Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 27 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Контрабандисты с высокой квалификацией

17 мая 2013 22:59

Руководитель рабочей группы по созданию дорожной карты Национальной системы компетенций и квалификаций Алексей Репик. Фото с сайта www.strf.ru
Руководитель рабочей группы по созданию дорожной карты Национальной системы компетенций и квалификаций Алексей Репик. Фото с сайта www.strf.ru
Дорожную карту по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) Агентства стратегических инициатив я впервые увидела в ноябре прошлого года, когда брала интервью у Алексея Репика, председателя совета директоров "Р-фарм" и руководителя рабочей группы по созданию этой карты. Тогда мне пришлось исследовать толстую библию, напоминавшую не карту, а скорее атлас отечественных "дорог и бездорожий" – его распечатка заняла несколько минут, пока Алексей рассказывал мне о фрилансерстве и возможностях iTunes-университета, которые откроются жителям российского села Красное.

По-видимому, увлечённость продуктами компании Apple не исчезла в АСИ и к сегодняшнему дню: пока премьер-министр Дмитрий Медведев на Международном юридическом форуме в Петербурге демонстративно использовал бумажный блокнот вместо iPad, дабы никто не усомнился, что на рабочем месте планшетные игрушки его не интересуют, в стенах московского отеля "Мариотт Роял Аврора" гости конференции, посвящённой Национальной системе компетенций и квалификаций, кадровой катастрофе и долгосрочной политике, вовсю использовали гаджеты разного фасона, а Дмитрий Песков, директор направления АСИ "Молодые профессионалы", печатал что-то в своём миниатюрном iPad и то и дело расплывался в улыбке, глядя в него.

Тем временем министр экономического развития России Андрей Белоусов внимательно изучал маленькую брошюру, в которую ныне уместилась та самая дорожная карта. На её пятой страничке упоминалась задача, поставленная Президентом России, по созданию 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году – с ними как раз и связана создаваемая система компетенций и квалификаций. За эту миллионную цифру, кажущуюся почти фантастической для России, зацепились почти все участники дискуссии, и первым делом г-н Белоусов рассеял надежду на её реальность: "Когда Борис Титов вместе с коллегой придумал “25 миллионов рабочих мест”, этому тезису отводилось примерно три строчки в семистраничном документе. И я спросил у Бориса, знает ли он, что создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест стоит больше всех инвестиций, которые мы видим до 2100 года. Тем не менее тезис стал жить – политически он очень важный, и мы его поддерживаем. Но считали мы всё потом".

По словам министра, первые подсчёты показали, что на данный период таких рабочих мест – 18 миллионов, но затем пересчёты снизили эту цифру до 9 миллионов во всех отраслях: от торговли и образования до медицины, сферы бытовых услуг и высокотехнологичного сектора. Тем не менее Белоусов пояснил, что создание к 2020 году именно 25 миллионов рабочих мест стало одним из критериев темпов экономического роста в форсированном варианте долгосрочного прогноза, и поделился своими размышлениями о низкой производительности труда в России:

– Мы потребляем больше, чем позволяет эффективность нашей экономики. Стратегически у нас есть развилки: либо мы каким-то образом обеспечим в ближайшие 5–7 лет повышение эффективности труда, либо будем вынуждены срезать потребление. Поэтому один из вопросов, на которые должна отвечать карта, – это мотивация повышения квалификации. Сегодня у нас оцениваются не компетенции работника, а его соответствие рабочему месту, – такая система подходит только для индустриальной стадии производства, когда рабочее место обновляется медленно. Поэтому заход в создание НСКК должен быть не столько со стороны профессионального образования, сколько со стороны среды формирования профессиональных компетенций – с двумя компонентами: система подтверждения компетенций в сертификационных центрах и система аккредитации таких центров.

Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты России, прокомментировала пункты, "зашитые в дорожную карту":

– Плюс этого документа в том, что в нём системно поданы все основные направления в создании системы модернизации квалификаций. За последние пять месяцев мы сделали прорыв в создании нормативно-правовой базы, абсолютно новой для России. Буквально недавно в Трудовом кодексе появились поправки, касающиеся дистанционной занятости и возможности при помощи электронной подписи заключать трудовые договоры. Для работодателя это значительная минимизация издержек на организацию рабочих мест, а для работника – возможность трудиться, живя совершенно в другом регионе, что в условиях российской удалённости центров и моногородов – серьёзное подспорье.

Заместитель губернатора и председателя правительства Красноярского края Андрей Гнездилов поделился положительными впечатлениями о карте по созданию НСКК и рассказал о том, что многие мероприятия карты уже реализуются в Красноярском крае – например, создаются центры профессионального образования и формируется единый краевой реестр инвестиционных проектов, по которым существует кадровая потребность.

Однако заместитель министра образования и науки России Александр Климов в своём выступлении предпочёл указать на проблемы, которые не нашли "адекватного отражения" в этой дорожной карте:

– Во-первых, мы должны чётко сфокусироваться на повышении практичности профессионального обучения. Закон об образовании внёс ряд новаций, в том числе появилась возможность создавать базовые кафедры на предприятиях, появились сетевые программы с инжиниринговыми центрами, прикладной бакалавриат. Сейчас министерство занимается актуализацией образовательных стандартов на всех уровнях, и в ближайшие 2–3 года необходимо будет "заточить" их под профессиональные стандарты. Во-вторых, требуется создание гибкой, вариативной системы непрерывного образования, а в-третьих – интенсивность образования должна повышаться: во всём мире число контактных часов в процессе обучения уменьшается, и технологические прорывы этому только помогают.

Сам Дмитрий Песков из АСИ предложил не воспринимать текущую дорожную карту как конечную стратегию, а уже начать движение: "В процессе разработки карты мы пытались найти грань между должным и возможным". По его мнению, одна из центральных идей карты – в том, что без появления объективной метрики и оценки производительности труда в России ничего нельзя сделать. Один из успешных примеров международной оценки – другой проект АСИ, российский этап международного чемпионата среди рабочих профессий WorldSkills Russia, который недавно прошёл в Самарской области. Сейчас в АСИ изучают отчёты от международных экспертов, которые показывают, в чём русские сварщики, плиткоукладчики и парикмахеры отстают от своих немецких коллег. Не исключено, что эти результаты, озвученные Песковым лишь обзорно, объясняют, почему в названии конференции говорится уже не о проблеме с кадрами, а о целой катастрофе.

Владимир Княгинин, директор фонда "Центр стратегических разработок “Северо-Запад”", считающий, что из АСИ "выходят карты более понятные, чем сама жизнь", назвал самой распространённой среди мужчин России профессию охранника: "Тех, кто уже вышел на рынок труда, нужно забыть: эти 20 миллионов – в сумеречной зоне, и, боюсь, половина из них контрабандисты и люди, занятые частным извозом". По его словам, растить 25 миллионов рабочих мест придётся из ничего, поэтому "ледоколом" в этом вопросе должно стать одно из министерств: "Это семечко, которое надо будет зарыть в тёплую землю, – в руках Министерства образования и науки России".

Ясиновская Елизавета

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы