|
||||||||||||||||||||||||||||
Опросов не найдено.
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Космическую отрасль спасут молодые инженеры22 апреля 2013 17:03
Этим актуальным вопросам был посвящен круглый стол, состоявшийся в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Инициатором встречи выступило ФГУП НПО "Техномаш" – технологический лидер космической отрасли. Но речь шла не просто о решении кадрового вопроса одного отдельно взятого предприятия. Рассматривались способы решения кадровой проблемы в масштабах всей отрасли, всей страны.
БАКАЛАВР – НЕ ИНЖЕНЕР
Но парадокс в том, что мы перестали готовить инженеров. Они сейчас называются специалистами. Правильно ли это? Скорее всего нет. На одном из круглых столов я поднял этот вопрос: где же инженеры? Мне ответили из министерства: а у нас есть понятие "бакалавр-инженер". Ну, давай сделаем школьник-инженер. Бакалавр – это человек, который не прошел всю инженерную школу. Как он может быть инженером? Этого я не понимаю. Если мы готовим первоклассного инженера, значит, проходим весь цикл в университете. Раньше людьми двигала идея: мы запускали спутники в космос, была интересная работа. Не исключаю, что часть ребят ориентируется на эту интересную работу. Но это единицы. Например, ФГУП ЦНИИмаш берет студентов на полставки. Они учатся на 4-м курсе, работая там, за два дня пребывания в неделю им платят порядка 20 тысяч. И набирают много людей на эту работу. Хотя из этого "много" в отдел идет один-два человека. Многие руководители предприятий приезжают сюда на 4–5-й курс, проводят встречи с ребятами. Еще раз напомню: у нас не массовый заплыв, это единичное производство. Они берут единичного студента. Как-то я ездил в Саров, в Российский федеральный ядерный центр – ВНИИЭФ. Там четко проводится научное планирование вперед на 10 лет: какие отделы кем должны быть обеспечены. Приезжая к нам, они выбирают этого товарища. Не забывайте, что сейчас есть возможность целевого направления не только на учебу, но и в аспирантуру. По поводу подготовки кадров я еще добавлю. На факультете четверо заведующих кафедрой – руководители предприятий. Это один из принципов обеспечения прямой связи между предприятием и вузом. А как сделать, чтобы аспиранты смотрели, не где бы денег заработать на жизнь, а смотрели на кафедру, на предприятие, на свою диссертацию? Заключайте договор с кафедрой, берите тему научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую, которая нужна предприятию. Чтобы 3–4 аспиранта работали над этой темой и чтобы были подготовлены как специалисты высшей квалификации для вашего предприятия. Это один из путей решения нашей задачи. ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ Советская инженерная школа вышла из российской школы инженерной подготовки. Благодаря этому в 50-е – начале 60-х годов удалось науку перестроить на атомное судостроение, с артиллерии перевести КБ на ракетную тематику. Это все делалось буквально в считанные месяцы благодаря именно качественной подготовке. Вспомним опыт советской поры. Существовала ли тогда связь предприятия и вуза? Виктор Федорович Чичварин, главный специалист сектора технологического сопровождения предприятий РКП ФГУП НПО "Техномаш". Было формальное распределение специалистов после защиты диплома в централизованном порядке. Такой связи, как сейчас, у предприятий не было. Институты отдельно, предприятия отдельно. И все предприятия были почтовыми ящиками – соблюдались режимные требования. Поэтому человек, получая направление, в полной мере не представлял, чем предприятие занимается. Да и сами члены этой комиссии не знали. Таким путем и я попал на фирму Королёва, ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва. А с точки зрения оптимизации, и я на себе это прочувствовал, специалист хотя бы год должен поработать на предприятии. Чтобы он увидел свою профессию на производстве, изнутри. А то некоторые не могут даже сориентироваться, туда ли он попал. Может, ему даже не переходить на другое предприятие, а просто в другое подразделение, другой цех. И пока он найдет это место и определится, теряется время.
Владимир Алексеевич Тарасов, заведующий кафедрой СМ-12 "Технологии ракетно-космического машиностроения" МГТУ им. Н.Э. Баумана", профессор. Учебный процесс очень деликатный. Нельзя его ломать, что мы наблюдаем в последнее время. Заведующий кафедрой и в прошлом декан нашего факультета Геннадий Алексеевич Киселев много сделал, чтобы создать прочные связи с промышленностью. Первый филиал кафедры был организован на базе ФГУП НПО "Техномаш", в прошлом НИИ ТМ. Теснейшие были связи и по НИРовским работам, и по учебному процессу. Моя кафедра была не единственной, которая давала кадры в ФГУП НПО "Техномаш". В советские времена до 40% наших выпускников распределялось именно туда. В 1990-е годы невероятными усилиями удалось удержать учебный процесс на должном уровне. Самой сложной позицией в организации учебного процесса оказалась организация практики. Когда ведущие предприятия отрасли перестали пускать студентов к себе. Речь в данном случае веду не о ФГУП НПО "Техномаш". С большими усилиями удалось отстоять наши позиции. И сейчас мы практику наших студентов проводим в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева, и группу в Подлипках на ОАО "РКК "Энергия".
Владимир Тарасов. Одним из путей преодоления этой проблемы с ГКНПЦ имени М.В. Хруничева было создание там факультета, когда из студентов нашего факультета мы набирали специально для них группу под конкретные рабочие места. Причем каждый год это менялось по потребностям предприятия. Точно такой же опыт мы имеем и в ОАО "РКК "Энергия". Активно продолжаем работать с ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" в Подлипках. Владимир Калугин. Надо формировать не какие-то учебные темы. Включать нужно в план работы соответствующего отдела и заставлять ребят работать уже непосредственно в целях предприятия. Тогда они и ответственность чувствуют. Сейчас у нас создаются отраслевые факультеты, где ребята половину времени, по сути, проводят на предприятии. Это не филиал, а отраслевой факультет. Руководитель предприятия общается с этими ребятами, они в цеху работают. Часть своего учебного времени проводят там. Это хорошее университетское образование в сочетании с нуждами предприятия. СОЗДАТЕЛИ БУДУЩЕГО
Владимир Тарасов. Основатель нашей кафедры Эдуард Адамович Сатель считал, что основой обучения студентов, передачи им знаний, в первую очередь является участие студентов в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе. Там они приобретают все знания. И я хочу слова благодарности сказать Алексею Викторовичу Бараеву. Благодаря его стараниям у нас опять появились научно-исследовательские работы совместно с ФГУП НПО "Техномаш". И в этих работах участвуют студенты. Помнится, обсуждали на круглых столах тему дедовщины. Сидели генералы, политики, а солдат почему-то не было. Обсуждают сельское хозяйство – сидят министры, публицисты… Фермера нет. Но в этом круглом столе участвовал молодой инженер. Ирина Евгеньевна Винник, технолог первой категории. Я работаю в отделении неразрушающих методов контроля. У нас молодой коллектив и самый молодой начальник – ему 35 лет. Из 20 человек 14 в возрасте от 20 до 30 лет. Двое студентов из МАИ, которые пишут дипломы. У одного по научно-исследовательской работе. В дальнейшем он, может, поступит в аспирантуру. Из Бауманского университета есть двое студентов. Еще троих, может быть, возьмем. Работаю по тематике фрикционной сварки. Раньше я работала на ММПП ФНПЦ "Салют". В плане научного развития не было никакой перспективы. Хотелось что-то новое узнать. Я в Интернете выложила свое резюме. Меня пригласили на ФГУП НПО "Техномаш", и я согласилась. Хочу быть ведущим инженером, вести научные исследовательские работы. У нас своя аспирантура, намерена защищаться. Алексей Бараев. Когда студент приходит на предприятие отрасли, что он видит? Он видит ракету, космический аппарат. Это впечатляет. А когда он приходит в НИИ? Чем мы можем его заинтересовать? Например, возможностью побывать на всех предприятиях отрасли. Безусловно, участием в становлении нового проекта. Мы на ранних стадиях разработки должны давать заключение о правильности выбранных технологий. Чего греха таить, за последние 20–30 лет ничего нового не было, а сейчас появляется масштабный проект нового пилотируемого корабля, тяжелого носителя. Кто придет сегодня к нам, завтра будет руководить всеми процессами в отрасли. Владимир Калугин. Лет 15–20 назад все старались учиться на юристов, экономистов. Сейчас стараются получить инженерное образование. Уже знают, что человек производящий что-то, – это главный человек. Конкурсы на какие специальности появляются? Максимум уже на "технологии". Ребята начинают понимать, что это слово значит. Без технологии никуда. Вот, пожалуйста, пропагандируйте это.
Виктор Чичваров. Сейчас очень хороший момент для входа в профессию. Старая наша техника уже исчерпала себя. Сейчас начали разрабатывать многоразовые космические системы. И люди, которые создают эти технологии, определяют их развитие.
Виктор Мясников
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |