можно, превратилась в выставку передовых достижений капитализма в России, в город, манящий к себе и американских миллиардеров для бизнеса, и таджикских и киргизских гастарбайтеров для неквалифицированной работы.

Конечно, на "нормальную" европейскую столицу она не тянет – слишком уж многое в ней порушено, слишком много загажено советским типовым строительством и промзонами того же времени, но, тем не менее, результат совсем не плох. Есть где поразвлечься, есть клубы и рестораны на приличном уровне, театральная, музейная жизнь кипит, улицы метут, снег расчищают. Кто чем недоволен – просим отъехать километров эдак за двести, в Тверь или Рязань, и сравнить тамошние дворы и подъезды со столичными.

Да, во многом это объективное следствие сосредоточения в Москве финансов со всей России, и из-за рубежа. Но и эти деньги иной мэр мог бы пустить на что-нибудь "левое". Лужков же строит дороги и ледовые дворцы, театры и мосты, храмы и детские сады.

Это одна сторона медали. Но есть и другая, ранее не очень заметная, но с течением времени становящаяся все более бросающейся в глаза. Почти с самого начала своей деятельности, Лужков вышел из-под критики общественности, о нем можно было писать только хорошее, или ничего вообще не писать. Это стало результатом отлаженной работы его аппарата, умеющего работать с судами, с бизнесом, со СМИ. В результате, населению была представлена только позитивная сторона его деятельности – доплаты к пенсиям, чистые дворики, нарядные витрины. Но любая деятельность имеет и оборотную сторону. В Москве этой теневой изнанкой стали неконтролируемое строительство ради удовлетворения аппетитов монструозного стройкомплекса, дикие транспортные проблемы, нездоровая экология, обостряющиеся межнациональные противоречия, общая дороговизна. Это, так сказать, претензии к Лужкову обывателей. У просвещенной публики есть и иные поводы для недовольства – подавление местного самоуправления, засилье чиновничества в ущерб профессиональному, экспертному подходу к проблемам. Мало где в России еще власть так отдалена от населения, так самодовольна и самодостаточна.

О том, что фокус общественного внимания постепенно смещается с позитива на негатив, ярко свидетельствуют итоги голосований. Если в 1996 за Лужкова проголосовало более 90 % избирателей, то в 1999 уже только 70 %. Даже в 2003 году, при благоприятнейшем расположении к нему федерального центра, Лужков получил куда менее 80 %. Не отмени Путин выборы, велика вероятность того, что Юрий Михайлович вообще бы не рискнул выходить на них в четвертый раз. Да и мэр сам не раз заявлял, что нынешний срок у него последний. Он при этом не мог не учитывать общую психологическую усталость населения от него, да и свою собственную.

Не стоит в дискуссиях забывать и про возраст. Юрию Михайловичу – семьдесят один. Лужков в 2007 в том же возрасте, что Егор Кузьмич Лигачев в 1991! Поставил бы кто тогда мэром какого угодно города человека 1920 года рождения? В 1991 Горбачев уже уходил, и считался пожилым, а ведь он был, как и Ельцин, 1931 года рождения. Возрастной состав российского губернаторского корпуса – особая песня. Могут ли вести страну в XXI век люди, сформировавшиеся как руководители еще при Хрущеве!?

Да и бросается в глаза само нарушение последовательности – президент работает максимум два срока – восемь лет, а губернатор – до бесконечности, иные уже на своих постах с 1989 года.

Новый президент России наверняка приступит к омоложению глав регионов. Ведь ему по всем признакам вряд ли будет сильно за пятьдесят, а кому же захочется иметь подчиненными людей гораздо старших по возрасту, подавляющих своим опытом, принадлежащих к иному поколению, говорящих на другом языке? Так что, если пролонгация полномочий Лужкова и состоится, то, скорее всего, с целью обеспечения стабильности в Москве в предвыборный период. Что будет дальше – решать уже следующему президенту.

Андрей Самошин, депутат Государственной Думы, руководитель московского регионального отделения "Справедливой России":

Возможное решение президента вполне ожидаемо, в нем нет ничего сенсационного. Ведь во многих регионах страны Путин, сохранив преемственность, переутвердил действующих руководителей. И нужно довести ситуацию до состояния нетерпимости, для того, чтобы президент принял жесткие кадровые решения и убрал руководителя.

С другой стороны, на мой взгляд, решение президента должно быть сопряжено с целым рядом кадровых перестановок в руководстве Москвы. Потому что город все глубже и глубже погружается в пучину нерешенных проблем. Это нерешенные транспортные проблемы, точечная застройка, работающие на пределе коммуникации. Ощущение крупной проблемы, связанной с нераспланированной урбанизацией пространства, мне кажется, овладевает уже не сотнями, а миллионами москвичей. И этими вопросами нужно заниматься.

В силу многих причин, не используя кадровые рычаги, эти проблемы решить нельзя. Поэтому я сторонник того, чтобы переназначение было увязано с целым рядом условий по решению неотложных городских проблем. На мой взгляд, было бы правильно поднять на уровень широкого общественного обсуждения вопрос расширения Москвы, потому что для всех очевидно, что проблемы, которые накопились к сегодняшнему дню, в границах МКАДа не могут быть решены по определению.

Второй жгучий вопрос, это, конечно, коррупция московских чиновников. Вряд ли кому-то удастся подсчитать объем коррупционных денег, но всем очевидно, что строительный бизнес, который приносит десятки миллиардов, завязан на то, что многие чиновники живут не на зарплату, а имея в нем свой интерес. Десять тысяч за квадратный метр жилья – это не решение жилищной проблемы, а очередная пирамида.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Максим Артемьев

источник: Новая политика

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы