Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Пиринговое образование

05 июня 2013 22:54

Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Иллюстрация с сайта www.polit.ru
Стремительно распространившаяся модель массовых открытых онлайн-курсов (МООК) исходит из того, что благодаря возникновению новых технологий высшее образование можно перестроить таким образом, что учебный процесс как таковой станет бесплатным. Хотя статус этих проектов еще далек от стабильности, ресурсы вроде Coursera, Udacity, edX и Khan Academy уже снискали большую популярность среди пользователей. Однако при всей инновационности, все эти проекты в основе своей опираются на традиционную образовательную схему – когда есть образовательный институт, есть санкционированный им курс, который обязательно ведет преподаватель из этого института, есть класс, задания, система итоговой аттестации и возможность сертифицировать повышение квалификации. Просто эту модель пытаются перевести на новые рельсы.

На этом фоне весьма примечательный феномен представляет собой массовое онлайн-движение, которое к настоящему моменту оформилось в виде так называемого пирингового обучения (P2P learning) [1]. Его специфика в том, что оно родилось именно из тех возможностей, которых раньше не было. Его основание – это интернет, технологии 2.0, массовая оцифровка всевозможных материалов и большое количество открытых образовательных ресурсов (open educational resources, OER).

Прототипы, разумеется, существовали и раньше. Наиболее очевидные из них – это учебные коллективы, основанные на горизонтальных связях (стади-группы, кружки) и бартерный обмен знаниями. Но характерная черта именно этого случая в том, что объемы доступных материалов, которые можно использовать в образовательных целях, многократно возросли. Плюс стало гораздо больше возможностей находить людей с близкими интересами и вступать с ними в контакт. С одной стороны, большое разнообразие и доступность материалов – это хорошо. С другой стороны, таким богатством трудно воспользоваться, когда, например, нужно приобщиться с нуля к абсолютно новой теме. Здесь необходима навигация, причем желательно компетентная.

Традиционно таким навигатором в новой области становится преподаватель. Подбор преподавателя, в свою очередь, осуществляется либо по институциональному принципу, либо по рекомендации. Еще такими проводниками могут быть сведущие знакомые, но если их нет, то возникает вопрос, откуда их брать. В ситуации "пользователь + весь интернет" найти преподавателя бывает трудно, а учиться в одиночку и того труднее. Но если есть некая точка, в которой собираются люди, желающие чему-то научиться, и туда же приходят компетентные люди, готовые поделиться своими знаниями на добровольных началах, то организовать учебный процесс уже гораздо проще.

Пиринговые учебные платформы

Где спрос, там и предложение. Платформы, дающие возможность для такого рода взаимодействия, начали появляться в русле движения за свободу и открытость, примерно в том же ряду, что некоммерческие организации и добровольческие объединения за свободную культуру, открытый софт, доступ и, наконец, данные. Здесь сразу можно отметить существенное отличие от централизованных платформ-провайдеров МООКов. Так как многие из этих платформ-провайдеров созданы как коммерческие организации (Coursera, Udacity), они находятся друг с другом в отношениях конкуренции, и их главная задача в том, чтобы пользователи пришли учиться именно к ним, а не к конкурентам.

С пиринговыми платформами все наоборот. Они как раз существуют за счет постоянного обмена ресурсами, методами и кадрами, поэтому почти любой крупный пиринговый проект будет оказываться одним из узлов в сети аналогичных проектов-партнеров. В качестве примера возьмем платформу P2PU (Peer 2 Peer University, Пиринговый университет). В настоящий момент он находится в тесных партнерских отношениях с такими проектами, как Creative Commons (и их Школой открытости), Open Knowledge Foundation (в частности, с его Школой данных), Mozilla (и ее Школой веб-ремесла [2]), Codecademy, MIT OpenCourseWare, Open Study и многими другими.

Итак, P2PU – это созданный в 2010 г. сайт, на котором любой пользователь может создать свой курс по абсолютно любому предмету и на любом языке. Сам сайт первоначально англоязычный, но пользователи (на добровольной основе, естественно) могут переводить его на родные языки, что постепенно и происходит. Уже есть версии (на разных стадиях готовности) по-испански, по-корейски, по-китайски, по-шведски и на иврите. Для тех, кто не знает, как переводить сайт технически, там же есть специальный вводный курс. Помимо разрозненных пользовательских курсов, там же размещают свои курсы вышеупомянутые школы.

Курс выглядит как выстроенные в определенном порядке задания с пояснениями, как их выполнять, и ссылками на внешние источники, которые рекомендуется использовать в ходе выполнения. Каждому заданию посвящена отдельная страница, и на каждой странице пользователи могут оставлять комментарии и общаться друг с другом. Проходить курс тоже может кто угодно, но есть три градации участия, предполагающие разную степень активности. Можно проходить курс, не регистрируясь, а просто выполняя по своему усмотрению задания (те, которые допускают выполнение в одиночку, потому что есть и групповые задания). Можно зарегистрироваться на сайте и записаться на "отслеживание" курса. Это для тех, кто в общем-то не собирается участвовать активно, но в принципе рассматривает такую возможность и, главное, не хочет, чтобы курс случайно потерялся. Наконец, можно (тоже после регистрации) записаться в качестве участника. Это формат для тех, кто собирается активно общаться с другими участниками и делиться своими достижениями.

Важная черта любого курса в том, что там нет (и не предполагается) преподавателя, ни даже инструктора. Курс – это вариант последовательности действий, ведущих к приобретению того или иного навыка. Люди, которые сочли, что им этот навык нужен, собираются на этот курс и дальше, используя комментарии и другие формы взаимодействия, пытаются научиться. Теоретически возможен вариант, при котором группа пользователей решает, что курс неэффективен (зато люди хорошие), и будет дальше совместно искать другие возможности для получения всё того же навыка.

Создатель курса может тоже участвовать в комментировании и прочем взаимодействии, однако это отнюдь не обязательная часть, и никакой контролирующей функции он не выполняет. С этим связан тот момент, что большое количество курсов начинается с того, что предлагает участникам создать свою сеть взаимодействия. Наиболее популярный способ – предложить пользователям завести себе учебный блог (это довольно распространенный жанр) и поделиться ссылкой в комментариях, а затем публиковать в блоге отчеты о выполненных заданиях и вообще рассказывать о впечатлениях. После этого пользователи могут подписываться на понравившиеся блоги, отслеживать таким образом чужой опыт и делиться своими соображениями по конкретным вопросам. Собственно, одна из важнейших задач пирингового курса – дать участникам побольше мотивации для совместной работы.

Отечественная инициатива

Тут можно вспомнить отечественную инициативу, никак не связанную с P2PU, но, тем не менее, использующую некоторые сходные принципы. Речь идет о проекте "Твоя история", History4you. Он появился относительно недавно, однако уже видно, что по ряду признаков очень напоминает пиринговую платформу. В настоящий момент "Твоя история" предлагает к изучению преимущественно российскую историю 1990-х гг.: "Уникальность периода 90-х годов состоит в том, что эта история живая. Живая история хороша тем, что есть очевидцы событий и опасна тем, что эти очевидцы абсолютизируют свой взгляд на эти вещи… Портал дает возможность ученикам посмотреть на разные взгляды разных очевидцев и убедиться, что в истории есть много живого, и это не линейный процесс, а большая мозаика", – пояснил один из создателей ресурса, профессор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Андрей Иоффе.

Одна из характерных пиринговых черт ресурса в том, что он, будучи централизован на сайте, также активно подключает к процессу социальные сети. Сам сайт содержит различные материалы, касающиеся этого периода, и их число могут пополнять сами пользователи.

Одна из особенностей в том, что пользователь может менять у себя в профиле свою роль – "ученик" или "учитель". На правах ученика можно участвовать в "уроках" или "открытых уроках"; на правах "учителя" можно создавать свои собственные учебные проекты.

Денис Терехов, директор агентства "Социальные сети", которое разрабатывало портал, считает, что эту платформу надо доработать до большей универсальности, и тогда ее можно будет использовать в применении к разным гуманитарным дисциплинам.

Механический МООК

Мы уже говорили о платформенных МООКах, для которых требуются серьезные технические разработки и большие финансовые вложения. Между тем, существует формат, который, при всей своей специфике, полностью соответствует всем признакам МООКа и при этом не требует практически никаких финансовых вложений, равно как и специальных технологий. Под признаками МООКа мы здесь понимаем массовость (то есть отсутствие лимита на число участников), локализацию онлайн, бесплатность для участников и ограниченность по времени.

В качестве примера такого МООКа, который, в частности, первым осознал себя таковым, можно привести совместный проект P2PU, MIT OCW, Codecademy и OpenStudy под названием “A Gentle Introduction to Python”. Этот проект представляет собой регулярно повторяющийся восьминедельный вводный курс по языку программирования "Питон" (ближайший курс, уже четвертый по счету, стартует в июне). Регистрация проходит на сайте МООКа. В ходе регистрации участники, прежде всего, оставляют свой электронный адрес, на который будет после начала курса еженедельно приходить рассылка с заданиями. Как и в случае с курсами на P2PU, никакого инструктора у курса нет – даже рассылка производится ботом. Есть только задания, вспомогательные материалы, на которые даются ссылки, и другие участники, с которыми можно советоваться или им помогать. Важная составляющая курса – опять же, навигация по сетям и сообществам, где можно получить адресно помощь, если возникнут какие-то проблемы с выполнением заданий. Параллельно с этим у проекта есть блог, в котором, в частности, публикуются все рассылки (вот, например, за январь 2013 г.), и их можно прочитать в любое время.

Все материалы курса также доступны независимо от регистрации. Один из ключевых "учебников" этого МООКа – это платформа Codecademy, точнее размещенные там интерактивные задания для освоения "Питона". Эти задания, естественно, сами по себе можно выполнять вне какой-либо связи с этим курсом и даже не зная о его существовании, так как платформа сама по себе известна и популярна. Там даются пошаговые четкие задания, которые можно выполнять в том же окне браузера и мгновенно получать результат.

В чем, в таком случае, смысл регистрации и участия в рассылке? В том, что регистрация представляет собой фильтр для пользователей по уровню подготовки и интересам. Зарегистрированный пользователь автоматически попадает в среду людей, которые тоже изучают "Питон" и тоже находятся на начальных этапах. При этом у кого-то, конечно, будет уровень чуть повыше, у кого-то чуть пониже. Однако все будут находиться в равном положении и смогут задавать соответствующие уровню вопросы, на которые кто-то, вероятно, уже нашел ответы и готов ими поделиться.

По аналогичному принципу строятся учебные программы (фактически тоже механические МООКи) в Школе данных, которые называются "экспедициями данных" (Data Expeditions) и могут организовываться как Школой (рассылку осуществляет бот), так и отдельными пользователями по интересующей их теме.

Специфика P2P-образования

Разумеется, подобные проекты представляют собой богатый материал для исследователей, занимающихся теориями образовательных процессов, и для практикующих преподавателей, которых интересуют новые подходы и способы их применения. Область совсем новая, поэтому пока там пытаются вырабатывать методы исследования и критерии оценки результатов. Одно из недавних исследований, как раз на материале P2PU, можно посмотреть здесь (.pdf).

Предсказуемый скепсис, как и в случае с краудсорсинговыми проектами вроде Википедии, может вызывать полное отсутствие централизации и институтов, которые могли бы гарантировать качество. Еще один момент состоит в том, что, в отличие от институциональных курсов, в пиринговые курсы не встроены механизмы принуждения и механизмы экспертного оценивания. То есть в каждом конкретном случае их, конечно, можно достроить, если на то будет воля учебной группы, но в целом все это опирается на личную заинтересованность участников в том, чтобы как-то двигать процесс. Главный вопрос в том, каким образом пиринговые модели пытаются решить проблемы, для которых традиционное образование уже выработало решение.

Дисциплина. Задача любого учебного курса в том, чтобы его прошли. Традиционное образование действует тут методом кнута и пряника. Кнут – это система контроля и оценок; пряник – это итоговая аттестация и возможность верифицировать, а в дальнейшем и монетизировать свои навыки. Пиринговая модель ни тем ни другим по умолчанию не располагает. Но тут она задается вопросом: а обязательно ли всем проходить курс до конца? Что если человек удовлетворился навыками, полученными в середине курса, и пока ему больше не нужно? Проводившиеся среди участников механического МООКа опросы свидетельствуют в пользу того, что многие пользователи, сошедшие с дистанции до формального окончания, считают свои результаты вполне удовлетворительными и способны применять их в своих интересах.

Руководство процессом. В традиционном образовании для этого есть преподаватель или инструктор. В пиринговом такового нет. Способна ли группа организоваться так, чтобы слаженно следовать совершенно безликим инструкциям? Тут, опять же, вопрос мотивации участников и их способность к взаимодействию. Как показывает вышеупомянутое исследование, как правило, учебный коллектив всякий раз распадается на две части: активных участников, которые постоянно общаются и обмениваются опытом, и пассивных участников, которые за всем этим молча наблюдают. Среди активных обычно находятся те, кто, собственно, становится двигателем процесса и связующим звеном между всеми прочими участниками активного общения. Это далеко не обязательно самый осведомленный пользователь, но он выступает инициатором общения, и его примеру начинают следовать прочие.

Пассивную аудиторию есть соблазн рассматривать как безбилетников, которые только пользуются плодами чужих трудов, а сами ничем не делятся. Однако, как показывает всё то же исследование, в пиринговом образовании эта молчаливая часть – важный потенциал, из которого в дальнейшем формируются новые активные участники. В частности, среди молчаливых много новичков, которые впервые оказались в пиринговой среде и чувствуют себя в ней неуверенно – соответственно, им нужно время, чтобы привыкнуть.

Измерение прогресса. Учебный процесс подразумевает, что учащиеся будут получать новые знания. Чтобы оценить успехи, нужен какой-то механизм. В традиционном образовании – это некий экспертный институт (преподаватель или комиссия). В пиринговом образовании все гораздо менее однозначно. Тем не менее, существуют разные способы измерения. Во-первых, есть навыки, овладение которыми поддается автоматизированному оцениванию. Во-вторых, возможно пиринговое оценивание, когда другие участники высказывают свое мнение о результатах и предлагают свои рекомендации. В-третьих, можно попытаться применить свои навыки к практическим задачам и посмотреть, что получится. В-четвертых, наконец, можно найти эксперта. Участники пирингового сообщества существуют не в вакууме. Обычно у них есть вполне общедоступные профили, в которых указаны их контакты, а также регалии, выходящие далеко за пределы P2P-сообщества. Если найти себе эксперта в соответствующей области, можно обратиться за оценкой к нему.

Репутация. В традиционном варианте это дипломы, сертификаты и степени. В пиринговом варианте этого всего нет. В качестве своего рода суррогата появилась и развивается система бейджей. Бейдж – это, собственно, символическая картинка, которой присвоено то или иное значение. Значение может быть любое: от "просто хороший человек" до "отличный блоггер" или "веб-мастер". Системы бейджей бывают локальными, то есть они действуют только внутри какого-то одного сообщества (в Codecademy, например) или более общими. Сейчас в этом деле тон задала Mozilla, создав систему "открытых бейджей" (Open Badges), в которую начали интегрироваться бейджи партнерских проектов вроде P2PU. Бейдж может создать кто угодно (на P2PU, опять же, специальный курс).

Создать бейдж – значит сделать для него картинку, определить, в каких случаях он присваивается и какова процедура присвоения. Некоторые можно давать просто из симпатии; другие – в качестве благодарности за полезные рекомендации; третьи автоматически присваиваются по итогам прохождения какого-нибудь курса; четвертые, наконец, присваиваются за проекты, представленные для пирингового оценивания (проекту начислили не менее такого-то числа баллов – его автор получает бейдж).

Естественно, вне пирингового сообщества такие бейджи роли не играют, но, во-первых, они помогают сориентироваться внутри сообщества, во-вторых, в силу интеграции, существенно выросло сообщество, в котором они имеют значение.

Панкующие

По итогам всего этого появилось движение Edupunk, которое формализовала и популяризовала американская писательница Аня Каменец (Anya Kamenetz) в виде сайта Edupunks’ Guide. Собственно, этот проект – попытка алгоритмизации образовательного процесса на основе существующих в Сети способов получить бесплатное образование. Специфика проекта в том, что его цель – вывести процесс самостоятельного образования к тем же практическим результатам, которое дает традиционное образование, то есть к получению реального сертификата и дальнейшему трудоустройству. И, конечно, в основе этого подхода лежат пиринговые принципы.

Прежде всего, проект по шагам рассматривает этапы выстраивание личного образовательного курса: определение цели; поиск людей, которые могут помочь советами или поделиться навыками; формирование индивидуальной программы, позволяющей овладеть нужными знаниями; расчет сроков обучения; поиск менторов (людей, которые добровольно возьмутся помогать в обучении); создание сети контактов в социальных медиа; и, наконец, получение сертификата в различных институтах. Речь идет, естественно, об американских институтах с их спецификой. В частности, в ряде случаев можно сдать платные экзамены по требуемым дисциплинам, и если их успешно сдать, институт дает сертификат.

Насколько эта система действительно работает, пока судить трудно. Однако поклонников у нее много (на ее основе, в частности, есть курс на P2PU), и они в той или иной форме применяют разные аспекты этой методики.

Примечания

[1] Слово "пиринговый" происходит от английского "peer", что в данном случае обозначает партнеров, или людей, находящихся между собой в равном положении. Выражения "peer to peer", или "peer 2 peer", или "P2P" в применении к сообществам подразумевают, что они устроены по горизонтальному принципу и что блага в этих сообществах распространяются не от центра к периферии, а от одного участника к другому на равных основаниях.

[2] В оригинале мозилловская Школа веб-ремесла называется School of Webcraft. Среди участников этого пирингового проекта нередко встречаются высказывания о том, что первичный импульс вступить в эту школу был вызван созвучием названия School of Webcraft со School of Witchcraft (and Wizardry), Школой чародейства и волшебства, известной также под названием Хогвартс.

Анна Сакоян

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы