Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

ЕГЭ по экономике

21 мая 2013 23:17

Фото Александра Шалгина. Фото с сайта www.ng.ru
Фото Александра Шалгина. Фото с сайта www.ng.ru
В 2015 году в школах России появится курс финансовой грамотности. Сегодня в отдельных регионах идет экспериментальное апробирование предмета в виде школьного факультатива. Тенденция эта международная. Вопросы и задания на проверку финансовой грамотности уже даются в международном исследовании PISA. Что же касается российского курса, то сейчас уже продумывают форму аттестации учащихся по предмету. Скорее всего вопросы по финансовой грамотности будут включены в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (единого госэкзамена).

По мнению директора департамента международных финансовых отношений Минфина Андрея Бокарева, в результате обучения должно увеличиться количество людей, которые станут лучше разбираться в финансовых вопросах и будут чаще обращаться в соответствующие ведомства и организации по поводу оказания некачественных финансовых услуг, а это очень важно для совершенствования отрасли. Так как инициатором новшества стало Министерство финансов, то и деньги здесь экономить особо не будут.

Итак, в ведении школьного курса будут рассмотрены такие темы, как денежные операции, планирование и управление финансами, риски и вознаграждения и т.д. Для успешной реализации обучения школьников планируют организовать подготовку педагогов, которая будет осуществляться как через тьюторские центры в регионах, так и с помощью дистанционных технологий. На цифровые образовательные ресурсы Минфин уже выделил средства.

Все это делается, как уже говорилось выше, для повышения финансовой грамотности молодежи. Ведь сегодня, по данным председателя Конфедерации общества потребителей Дмитрия Янина, 60% населения ничего не знают о системе страхования банковских вкладов, 30% уверены, что государство обязано возместить все их потери при инвестициях, будь то акции или вклады в любые коммерческие организации. И почти половина людей не в состоянии определить признаки финансовых пирамид.

Впрочем, куда больше организаторов внедрения экономических программ в школу волнует то, с какой легкостью россияне (и молодые люди особенно) берут потребительские кредиты. По количеству потребительских кредитов Россия уже опередила западные страны: общий объем займов у нас составляет 10% ВВП.

Авторы отечественного новшества изучали опыт зарубежных стран. Например, опыт США, где финансовой грамотности обучают чуть ли не с детского сада, правда, в игровой форме, а первые банковские карты выдаются детям с шести лет.

Нам до такой "свободы финансов" еще далеко. По словам руководителя авторского коллектива по разработке учебных материалов для школьников Игоря Липсица, школам пока предлагают ввести курс финансового ликбеза всего лишь на факультативной основе. Ребенок может выбрать его по собственному желанию – с 1 по 11-й класс. Одновременно готовятся материалы для родителей и методические пособия для учителей. В учебниках будет все максимально приближено к жизни: разъяснения – как вести себя в конкретных жизненных ситуациях, связанных с финансовыми операциями и объяснения, как планировать свой бюджет, формировать накопления, как с максимальной выгодой и наименьшими рисками приобретать кредиты и т.д.

Все это вопросы далеко не праздные, считают разработчики курса, ведь подростки уже с 14 лет имеют право работать, а выпускники все чаще подумывают о получении образовательных кредитов для обучения в вузах. Еще составители курса стремятся учесть разницу интересов старших и младших школьников при изучении предмета. Если популярная игра "Монополия" помогает развивать бизнес-мышление, то нечто подобное можно придумать и для развития финансового мышления у детей и подростков.

Со старшими школьниками планируется проектная деятельность, предусматривающая разбор конкретных ситуаций. Любая игра запрограммирована, а ситуации в жизни постоянно меняются. Преподаватели Высшей школы экономики (НИУ) описывают, например, такую распространенную ситуацию. Студент или школьник получает на свой мобильный предложение вложить определенную сумму денег в какую-то компанию и ежемесячно получать 8,25% дохода от этой суммы. Вполне понятно, объясняют эксперты, что кому-то другому эта компания выдаст кредит уже под 14,5% и заработает на этой разнице. Это – типичный пример втягивания людей в кредитную ловушку. Компания будет выдавать кредиты, чтобы иметь свой процент от каждой сделки и рассчитываться с теми, кто вложил свои средства в развитие этого "бизнеса". Здесь существует большая вероятность того, что начнется выплата процентов за счет новых вкладчиков. Это и есть классическая финансовая пирамида.

Примерно такие "практикоориентированные" вещи и будут рассказывать школьникам. Авторы курса предполагают учесть и такую особую категорию, как воспитанники детских домов. Для них напишут специальные учебники, поскольку, по мнению экспертов, от финансовой грамотности воспитанников будет зависеть качество их жизни в будущем.

Конечно, у идеи наверняка найдутся оппоненты. Какой смысл в стране, где большая часть населения живет на границе прожиточного минимума, развивать подобные программы для школьников? Не лучше ли давать побольше математики и физики? У финансистов на это готов свой ответ: бедное население России держит на депозитах российских банков 11 трлн. руб. (а общероссийский ВВП составляет 40 трлн.). Спрашивается, почему россияне не вкладывают свои средства в другие более доходные финансовые инструменты? Потому что люди боятся обмана. Министерство финансов РФ предполагает решить эту задачу вводом нового школьного предмета "Финансовая грамотность".

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы