Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Социализм XXI века": прическа под Уго Чавеса

03 апреля 2007 00:20

изображение с сайта yestravel.ru
изображение с сайта yestravel.ru
Первая встреча с "социализмом XXI века" оказалась неожиданной. Во всяком случае, по дороге в Новый Свет я мысленно рисовал себе венесуэльскую революцию несколько иначе. Не то чтобы, надеясь увидеть балтийского матроса с пулеметными лентами или ожившего Че Гевару, но все-таки...

Уже на следующий день после прилета в Каракас, выйдя из метро недалеко от Капитолия, где заседает революционный парламент (туда, собственно, и направлялся), я уже через пару шагов наткнулся на кумачовый тент, под которым расположилась "народная парикмахерская". Здесь и произошло знакомство с "социализмом XXI века". Энергичная мулатка в красной майке с портретом команданте Уго Чавеса и в кокетливой широкополой шляпе, естественно, так же красной, вооружившись ножницами (по своим размерам подозрительно напоминавшими садовые), стригла разомлевшего от удовольствия престарелого гражданина. Вероятно, соратника по борьбе, поскольку и тот был одет в кумачовую майку с "чавистским" лозунгом на спине.

Очереди в этот салон красоты не наблюдалось, хотя услуга была бесплатной. Впрочем, досмотрев процедуру стрижки до конца, я быстро сообразил почему. Хорошо еще, что в народной парикмахерской обходились без зеркала, а то бы дедушка наверняка расстроился.

Вообще, красный – это доминирующий на сегодня в Венесуэле цвет, а слово chavismo – "чавизм" (от Чавеса) наиболее распространенный в стране термин. Просто одни венесуэльцы произносят это слово с искренней надеждой, а другие с глубокой ненавистью. Равнодушных или нейтральных нет.

Испанская пресса, которая откровенно не любит венесуэльского лидера, однажды назвала его "законно избранным диктатором". О "диктатуре Чавеса" в следующей статье, а для начала, хотя бы кратко, о самой природе "чавизма".

Как бы не ругали команданте его оппоненты, ради объективности следует признать очевидное. Первое: венесуэльская революция есть следствие провала целого ряда предыдущих формально демократических, но безнадежно коррумпированных и бесталанных правительств, которые при всем огромном нефтяном богатстве страны не смогли решить даже самых элементарных социальных проблем. Кстати, урок для сегодняшней России.

Второе: в отличие от большинства известных нам революций, революция Чавеса до сегодняшнего дня носит вполне легитимный характер, тут испанцы совершенно правы. Команданте уже дважды убедительно выиграл президентские выборы, причем даже оппозиция вынуждена признать, что даже если при подсчете голосов и были какие-то махинации, на окончательный итог выборов они не повлияли – настолько убедительным оказалось преимущество Чавеса.

Законным представляется и дальнейший ход событий. Оппозиция, отказавшись от участия в парламентских выборах, сама подарила Чавесу конституционное большинство. Которое в свою очередь и обеспечило необходимые команданте изменения в Основном законе: продление срока президентства, возможность избрания на третий срок, наконец, крутой поворот страны к социализму. К сожалению, отнюдь не по социал-демократическому сценарию. У команданте совсем другие кумиры.

Учитывая последнее обстоятельство, могу согласиться с критиками Чавеса: это не тот путь, что приведет Венесуэлу к благополучию. Однако, повторяю, невозможно оспорить тот факт, что свою судьбу венесуэльское общество выбрало самостоятельно и согласно демократическим правилам игры. В конце концов, если большинство граждан Венесуэлы хочет жить так, как живет сегодняшняя Куба, это их право.

Как с горечью заметил в разговоре со мной один из противников Чавеса, ювелир, уже сидящий на чемодане, чтобы отправиться в США: "Если мы не смогли извлечь уроки из чужих ошибок, значит, придется учиться на своих. Одна надежда, что эти уроки в будущем пойдут Венесуэле на пользу".

Для европейца, привыкшего к определенной строгости идеологических линий, то, что называется "чавизмом" кажется совершенно несъедобным винегретом.

Если советский идеологический иконостас включал в себя профили Маркса, Энгельса и Ленина (позже к ним на время присоединился и Сталин), то современная венесуэльская иконография, в качестве главных персонажей, включает в себя Христа, Боливара и Маркса. При необходимости, в качестве идейной поддержки, Чавес вызывает из небытия подкрепление – тени Ленина, Мао, Че Гевары, Розы Люксембург с неизбежной Кларой Цеткин, ну, и так далее. Не говоря уже о бессмертном Фиделе Кастро.

Неравнодушен команданте и к известнейшему в прошлом террористу, когда-то лучшему другу палестинского народа, Ильичу Рамиресу Санчесу, он же Карлос, он же "Шакал". Венесуэльцу и студенту университета им. Патриса Лумумбы в Москве. Сейчас Ильич отбывает наказание во французской тюрьме, где, между прочим, снова судится с французским государством: в одном из интервью "Шакал" заявил, что среди жертв терроризма невинных людей нет. Впрочем, это старая любовь Чавеса, еще тех времен, когда он только боролся за власть, теперь, став президентом, команданте предпочитает не вспоминать вслух о своей дружеской переписке с террористом.

Если первая троица, т.е., Маркс-Энгельс-Ленин крепко связана между собой идейной цепью, то вторая – Христос-Боливар-Маркс скроена из частей вроде бы совершенно несовместимых. Как заметил один из иерархов католической церкви, "утверждать, что Христос был социалистом и политиком, как это делает Чавес, это все равно, что доказывать, будто Христос был авиатором". Иначе говоря, полный абсурд. Вот и Боливар, хотя и боролся за независимость Латинской Америки, также был все-таки не социалистом, а либералом. Так что, атеист и коммунист Маркс никак не сочетается ни с первым, ни со вторым. Но это в Европе, а в Латинской Америке сочетается самое несовместимое.

Кстати, сама попытка скрестить "Евангелие" с "Капиталом" для латиноамериканского, католического по преимуществу региона, далеко не нова. Не стоит забывать, что так называемая "теология освобождения" родилась и обрела силу как раз в Новом Свете. Так что Уго Чавес и здесь лишь мастерски воспользовался старыми идеями.

Как это дико не звучит, но de facto Новый Завет морально "крышует" революционный режим Чавеса. Не без интереса, например, выслушал многочасовую речь команданте перед первым отрядом пропагандистов, которым предстоит развернуть в стране работу по созданию (к концу этого года) единой социалистической партии Венесуэлы. Так вот, торжественная клятва, которую принял от агитаторов-марксистов Уго Чавес, начиналась словами, обращенными к Господу.

Возмущению церкви нет предела, но что-либо сделать она не в состоянии. Венесуэла завороженно внимает речам и песням команданте. Чтобы разнообразить свои многочасовые выступления, в промежутках между уроками политграмоты, команданте вспоминает о том, как играл в футбол, тонул в бурной реке, скрывался от правосудия в парике, готовил вооруженный переворот, сидел в тюрьме, общался с умиравшим, но так до конца и не умершим Фиделем, а так же к восторгу слушателей периодически напевает полюбившиеся ему песенки.

Это, конечно, своеобразный, карибский социализм. Трудно представить себе Ленина или Сталина распевающего на трибуне куплеты о "красотке Кармен", а вот Чавес это делает, причем его авторитет от этого ничуть не страдает.

Чавес – блестящий оратор, демагог и популист, умело нажимает именно на те клавиши, которые ему выгодны. Одна из главнейших – антиимпериализм, а точнее, антиамериканизм. Именно антиамериканизм обеспечивает венесуэльскому лидеру солидарность в регионе, да и далеко за его пределами. Друзья подбираются иногда весьма сомнительные, вроде Ахмадинежада или "Хамас", зато международные связи и влияние Венесуэлы в мире растут, как на дрожжах. Согласно недавним опросам в Латинской Америке, Венесуэла по своему влиянию вышла на второе место в регионе после Бразилии, оттеснив на задний план Мексику. Причем, ворвалась Венесуэла в "призеры влияния", поднявшись с самого низа. И только благодаря Чавесу.

Впрочем, немалую роль здесь сыграли, конечно, и деньги, которые команданте постоянно черпает из кассы государственной нефтяной компании PDVSA. Эти деньги идут не только на сегодняшние социальные программы государства: борьбу с неграмотностью или строительство жилья для бедных, что, конечно, дело благородное, но и на помощь друзьям. Чавес финансирует Кубу и Боливию, Аргентину и Никарагуа, ряд африканских и азиатских стран, создает режим наибольшего благоприятствования для Пекина, называет "великим братом" Лукашенко. Кстати, в самое ближайшее время "великий белорусский брат" прибудет в Каракас, в связи с чем, как заявил команданте, "вся Венесуэла уже оделась в праздничные одежды".

Можно, конечно, считать, как это делает оппозиция, что Чавес просто выбрасывает деньги на ветер, но можно взглянуть на это и иначе: команданте материально укрепляет международную поддержку своего режима. Остаться один на один с США Уго Чавес, естественно, не хочет.

(продолжение следует)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала

Блог Петра Романова

источник: РИА "Новости"

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы