|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Пиринговое образование05 июня 2013 22:54
На этом фоне весьма примечательный феномен представляет собой массовое онлайн-движение, которое к настоящему моменту оформилось в виде так называемого пирингового обучения (P2P learning) [1]. Его специфика в том, что оно родилось именно из тех возможностей, которых раньше не было. Его основание – это интернет, технологии 2.0, массовая оцифровка всевозможных материалов и большое количество открытых образовательных ресурсов (open educational resources, OER). Прототипы, разумеется, существовали и раньше. Наиболее очевидные из них – это учебные коллективы, основанные на горизонтальных связях (стади-группы, кружки) и бартерный обмен знаниями. Но характерная черта именно этого случая в том, что объемы доступных материалов, которые можно использовать в образовательных целях, многократно возросли. Плюс стало гораздо больше возможностей находить людей с близкими интересами и вступать с ними в контакт. С одной стороны, большое разнообразие и доступность материалов – это хорошо. С другой стороны, таким богатством трудно воспользоваться, когда, например, нужно приобщиться с нуля к абсолютно новой теме. Здесь необходима навигация, причем желательно компетентная. Традиционно таким навигатором в новой области становится преподаватель. Подбор преподавателя, в свою очередь, осуществляется либо по институциональному принципу, либо по рекомендации. Еще такими проводниками могут быть сведущие знакомые, но если их нет, то возникает вопрос, откуда их брать. В ситуации "пользователь + весь интернет" найти преподавателя бывает трудно, а учиться в одиночку и того труднее. Но если есть некая точка, в которой собираются люди, желающие чему-то научиться, и туда же приходят компетентные люди, готовые поделиться своими знаниями на добровольных началах, то организовать учебный процесс уже гораздо проще. Пиринговые учебные платформы Где спрос, там и предложение. Платформы, дающие возможность для такого рода взаимодействия, начали появляться в русле движения за свободу и открытость, примерно в том же ряду, что некоммерческие организации и добровольческие объединения за свободную культуру, открытый софт, доступ и, наконец, данные. Здесь сразу можно отметить существенное отличие от централизованных платформ-провайдеров МООКов. Так как многие из этих платформ-провайдеров созданы как коммерческие организации (Coursera, Udacity), они находятся друг с другом в отношениях конкуренции, и их главная задача в том, чтобы пользователи пришли учиться именно к ним, а не к конкурентам. С пиринговыми платформами все наоборот. Они как раз существуют за счет постоянного обмена ресурсами, методами и кадрами, поэтому почти любой крупный пиринговый проект будет оказываться одним из узлов в сети аналогичных проектов-партнеров. В качестве примера возьмем платформу P2PU (Peer 2 Peer University, Пиринговый университет). В настоящий момент он находится в тесных партнерских отношениях с такими проектами, как Creative Commons (и их Школой открытости), Open Knowledge Foundation (в частности, с его Школой данных), Mozilla (и ее Школой веб-ремесла [2]), Codecademy, MIT OpenCourseWare, Open Study и многими другими. Итак, P2PU – это созданный в 2010 г. сайт, на котором любой пользователь может создать свой курс по абсолютно любому предмету и на любом языке. Сам сайт первоначально англоязычный, но пользователи (на добровольной основе, естественно) могут переводить его на родные языки, что постепенно и происходит. Уже есть версии (на разных стадиях готовности) по-испански, по-корейски, по-китайски, по-шведски и на иврите. Для тех, кто не знает, как переводить сайт технически, там же есть специальный вводный курс. Помимо разрозненных пользовательских курсов, там же размещают свои курсы вышеупомянутые школы. Курс выглядит как выстроенные в определенном порядке задания с пояснениями, как их выполнять, и ссылками на внешние источники, которые рекомендуется использовать в ходе выполнения. Каждому заданию посвящена отдельная страница, и на каждой странице пользователи могут оставлять комментарии и общаться друг с другом. Проходить курс тоже может кто угодно, но есть три градации участия, предполагающие разную степень активности. Можно проходить курс, не регистрируясь, а просто выполняя по своему усмотрению задания (те, которые допускают выполнение в одиночку, потому что есть и групповые задания). Можно зарегистрироваться на сайте и записаться на "отслеживание" курса. Это для тех, кто в общем-то не собирается участвовать активно, но в принципе рассматривает такую возможность и, главное, не хочет, чтобы курс случайно потерялся. Наконец, можно (тоже после регистрации) записаться в качестве участника. Это формат для тех, кто собирается активно общаться с другими участниками и делиться своими достижениями. Важная черта любого курса в том, что там нет (и не предполагается) преподавателя, ни даже инструктора. Курс – это вариант последовательности действий, ведущих к приобретению того или иного навыка. Люди, которые сочли, что им этот навык нужен, собираются на этот курс и дальше, используя комментарии и другие формы взаимодействия, пытаются научиться. Теоретически возможен вариант, при котором группа пользователей решает, что курс неэффективен (зато люди хорошие), и будет дальше совместно искать другие возможности для получения всё того же навыка. Создатель курса может тоже участвовать в комментировании и прочем взаимодействии, однако это отнюдь не обязательная часть, и никакой контролирующей функции он не выполняет. С этим связан тот момент, что большое количество курсов начинается с того, что предлагает участникам создать свою сеть взаимодействия. Наиболее популярный способ – предложить пользователям завести себе учебный блог (это довольно распространенный жанр) и поделиться ссылкой в комментариях, а затем публиковать в блоге отчеты о выполненных заданиях и вообще рассказывать о впечатлениях. После этого пользователи могут подписываться на понравившиеся блоги, отслеживать таким образом чужой опыт и делиться своими соображениями по конкретным вопросам. Собственно, одна из важнейших задач пирингового курса – дать участникам побольше мотивации для совместной работы. Отечественная инициатива Тут можно вспомнить отечественную инициативу, никак не связанную с P2PU, но, тем не менее, использующую некоторые сходные принципы. Речь идет о проекте "Твоя история", History4you. Он появился относительно недавно, однако уже видно, что по ряду признаков очень напоминает пиринговую платформу. В настоящий момент "Твоя история" предлагает к изучению преимущественно российскую историю 1990-х гг.: "Уникальность периода 90-х годов состоит в том, что эта история живая. Живая история хороша тем, что есть очевидцы событий и опасна тем, что эти очевидцы абсолютизируют свой взгляд на эти вещи… Портал дает возможность ученикам посмотреть на разные взгляды разных очевидцев и убедиться, что в истории есть много живого, и это не линейный процесс, а большая мозаика", – пояснил один из создателей ресурса, профессор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Андрей Иоффе. Одна из характерных пиринговых черт ресурса в том, что он, будучи централизован на сайте, также активно подключает к процессу социальные сети. Сам сайт содержит различные материалы, касающиеся этого периода, и их число могут пополнять сами пользователи. Одна из особенностей в том, что пользователь может менять у себя в профиле свою роль – "ученик" или "учитель". На правах ученика можно участвовать в "уроках" или "открытых уроках"; на правах "учителя" можно создавать свои собственные учебные проекты. Денис Терехов, директор агентства "Социальные сети", которое разрабатывало портал, считает, что эту платформу надо доработать до большей универсальности, и тогда ее можно будет использовать в применении к разным гуманитарным дисциплинам. Механический МООК Мы уже говорили о платформенных МООКах, для которых требуются серьезные технические разработки и большие финансовые вложения. Между тем, существует формат, который, при всей своей специфике, полностью соответствует всем признакам МООКа и при этом не требует практически никаких финансовых вложений, равно как и специальных технологий. Под признаками МООКа мы здесь понимаем массовость (то есть отсутствие лимита на число участников), локализацию онлайн, бесплатность для участников и ограниченность по времени. В качестве примера такого МООКа, который, в частности, первым осознал себя таковым, можно привести совместный проект P2PU, MIT OCW, Codecademy и OpenStudy под названием “A Gentle Introduction to Python”. Этот проект представляет собой регулярно повторяющийся восьминедельный вводный курс по языку программирования "Питон" (ближайший курс, уже четвертый по счету, стартует в июне). Регистрация проходит на сайте МООКа. В ходе регистрации участники, прежде всего, оставляют свой электронный адрес, на который будет после начала курса еженедельно приходить рассылка с заданиями. Как и в случае с курсами на P2PU, никакого инструктора у курса нет – даже рассылка производится ботом. Есть только задания, вспомогательные материалы, на которые даются ссылки, и другие участники, с которыми можно советоваться или им помогать. Важная составляющая курса – опять же, навигация по сетям и сообществам, где можно получить адресно помощь, если возникнут какие-то проблемы с выполнением заданий. Параллельно с этим у проекта есть блог, в котором, в частности, публикуются все рассылки (вот, например, за январь 2013 г.), и их можно прочитать в любое время. Все материалы курса также доступны независимо от регистрации. Один из ключевых "учебников" этого МООКа – это платформа Codecademy, точнее размещенные там интерактивные задания для освоения "Питона". Эти задания, естественно, сами по себе можно выполнять вне какой-либо связи с этим курсом и даже не зная о его существовании, так как платформа сама по себе известна и популярна. Там даются пошаговые четкие задания, которые можно выполнять в том же окне браузера и мгновенно получать результат. В чем, в таком случае, смысл регистрации и участия в рассылке? В том, что регистрация представляет собой фильтр для пользователей по уровню подготовки и интересам. Зарегистрированный пользователь автоматически попадает в среду людей, которые тоже изучают "Питон" и тоже находятся на начальных этапах. При этом у кого-то, конечно, будет уровень чуть повыше, у кого-то чуть пониже. Однако все будут находиться в равном положении и смогут задавать соответствующие уровню вопросы, на которые кто-то, вероятно, уже нашел ответы и готов ими поделиться. По аналогичному принципу строятся учебные программы (фактически тоже механические МООКи) в Школе данных, которые называются "экспедициями данных" (Data Expeditions) и могут организовываться как Школой (рассылку осуществляет бот), так и отдельными пользователями по интересующей их теме. Специфика P2P-образования Разумеется, подобные проекты представляют собой богатый материал для исследователей, занимающихся теориями образовательных процессов, и для практикующих преподавателей, которых интересуют новые подходы и способы их применения. Область совсем новая, поэтому пока там пытаются вырабатывать методы исследования и критерии оценки результатов. Одно из недавних исследований, как раз на материале P2PU, можно посмотреть здесь (.pdf). Предсказуемый скепсис, как и в случае с краудсорсинговыми проектами вроде Википедии, может вызывать полное отсутствие централизации и институтов, которые могли бы гарантировать качество. Еще один момент состоит в том, что, в отличие от институциональных курсов, в пиринговые курсы не встроены механизмы принуждения и механизмы экспертного оценивания. То есть в каждом конкретном случае их, конечно, можно достроить, если на то будет воля учебной группы, но в целом все это опирается на личную заинтересованность участников в том, чтобы как-то двигать процесс. Главный вопрос в том, каким образом пиринговые модели пытаются решить проблемы, для которых традиционное образование уже выработало решение. Дисциплина. Задача любого учебного курса в том, чтобы его прошли. Традиционное образование действует тут методом кнута и пряника. Кнут – это система контроля и оценок; пряник – это итоговая аттестация и возможность верифицировать, а в дальнейшем и монетизировать свои навыки. Пиринговая модель ни тем ни другим по умолчанию не располагает. Но тут она задается вопросом: а обязательно ли всем проходить курс до конца? Что если человек удовлетворился навыками, полученными в середине курса, и пока ему больше не нужно? Проводившиеся среди участников механического МООКа опросы свидетельствуют в пользу того, что многие пользователи, сошедшие с дистанции до формального окончания, считают свои результаты вполне удовлетворительными и способны применять их в своих интересах. Руководство процессом. В традиционном образовании для этого есть преподаватель или инструктор. В пиринговом такового нет. Способна ли группа организоваться так, чтобы слаженно следовать совершенно безликим инструкциям? Тут, опять же, вопрос мотивации участников и их способность к взаимодействию. Как показывает вышеупомянутое исследование, как правило, учебный коллектив всякий раз распадается на две части: активных участников, которые постоянно общаются и обмениваются опытом, и пассивных участников, которые за всем этим молча наблюдают. Среди активных обычно находятся те, кто, собственно, становится двигателем процесса и связующим звеном между всеми прочими участниками активного общения. Это далеко не обязательно самый осведомленный пользователь, но он выступает инициатором общения, и его примеру начинают следовать прочие. Пассивную аудиторию есть соблазн рассматривать как безбилетников, которые только пользуются плодами чужих трудов, а сами ничем не делятся. Однако, как показывает всё то же исследование, в пиринговом образовании эта молчаливая часть – важный потенциал, из которого в дальнейшем формируются новые активные участники. В частности, среди молчаливых много новичков, которые впервые оказались в пиринговой среде и чувствуют себя в ней неуверенно – соответственно, им нужно время, чтобы привыкнуть. Измерение прогресса. Учебный процесс подразумевает, что учащиеся будут получать новые знания. Чтобы оценить успехи, нужен какой-то механизм. В традиционном образовании – это некий экспертный институт (преподаватель или комиссия). В пиринговом образовании все гораздо менее однозначно. Тем не менее, существуют разные способы измерения. Во-первых, есть навыки, овладение которыми поддается автоматизированному оцениванию. Во-вторых, возможно пиринговое оценивание, когда другие участники высказывают свое мнение о результатах и предлагают свои рекомендации. В-третьих, можно попытаться применить свои навыки к практическим задачам и посмотреть, что получится. В-четвертых, наконец, можно найти эксперта. Участники пирингового сообщества существуют не в вакууме. Обычно у них есть вполне общедоступные профили, в которых указаны их контакты, а также регалии, выходящие далеко за пределы P2P-сообщества. Если найти себе эксперта в соответствующей области, можно обратиться за оценкой к нему. Репутация. В традиционном варианте это дипломы, сертификаты и степени. В пиринговом варианте этого всего нет. В качестве своего рода суррогата появилась и развивается система бейджей. Бейдж – это, собственно, символическая картинка, которой присвоено то или иное значение. Значение может быть любое: от "просто хороший человек" до "отличный блоггер" или "веб-мастер". Системы бейджей бывают локальными, то есть они действуют только внутри какого-то одного сообщества (в Codecademy, например) или более общими. Сейчас в этом деле тон задала Mozilla, создав систему "открытых бейджей" (Open Badges), в которую начали интегрироваться бейджи партнерских проектов вроде P2PU. Бейдж может создать кто угодно (на P2PU, опять же, специальный курс). Создать бейдж – значит сделать для него картинку, определить, в каких случаях он присваивается и какова процедура присвоения. Некоторые можно давать просто из симпатии; другие – в качестве благодарности за полезные рекомендации; третьи автоматически присваиваются по итогам прохождения какого-нибудь курса; четвертые, наконец, присваиваются за проекты, представленные для пирингового оценивания (проекту начислили не менее такого-то числа баллов – его автор получает бейдж). Естественно, вне пирингового сообщества такие бейджи роли не играют, но, во-первых, они помогают сориентироваться внутри сообщества, во-вторых, в силу интеграции, существенно выросло сообщество, в котором они имеют значение. Панкующие По итогам всего этого появилось движение Edupunk, которое формализовала и популяризовала американская писательница Аня Каменец (Anya Kamenetz) в виде сайта Edupunks’ Guide. Собственно, этот проект – попытка алгоритмизации образовательного процесса на основе существующих в Сети способов получить бесплатное образование. Специфика проекта в том, что его цель – вывести процесс самостоятельного образования к тем же практическим результатам, которое дает традиционное образование, то есть к получению реального сертификата и дальнейшему трудоустройству. И, конечно, в основе этого подхода лежат пиринговые принципы. Прежде всего, проект по шагам рассматривает этапы выстраивание личного образовательного курса: определение цели; поиск людей, которые могут помочь советами или поделиться навыками; формирование индивидуальной программы, позволяющей овладеть нужными знаниями; расчет сроков обучения; поиск менторов (людей, которые добровольно возьмутся помогать в обучении); создание сети контактов в социальных медиа; и, наконец, получение сертификата в различных институтах. Речь идет, естественно, об американских институтах с их спецификой. В частности, в ряде случаев можно сдать платные экзамены по требуемым дисциплинам, и если их успешно сдать, институт дает сертификат. Насколько эта система действительно работает, пока судить трудно. Однако поклонников у нее много (на ее основе, в частности, есть курс на P2PU), и они в той или иной форме применяют разные аспекты этой методики. Примечания [1] Слово "пиринговый" происходит от английского "peer", что в данном случае обозначает партнеров, или людей, находящихся между собой в равном положении. Выражения "peer to peer", или "peer 2 peer", или "P2P" в применении к сообществам подразумевают, что они устроены по горизонтальному принципу и что блага в этих сообществах распространяются не от центра к периферии, а от одного участника к другому на равных основаниях. [2] В оригинале мозилловская Школа веб-ремесла называется School of Webcraft. Среди участников этого пирингового проекта нередко встречаются высказывания о том, что первичный импульс вступить в эту школу был вызван созвучием названия School of Webcraft со School of Witchcraft (and Wizardry), Школой чародейства и волшебства, известной также под названием Хогвартс.
Анна Сакоян
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |