Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Демографический кризис: причины и пути преодоления

12 апреля 2007 20:09

изображение с сайта kvadroom.ru
изображение с сайта kvadroom.ru
Демографическая проблема в России приобрела угрожающий характер более десяти лет назад. С начала 90-х годов рождаемость в нашей стране неуклонно падала. И сейчас в молодой семье, гласит статистика, число детей почти в 2 раза меньше, чем в конце 90-х годов. Только за последний год население страны сократилось на 561,2 тыс. человек, или на 0,39%. Это данные приведены с учетом миграционных протестов. Естественная же убыль населения составила аж 846,5 тыс. (1) В будущем целом демографическая ситуация будет только ухудшаться. Сейчас демографически активно поколение 80-х гг. Не представляет труда подсчитать, что после 2010 г., когда в брачный возраст вступит малочисленное поколение 90-х, рождаемость начнет падать в очередной раз, и каждый год будет рождаться где-то в 1,5 раза меньше детей, чем сейчас.

Эта проблема действительно приобрела характер угрозы национальной безопасности и суверенитету. Обеспокоенность по этому поводу высказывается в СМИ повсеместно и регулярно. Примечательно, что в 2006 г. уже Президент РФ Владимир Путин уделил этой угрозе особое внимание в ежегодном послании к Федеральному Собранию. Наверное, еще красноречивее глубину проблемы могут обозначить "сухие" (хотя вряд ли данное определение уместно в данном случае) цифры. Так, по подсчетам демографов из ООН, к 2050 г. население России составит 101,5 млн. вместо нынешних 142,2 млн. человек. И если пока мы находимся на 8 месте среди стран мира по численности населения, то к середине века по этому показателю опустимся на 18 место (2).

Вряд ли стоит ограничиться констатацией удручающей ситуации в данной сфере. Но надо справедливости ради заметить, что демография – это та сфера, где нет простых решений. К примеру, страны Западной Европы, обладающие большими экономическими возможностями, чем Россия, также не могут успешно решить эту проблему.

В данной статье я хотел бы предпринять попытку проследить определенные закономерности между уровнем рождаемости и социальным устройством общества, политической и экономической обстановкой в стране. Прослеживаться будет именно уровень рождаемости, потому что именно этот показатель и отвечает за численность населения в долгосрочной перспективе. В современном мире, разве что за исключением самых отсталых стран Африки, доля людей, не доживающих до репродуктивного возраста не велика. И соответственно уровень смертности не оказывает существенного влияния на динамику численности населения.

Для начала мне хотелось бы привести определения некоторых терминов, которые будут в дальнейшем использоваться в статье. Коэффициент рождаемости – это число рождений за год на 1000 человек. Общий коэффициент фертильности – среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни. Нетто-коэффициент воспроизводства населения – число девочек от одной матери, доживающих до среднего возраста матери (3).

Низкая рождаемость: предлагаемые пути решения проблемы

Как уже было сказано, эта проблема широко обсуждается в обществе. Соответственно предлагаются различные меры по повышению рождаемости. Если жителей нашей страны спросить, почему женщина в наше время рожает меньшее количество детей, чем во времена Советского Союза, то большинство, наверное, ответит, что раньше государство поддерживало институт семьи и материнства – не было проблем с безработицей, с зарплатами ниже прожиточного минимума, нехваткой денег на обучения детей и получения ими квалифицированной медицинской помощи. Таким образом, в данном подходе социально-экономические проблемы выходят на первый план. Аналогичный позицию из известных российских политиков занимает, к примеру, Владимир Рыжков, член комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике. По его мнению, социальная обеспеченность – залог повышения рождаемости. "Я знакомился с литературой, в том числе специальной на этот счет, в 80-е гг., когда в позднем СССР проводилась очень внятная политика поддержки семьи – от строительства детских садов очень доступных, выделения жилья молодым семьям, пособий, и так далее – был значительный подъем рождаемости", – раскрывает свою позицию депутат Госдумы (4).

Широко распространен и другой взгляд на проблему. Падение рождаемости – это следствие перехода от традиционного общества к обществу модерна. И, как результат, экономическими преобразованиями много изменить в этой сфере нельзя. Высокий уровень дохода, социальная обеспеченность, наоборот, приводят к падению рождаемости. Также к причинам сокращения населения относят распространение либеральных ценностей. Секс до брака, аборты, однополые браки – все это обычные явления в обществе стран Западной Европы и в то же время является абсолютно чуждым и абсолютно не приемлемым для общества традиционного. Вот как эту позицию сформулировал Александр Дугин, руководитель центра геополитических экспертиз: "Здесь мне представляется – смотрите, какая вещь – мы сейчас ставим перед нашим обществом вопросы социальной модернизации при том, что у нас и так сокращается. Как у любого модернистического общества, особенно белого модернистического общества, современного те же самые проблемы – то есть, падение демографии. Мы с одной стороны продолжаем этот процесс, с другой стороны говорим – как же так, мы вымираем. Когда мы констатируем, что мы вымираем и исчезаем, говорят – давайте пригласим других... И в этом отношении я вижу первое – проблему вырождения населения, первую проблему демографии. Немедленный возврат к традиционному укладу в российском обществе. Без ограничения для всех традиционных религий и конфессий. Это первый момент, фундаментальный, который противоречит, кстати, нашей ориентации на социальную модернизацию" (4). Здесь возникает вопрос, а возможен ли переход к традиционному обществу? Ведь еще древнегреческий мудрец Гераклит заметил, что "нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Хотя может истинно другое крылатое высказывание – "все новое – это хорошо забытое старое"? Мне представляется, важным рассмотреть эти два представления на меры, необходимые для создания оптимальной демографической ситуации.

Экономическое благополучие и рождаемость

Действительно, между улучшением социально-экономических условий жизни и повышением фертильности можно найти положительную взаимосвязь. Здесь показателен опыт Советского союза. С конца 50-х гг. в РСФСР начало наблюдаться падение рождаемости. Если в 1959/60 гг. нетто-коэффициент воспроизводства населения равнялся 1,19, то к началу 80-х этот показатель уже был равен 0,88. После того, как ЦК КПСС принял программу поддержки семьи, рождаемость возросла до 1,04 в 1986/87 гг. (5). Стоит, рассмотреть и постсоветский опыт. В 1998 г., в год экономического кризиса, нетто-коэффициент воспроизводства упал до 0, 55. За последние 8 лет экономическая ситуация в стране значительно улучшилась. Как результат, нетто-коэффициент вырос до вырос до 0, 64.

Оценить роль экономических факторов на изменение демографических показателей также помогают исследования, целью которых является выявление желаемого количества детей. Такое исследование "Семья и рождаемость" было проведено в России в 2006 г. Уже получены предварительные данные. Согласно итогам исследования, "среднее желаемое число детей, т.е. то количество детей, которых респонденты хотели бы иметь при наличии всех благоприятных условий, составило в Тверской области 2,24 у женщин и 2,40 у мужчин, в Нижнем Новгороде – соответственно, 2,26 и 2,63, в Республике Марий Эл – 2,33 и 2,56" (6). При этом реальный показатель фертильности в этих регионах существенно меньше значения 2,0.

На мой взгляд, также эффективным способом проследить взаимосвязь экономического благополучия и рождаемости является сравнение количества детей в среднестатистической семье одной из развивающихся стран с аналогичным показателем у выходцев из этой страны, живущих в развитой страны. Посмотрим на ситуацию в Соединенных Штатах, где рассчитывается фертильность представителей разных рас, а также особое внимание уделяется демографическим показателем мигрантов из стран Латинской Америки. В 2000/1 гг. в США фертильность всех мигрантов (т.е. без расовых различий) из Мексики равнялась 3,3 (7). В то время как в самой Мексике фертильность в 2000 г. составляла 2,67, а в 2001 г. – 2,62 (8). Схожая ситуация наблюдается и с представителями испаноязычного населения других стран.

Но поспешно было бы делать вывод о том, что повышения благосостояния граждан приводит к повышению рождаемости. Если мы посмотрим в целом на рейтинг стран по уровню фертильности, то увидим, что вверху расположены самые что ни на есть "развивающиеся" страны такие, как Нигер, Мали, Сомали. Среди развитых стран по этому показателю на первым месте США. Да и то, столь высокий уровень рождаемости (2,09) достигается именно за счет испаноязычного населения. Среди европейских стран самый высокий коэффициент фертильности у Франции – 1,84, что все равно незначительно меньше обще мирового уровня (2,59).

Так все же каким образом взаимосвязаны экономическое благополучие и рождаемость? Как считают демографы и как видно из вышеприведенных данных, резкий рост экономического благосостояния женщины приводит к повышению рождаемости. Резкий рост благосостояния может быть связан с тем, что вопросам семьи стало уделяться в государстве более пристальное внимание (80-е гг. в СССР) или переездом в экономически более благополучную страну (мексиканцы в США). Но в то же время в тех странах, где на протяжении десятилетий происходил общеэкономический рост, рождаемость падала. Это скорее всего можно объяснить изменением ценностей. Если мы не учитываем ценностных изменений, которые происходят при переходе от традиционного общества к индустриальному, то социальная обеспеченность действительно позволяет повысить рождаемость. Но перемены в системе ценностей можно не учитывать лишь в краткосрочной перспективе. Таким образом, мы можем рассматривать экономическую поддержку семьи как действенный способ стимулирования рождаемости, но лишь в краткосрочной перспективе.

Традиционализм и рождаемость

Также необходимо проанализировать воздействие культурных норм на число детей в семье. Для начала надо как-то типизировать государства по этому признаку, ведь у каждой страны своя культура. Часто делят общества на традиционные и индустриальные. При этом к традиционным обществам относят общества преимущественно "развивающихся" стран, а к индустриальным – общества "развитых" стран.

Есть и немного отличная точка зрения. Она заключается в том, что устанавливается зависимость, с одной стороны между, такими процессами в культуре, как сексуальная свобода, падение роли института брака, увеличение числа абортов, легализация однополых браков, и, с другой – падением рождаемости.

Может показаться, что обе позиции полностью совпадают, ведь для традиционного общества не характерна свобода в сфере взаимодействия между полами. Но все-таки, анализируя статистические показатели разных стран, на мой взгляд можно прийти к выводу, что традиционализм не сводится к четкой регламентации межполовых отношений. К примеру, в странах Латинской Америке эмансипация женщин приобретает законченный вид. Они представлены в политике, свобода в сексуальной жизни не считается большим грехом. И вряд ли можно говорить о существенной либерализации латиноамериканского общества за вторую половину XX века. Однако статистика показывает, что если в 1950-55 гг. фертильность в среднем по всей Латинской Америке была на уровне 5,9, то за период 1995-2000 гг. этот показатель упал до 2,7, что все равно значительно выше по сравнению с Европой, Северной Америкой, некоторыми странами тихоокеанского региона Азии (9). Посмотрим теперь на ситуацию в исламской Республике Иран. После исламской революции 1979 г. соблюдение норм ислама стало обязательным для мусульман. Теперь женщине запрещено появляться в общественных местах без хиджаба, мужеложство наказывается публичной смертной казнью через повешение, доступ к значительной части интернет-сайтов закрыт и т.д. Но параллельно с этим наблюдается падение рождаемости, еще более быстрое, чем в странах Латинской Америки. В 1970-75 фертильность была на уровне 6,2 (10), а в 2006 году, согласно CIA Factbook, составила 1,8 (11).
Мне кажется, эти данные убедительно свидетельствуют, что распространение западных ценностей или активная борьба с ними со стороны государства не оказывают решающего влияния на рождаемость. Но тогда возникает вопрос, что именно есть такого в традиционных обществах, что позволяет им поддерживать высокий уровень рождаемости?

В традиционном обществе поведение человека во всех сферах подчинено сложившимся нормам. Член общества обладает какой бы нам с нынешних позиций не казалось бы несуразной, но цельной картиной мира. Перед индивидом не стояла проблема вхождения в социум. Такого обостренного конфликта личности и общества, который характерен для современных обществ, общности людей, не прошедшие через модернизацию, не знали. Часто даже говорят о том, что сама личность появилась именно в эпоху модерна.

В наше же время проблема социализации приобретает все большое значение. Сколько существует различных книг, журналов, теле– и радиопередач, которые учат людей, как ориентироваться в обществе: завязывать новые знакомства, вести себя с друзьями, родителями и т.д. Взаимоотношения личности и общества не мыслимы без конфликтов. Конфликтность уже рассматривается как изначальная природа этих двух уровней социального. И, следовательно, преодоление противостояние Я и социума не возможно без энергетических затрат со стороны Я и со стороны социума.
Как же вышесказанное связано с количеством детей в семье? Думаю, можно предположить, что разрушение органической связи личности с обществом и является одной из причин падения рождаемости. Проанализируем демографическую ситуацию в разных странах мира с учетом высказанного предположения. К примеру, как отмечают многие исследователи, для жителей Латинской Америке не характерна ориентация на затрату всех сил для достижения личного успеха. Идеал счастливо прожитой жизни – не успешная карьера, а беззаботное проведение времени в кругу друзей и знакомых. В то же время экономический уровень развития этих стран по сравнению с государствами Северной Америки и Европы довольно низкий. Ригоризм в области морали латиноамериканцам также не свойственен. При этом уровень фертильности в этих странах относительно высокий. Теперь давайте попробуем найти объяснение феномену низкой рождаемости в современном Иране. С одной стороны, государство активно насаждает нравственные идеалы традиционного общества. Но с другой – именно это активное вмешательство государства в частную жизнь граждан, при этом вмешательство, не соответствующее духу времени, на мой взгляд, только ускоряет распадение прежней целостной картины мира в сознании иранцев. Здесь интересно в целом пронаблюдать показатели рождаемости в странах Западной Европы, в которых в свое время существовали тоталитарные режимы. Так в Испании, Италии и Германии в 2005 г. уровень фертильности равнялся 1,34. Тогда как в целом по странам Еврозоны, в которую как раз входит большинство стран именно Западной Европы, этот же показатель составлял 1.52. А ведь именно в обществах постоталитарных стран ломка традиций происходит наиболее болезненно.

Справедливости ради, нужно отметить, что количество детей в семье в первую очередь, наверное, все же зависит от типа экономика. В натуральном крестьянском хозяйстве дети существенным образом помогают взрослым в работе. В современном обществе большое количество детей лишь мешает продвижению по карьерной лестнице, уменьшает количество свободного от работы и домашних забот времени. Одновременно высокая социальная защищенность граждан (гарантированность выплат пособий по безработице и пенсий по достижению определенного возраста) приводит к тому, что дети в современном обществе ценны имена сами по себе безотносительно к тому, какие социальные функции в семье они выполняют. В то же время данная причина не полностью объясняет, к примеру, различию в уровне рождаемости как среди "развивающихся" стран, так и среди "развитых" стран. В свете этого, на мой взгляд, и имеет смысл предположить по крайней мере корреляционную зависимость между средним количеством детей в семье и уровнем напряженности взаимоотношений между Я и остальными членами социума, между Я и обществом в целом.

Российская действительность: перспективы изменения ситуации

С прошлого года государство начало проводить комплексные меры по стимулированию рождаемости. Во-первых, это существенное повышение детских пособий, введение единовременных выплат при рождении второго ребенка и последующих. Во-вторых, молодоженам на льготных условиях предоставляется жилье, совершенствуется система медицинского обслуживания. Это экономические меры по улучшению демографической ситуации. Целесообразность этих решений вряд ли может быть подвергнута сомнению. Во-первых, на мой взгляд, создание семьи, материнства являются сами по себе ценностями безотносительно к каким-либо статистическим показателям. И уже в силу социальной справедливости государство должно взять на себе обязанность поддержки этих институтов. Во-вторых, какого-то положительного демографического эффекта добиться удаться. Хотя и в силу приведенных выше причин рост рождаемости может носить краткосрочный характер, игнорировать этот путь решения проблемы вряд ли имеет смысл.

Пути достижения стабильной демографической ситуации же в долгосрочной перспективе, думаю, следует искать в других сферах. И здесь имеет смысл обратить внимание на самоощущение человека как члена общества. У жителей Советского Союза было целостное представление о мире в целом и о стране, в которой они живут. Примечательно, что после Великой Отечественной Войны уровень фертильности до 80-х гг. неуклонно падал и одновременно этот образ общества, имеющийся у граждан СССР, начал давать первые трещины. Люди все острее ощущали диссонанс между речами лидеров страны и жизненными реалиями. Когда Горбачевым была сделана попытка преодолеть этот диссонанс рождаемость увеличилась. Хотя, разумеется, приведенные факты не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между уровнем рождаемости и целостностью картины жизненного мира, но определенную корреляцию наблюдать можно. Особенно ярко данное явление проявилось в России в 90-е гг. Крушение сверхдержавы сопровождалось одновременно крушением всей системы представлений, которые и формируют смысловое содержание столь близкого всем понятия "Родина". Очень часто можно встретить людей почтенного возраста, которые уже отчаялись понять, что это за страна, в которой они живут, какова индивидуальность их страны, каков выбранный их страной путь развития. Все это, что еще часто называют национальной идеей, было потеряно ими вместе с потерей Родины – Советского Союза. И, как мне кажется, этот вакуум, заполняющий все большие области жизненного мира, является не меньшей причиной недовольства многих жителей нашей страны, чем удручающее экономическое положение. Этот феномен, наиболее четко прослеживается у людей старшего поколения. Но у молодежи, думаю, смысл, вкладываемый в слово "Россия" не намного глубже. У них не происходило разрушение сложившийся парадигмы жизненных смыслов, но это не означает, что сформировавшаяся система ценностей характеризуется целостностью и полнотой.

Закономерно возникает вопрос, какой же должна быть государственная программа в этой сфере. У меня нет четкого ответа, но в целом думаю, что государство должно перестать одномерно понимать человека. Одномерно в том смысле, что ориентироваться лишь на уровень его экономического благосостоянии. Гармонизация взаимоотношений между людьми, преодоление отчужденности между гражданами и государством, формирование каких-то базовых национальных ценностей и идей, – все это задачи если и не государства, то гражданского общества. Но если же это гражданское общество еще не сформировано, то государство должно взять на себя часть этих функций.

Примечания:
1. http://www.gks.ru/bgd/free/b07_00/IssWWW.exe/Stg/d 01/07-0.htm
2. http://www.polit.ru/lectures/2006/01/25/alternativ es.html (Таблица 3).
3. Словарь по естественным наук. Глоссарий.ру. http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=enc_abc&e nc_abc=*&how=enc_abc_rev&encpage=gl_natural
4. http://echo.msk.ru/programs/exit/42346/
5. http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_net.php
6. http://www.gks.ru/free_doc/2006/demogr.htm
7. The Hispanic Generational Transition, p.6. http://families.msu.edu/docs/tiendapresentation.pd f
8. https://www.cia.gov/cia/download2000.htm , https://www.cia.gov/cia/download2001.htm
9. http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/9/7619/Indic ators.pdf , p. 18.
10. http://www.un.org/esa/socdev/family/Publications/m tscatables.pdf (Table 2).
11. https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos /ir.html#People

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Андреас Мариносян

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Мариносян Андреас Хачатурович

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы