Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Ученый как образ жизни

30 апреля 2013 22:32

Профессор, д.ф.-м.н., зам.декана Миссионерского факультета ПСТГУ Андрей Ефимов. Фото с сайта www.polit.ru
Профессор, д.ф.-м.н., зам.декана Миссионерского факультета ПСТГУ Андрей Ефимов. Фото с сайта www.polit.ru
Андрей Борисович Ефимов – профессор, д.ф.-м.н., зам.декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), завкафедрой Миссиологии и один из основателей ПСТГУ, – рассказал корреспонденту Pro Science о том, как создавался Свято-Тихоновский Университет и как в нем уживаются наука и вера.

Pro Science: чем для вас лично является научное знание? Как оно взаимосвязано с религией?

A.Б. Ефимов: Вера и знание – моя жизнь. Я с 34 лет – доктор физико-математических наук. Первую диссертацию защитил в 1966 году (А.Б. Ефимов – специалист по математическому моделированию – Pro Science). Ученый – это образ жизни, отношение к жизни. В современных условиях оно разное, может быть потребительское, например, такое: ученый – утверждение и любопытство. Мы этого принять не можем: для нас ученый – это любовь и служение Богу, миру и людям. Это отношение сильно влияет на все: на труд, на отношение к ученикам, к своим достижениям.

Познание – это примерно то же самое, что восхождение альпиниста, которому открываются новые горизонты. Как к ним относиться? Отношение христианское – благодарить Бога за то удивительное, прекрасное, что нам дано.

Каковы задачи семинара "Наука и вера"?

Одна из важнейших его тем – понимание того, что нам дают Откровение, Священное писание, Святоотеческая традиция, с одной стороны, и наука с другой: как мы можем это сопоставить.

Вся современная жизнь – борьба за существование, страдания; как это принять христианам, для которых Бог есть Любовь? Мы стараемся осторожно относиться к любым решениям. Здесь очень многое сделали христианские мыслители еще в прошлом веке – и Е. Трубецкой, и о. Сергий Булгаков, и В. Лосский. Происходят очень серьезные сдвиги в понимании этих вопросов. Достаточно сказать, что Католическая церковь шла на поводу у науки и принимала эволюцию в том виде, в котором она дается учеными. Мы эволюцию "перенести в рай" не можем.

Не зная истоков – нам очень трудно понять конечные цели. Когда Бог сотворил этот мир, он сказал – “Добро”. Что же тогда делать с природой, где царствуют бесконечные пищевые цепочки – один другого поедает – где кошка играет с пойманной птичкой, прежде чем её съесть: мы не можем это принять как “добро зело” (Быт. 1, 31 – Pro Science). Этот вопрос интересует всех мыслящих и христиан и нехристиан. Священное Писание касается этого, в том числе и в повествовании о конце мира.

Сегодня очень много гипотез в науках о человеке – в психологии, анторопологии...

И наше христианское понимание, и понимание материалистическое – каждое претендует на наукообразие. Очень серьезный вопрос: как дух, душа и тело живут в современном человеке?

В медицинской этике, в технократии, в сфере освоения космоса, возникают вопросы, связанные с законами наследственности – как к этому относиться? На этих вопросах и сосредоточен наш семинар. Во все времена были и ученые-материалисты, и ученые-христиане, и ученые, уходящие в сектанские взгляды о мире и человеке; поэтому еще одно направление нашего семинара – изучение личностей ученых– христиан. Как мир, себя в науке видели М. Ломоносов, С. Королев, И. Павлов, Н. Егоров (глава московской школы математиков – глубоко церковный человек), Менделеев (не церковный, но религиозный человек)?

Наша задача оказывается важной в том числе для понимания конечных судеб мира. Все более чем имеет смысл, глубокий и победный. Все судьбы мира направлены на преодоление последствия грехопадения. Начало, конец и сегодняшний день – всё связано.

Свято-Тихоновский Университет недавно отпраздновал своё двадцатилетие. С чего он начинался?

Летом 90-го года было разрешено открывать воскресные школы, и тогда в Николо-Кузнецкий храм привели шестьсот детей, их привели родители, дедушки и бабушки. Они говорили: вы видите, что творится в России, если вы не дадите нашим детишкам того, что должны, они не вырастут людьми. И вот тогда мы создали более сорока классов, при этом у нас не было преподавателей. Священники, дьяконы не могли взять на себя сорок классов. Отцы вызывали и говорили, – вот ты уже выпускник, аспирант – бери книжки и преподавай. И вот для этих преподавателей были созданы Богословские курсы, первый выпуск которых был в 91-м году.

На первый курс тогда было принято триста человек. Не было помещений, не было учебников, ничего не было. Спустя год Святейший Патриарх Алексий II благословил создание института. Институт был создан. Первым руководителем курсов был о. Глеб Каледа. А первым ректором института стал о. Владимир Воробьев. Это было начало огромного дела.

Постепенно начали создаваться учебные планы, учебные курсы, писались первые учебники. И для нас стал актуальным вопрос – а почему нельзя преподавать теологию в светских вузах. И тогда было сформулировано, что преподавание теологии в светском вузе не нарушает светскости вуза. На сегодняшний день число таких кафедр в России около сорока. И это все заслуги Свято-Тихоновского Университета (ПСТГУ), и лично о. Владимира Воробьева.

А имеете вы отношение к открытой недавно кафедре теологии в МИФИ?

Владыка Илларион привык делать все сам, у него свои помощники, своя команда. И это не только отдел внешних церковных связей, это и Общецерковная аспирантура и докторантура. Но можно отметить, что он идет в русле, которое пробито и сделано Свято-Тихоновским Университетом.

С МИФИ мы давно связаны, оттуда к нам пришли хорошие люди, в частности, о. Дмитрий Лин и многие другие, теперь преподающие в ПСТГУ. Мне лично приходилось иметь дело с предыдущим ректором – Евгением Аметистовым. С ним сразу нашелся общий язык – мы решили проблемы, МИФИ в свое время предоставил нам свои помещения.

У нас постоянный диалог с Московским Университетом, многие курсы преподаются там, это очень важно и для нас, и для МГУ. И это новое дело очень активно поддержал Виктор Садовничий, в том числе и введение специальности теологии. На сегодняшний день декан Исторического факультета МГУ Сергей Карпов возглавляет учебно-методическое объединение по теологии, оно территориально находится в МГУ.

Университет живет, ведется учебная и научно-методическая работа, находятся благодетели, входящие в попечительский совет, мы развиваемся, – есть определенная стабильность.

Давайте поподробнее остановимся на Миссионерском факультете, когда он основан, кого готовит, что пишется в дипломе?

Первоначально миссионерский факультет – это катехизаторский, один из двух первых в Университете.

Миссия и катехизация– это основные задачи и цели нашей Церкви. От решения этих задач по существу зависит будущее не только Церкви, но и России – или наш народ озвереет окончательно, или начнется возрождение национальное и духовно-нравственное, что приведет к социальному и экономическому росту .

Мы знаем, сколько уже погибло в результате духовно-нравственного кризиса, и прежде всего – это молодежь. Алкоголизм, наркомания, разврат, огромное количество сект, которые разрывают народ на части. Сегодня в Москве различных сектантов больше, чем регулярных прихожан Церкви.

А у вас есть официальная статистика?

Мы должны знать, что начиная с 90-го года на различные секты, их адептов и пропагандистов, тратится до млрд. долларов в год.

Вся Россия завалена сектантской литературой. Приезжая в регионы, сектанты уже знали куда идти, в какую администрацию, какую взятку кому дать – и шли в школы, больницы, детские дома. Ситуация очень непростая.

Но узкая линия православного духовного просвещения расширяется! На сегодняшний день нам удалось добиться многого для создания системы духовного просвещения. Такая работа проведена в Белгородской области, отчасти Курской, Свердловской, во многих других.

С именем Патриарха Кирилла связывают процесс переосмысления социальной концепции Церкви. Была идея, что на каждом приходе помимо настоятеля должен быть катехизатор – насколько это реализовано?

Совершенно четкая позиция Патриарха Кирилла – каждый приход должен стать миссионерским. Это значит, что в первую очередь необходимо заниматься молодежью в рамках своего прихода. И если эта молодежь будет активна и получит некоторое дополнительное богословское знание, то они смогут быть активнее и в мире – по отношению к внешней среде.

Какова концепция вашего факультета для каждого приходящего студента?

Конечно, эти люди верующие, они в той или иной степени должны быть церковные, стремиться к Богу и быть полезными Церкви и обществу. Мы даем им светские специальности: это или культурология или религиоведение с точки зрения православия.

Каждая теология – она всегда конфессиональная. Либо католическая, либо православная, либо мусульманская, либо иудейская. И нашему Университету, например, мусульмане, очень благодарны за то, что мы отстояли предмет “теология” и его конфессиональность. Теперь не только в Москве существуют кафедры мусульманской теологии. В Университете в Нальчике – есть кафедры и православной и мусульманской теологии.

Третья специальность – паломнический туризм, который очень важен. Только через Владимиро-Суздальский музей в год проходит полтора миллиона человек. И от того, как донести до них духовный смысл и красоту нашей православной культуры, зависит очень многое.

Есть еще специализации – работа с молодежью и социальная работа. Также каждому студенту мы даем богословское образование – в объеме семинарии, но на университетском уровне.

И, наконец, есть практика: миссионерская, паломническая, которая помогает нашим студентам раскрыться Образу Божьему – той вере, любви, тому творческому служению. Это активная позиция – и есть миссионерская.

Дальше выпускники работают в паломнических службах, преподают в семинариях, в вузах, школах. Важно, что они уходят от нас с определенной позицией, знаниями и навыками, прежде всего – труда над собой.

Беседовал Максим Тужиков

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы